Приветствие, доброе пожелание на работу, настрой на веру в себя, свои знания.
- Ребята, посмотрите друг на друга, пожелайте успеха, поверьте в свои силы.
- На уроке у вас всё получится. Пожмите руки друг другу и улыбнитесь.
II. Сообщение темы и целей урока.
Звучит песня из мультипликационного фильма «Тимка и Димка» «Дружба крепкая не сломается …»
- Какое слово чаще всего встречается в этой песне?
(Дружба, друг)
- Ребята, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
(Ответы детей)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстие»; будем учиться отличать настоящую дружбу от мнимой; узнаем, кого можно называть «другом», «приятелем», «товарищем».
III. Объяснение нового материала
Задание 1. Работа с термином «дружба»
- А как вы думаете, что такое дружба и кого можно назвать другом?
(Ответы детей)
- Молодцы!
Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности. Задание 2. Работа в группах
- Что вы представляете, когда слышите слово «дружба»?
(Ответы детей)
- Работая в группах, подберите по 1слову на каждую букву, связанному с понятием «дружба» в следующем порядкеД -
Р -
У -
Ж -
Б -
А -
Детям раздаются большие листы с написанным словом «дружба», слова пишут фломастером /маркером. Получившиеся записи вывешиваем на доску. Возможный вариант:
Д – доверие, доброта
Р – радость, равноправие, радушие
У – уважение, уверенность
Ж – желание
Б – борьба
А – активность
Вывод:
Действительно, дружба связана с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции. Дружбу надо беречь, активно за неё бороться.
Задание 3. Беседа о бескорыстии и порядочности
- Каждый ли человек умеет быть другом?
(Ответы детей)
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?
(Ответы детей)
(Возможные варианты ответов: Друг должен быть честным, добрым, справедливым, трудолюбивым, понимающим, не жадным …)
- Как можно назвать человека, который при дружбе не требует ничего взамен, не думает о своей выгоде?
(Ответы детей) (бескорыстным)
Бескорыстие – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.
- Как называется качество человека, который не способен к плохим поступкам, не бросает в беде?
(Ответы детей) (порядочность)
Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.
(Слайд 5)
Задание 4. Беседа о понятиях «друг», «приятель», «товарищ». Работа со словарями.
«друг» «приятель» «товарищ»
Слова записать на доску
- Одинаковы ли эти слова по смыслу?(Да)
- А по значению? (Нет)
- Узнаем значение этих слов в словаре. Работа в группах.
Каждая группа ищет значение своего слова.
Друг – человек, который связан с тобой дружбой, т.е. близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.
Приятель – это близкий и дружески расположенный знакомый.
Товарищ – человек близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.
Вывод:
С товарищем ты чаще всего связан совместной деятельностью, учёбой. Высшей степенью товарищества будет дружба. Приятелей, товарищей может быть много, но друзей бывают единицы, а лучший друг – один.
- Ребята, у кого есть лучший друг и почему вы его считаете лучшим другом?
(Ответы детей)
Задание 5. Работа с поговорками.
-Собери поговорки из отдельных слов.
-Какие поговорки получились?
«Друзья - не разлей вода»
«Дружба до первого дождя»
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
- Когда так говорят?
(Ответы детей)
Есть легенда, которая объясняет возникновение пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Предлагаю её послушать.
К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:
- Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?
- Ребята, как вы думаете, какой выбор был сделан?
(Ответы детей)
Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года. – Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой. А у того, у кого были друзья, по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
В результате обсуждения дети приходят к выводу:
Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.
- Приведите примеры настоящей и мнимой дружбы из жизни или литературных произведений.
Ю.Азаров «Один за всех – все за одного», А.Дюма « Три мушкетёра» и т.д./
Задание 6. Работа с проблемными ситуациями. Работа в группах.
Учитель раздаёт листочки, на которых записана проблемная ситуация.
-Прочитайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы.
(Дети работают в группах)
1. «Друзья».
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Что бы вы сказали Максиму?
2.«Одинаковые».
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
(Обсуждение)
Задание 7. Раздели качества на 2 группы
Фронтальная работа
- Все ли качества человека помогают в дружбе?
(Ответы детей)
- Разделите слова, находящиеся на доске, на 2 группы
Дети, поочерёдно выходя к доске, распределяют карточки в нужные группы.
На доске появляется: (Слайд 10)
Мешают дружбеПомогают дружбе
вспыльчивость бескорыстие
глупость доверие
зависимость интерес
зависть искренность
корыстолюбие милосердие
ложь надёжность
ненадёжность равноправие
обман свобода
предательство симпатия
хитрость честность
- Я надеюсь, что вы в себе будете развивать только те качества, которые помогают дружить.
IV. Закрепление
- Давайте вернёмся к началу нашего урока.
- Какова тема нашего урока?
- Что такое дружба?
- Существуют ли правила дружбы?
(Ответы детей)
- Давайте составим правила дружбы.
(Ответы детей)
- Вы назвали много правил, их можно объединить в памятку, которую вам предлагают авторы учебника.
(1 ученик читает памятку)
V. Итог урока
- Ребята, наш урок подходит к концу. Вспомним все определения изученные на уроке.
- Я желаю, чтобы у каждого из вас в жизни появился настоящий друг, а пока дарю вам «Памятки дружбы»
«Памятка дружбы»
Не оставляй друга в беде.
Помогай другу во всём.
Будь верным в дружбе, верь в друга.
Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
Будь требовательным к дружбе.
Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
Учись отстаивать свою точку зрения, не обижая других.
В споре с другом всегда находи компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)
Умей уступать другу.
Не обманывай друга.
Не требуй от своего друга жертв ради себя.
Не ябедничай, лучше сам скажи другу, что не так.
Не задавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.
Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
VI. Рефлексия.
-Ребята, подумайте, успешно ли каждый из вас работал на уроке?
-Кому было всё понятно? Кто доволен своей работой на уроке? Кто уверен, что он справился со всеми заданиями и у него всё получилось?
Поднимите руки.
-Кому не всё было понятно? Кто испытывал затруднения при выполнении каких-то заданий? Поднимите руки.
VII. Домашнее задание: написать небольшой рассказ о своем друге, спросить у родителей: есть ли у них настоящий друг, что они могут про него рассказать.
- Ребята, вы хорошо работали на уроке. Спасибо всем!