kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дружба и порядочность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений о понятиях  "дружба", "порядочность", "бескорыстие".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дружба и порядочность»









Урок

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»












Выполнил работу: Киселёва Л.В., учитель

начальных классов,

МБОУ «СОШ№36»,

г.Новокузнецк. .






Разработка урока

4 класс

Тема урока: «Дружба и порядочность»

Цель: ознакомить и уточнить представление учащихся о дружбе.

Задачи урока:

  • формировать представление о понятиях «дружба», «порядочность», «бескорыстие»;

  • формировать умение различать понятия «друг», «приятель», «товарищ»;

  • формировать умение отличать настоящую дружбу от мнимой;

  • развивать умение сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия, связанные с понятием «дружба»;

  • содействовать воспитанию нравственных качеств личности: доверие, уважение, милосердие, честность.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, доброе пожелание на работу, настрой на веру в себя, свои знания.

- Ребята, посмотрите друг на друга, пожелайте успеха, поверьте в свои силы.

- На уроке у вас всё получится. Пожмите руки друг другу и улыбнитесь.

II. Сообщение темы и целей урока.

Звучит песня из мультипликационного фильма «Тимка и Димка» «Дружба крепкая не сломается …»

- Какое слово чаще всего встречается в этой песне?

(Дружба, друг)

- Ребята, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

(Ответы детей)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстие»; будем учиться отличать настоящую дружбу от мнимой; узнаем, кого можно называть «другом», «приятелем», «товарищем».

III. Объяснение нового материала

Задание 1. Работа с термином «дружба»

- А как вы думаете, что такое дружба и кого можно назвать другом?

(Ответы детей)

- Молодцы!

Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности. Задание 2. Работа в группах

- Что вы представляете, когда слышите слово «дружба»?

(Ответы детей)

- Работая в группах, подберите по 1слову на каждую букву, связанному с понятием «дружба» в следующем порядкеД -

Р -

У -

Ж -

Б -

А -

Детям раздаются большие листы с написанным словом «дружба», слова пишут фломастером /маркером. Получившиеся записи вывешиваем на доску. Возможный вариант:

Д – доверие, доброта

Р – радость, равноправие, радушие

У – уважение, уверенность

Ж – желание

Б – борьба

А – активность

Вывод:

Действительно, дружба связана с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции. Дружбу надо беречь, активно за неё бороться.

Задание 3. Беседа о бескорыстии и порядочности

- Каждый ли человек умеет быть другом?

(Ответы детей)

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?

(Ответы детей)

(Возможные варианты ответов: Друг должен быть честным, добрым, справедливым, трудолюбивым, понимающим, не жадным …)

- Как можно назвать человека, который при дружбе не требует ничего взамен, не думает о своей выгоде?

(Ответы детей) (бескорыстным)

Бескорыстие – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.

- Как называется качество человека, который не способен к плохим поступкам, не бросает в беде?

(Ответы детей) (порядочность)

Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.

(Слайд 5)

Задание 4. Беседа о понятиях «друг», «приятель», «товарищ». Работа со словарями.

«друг» «приятель» «товарищ»

Слова записать на доску

- Одинаковы ли эти слова по смыслу?(Да)

- А по значению? (Нет)

- Узнаем значение этих слов в словаре. Работа в группах.

Каждая группа ищет значение своего слова.

Друг – человек, который связан с тобой дружбой, т.е. близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.

Приятель – это близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ – человек близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.

Вывод:

С товарищем ты чаще всего связан совместной деятельностью, учёбой. Высшей степенью товарищества будет дружба. Приятелей, товарищей может быть много, но друзей бывают единицы, а лучший друг – один.

- Ребята, у кого есть лучший друг и почему вы его считаете лучшим другом?

(Ответы детей)

Задание 5. Работа с поговорками.

-Собери поговорки из отдельных слов.

-Какие поговорки получились?

«Друзья - не разлей вода»

«Дружба до первого дождя»

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

- Когда так говорят?

(Ответы детей)

Есть легенда, которая объясняет возникновение пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Предлагаю её послушать.

(Легенду рассказывает/читает заранее подготовленный ученик)

Легенда

       К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:

 - Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?    

- Ребята, как вы думаете, какой выбор был сделан? 

(Ответы детей)

 Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.                                                                                     – Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой.                                                                                      А у того, у кого были друзья, по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.


В результате обсуждения дети приходят к выводу:

Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.


- Приведите примеры настоящей и мнимой дружбы из жизни или литературных произведений.

(Ответы детей) / «Три поросёнка», В.Осеева «Три товарища», И. Василенко « Мостик»,

Ю.Азаров «Один за всех – все за одного», А.Дюма « Три мушкетёра» и т.д./

Задание 6. Работа с проблемными ситуациями. Работа в группах.

Учитель раздаёт листочки, на которых записана проблемная ситуация.

-Прочитайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы.

(Дети работают в группах)

1. «Друзья».

Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».

- Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Что бы вы сказали Максиму?

2.«Одинаковые».

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

За что мама осудила Соню?

Что бы вы сказали Соне?

(Обсуждение)

Задание 7. Раздели качества на 2 группы

Фронтальная работа

- Все ли качества человека помогают в дружбе?

(Ответы детей)

- Разделите слова, находящиеся на доске, на 2 группы

Мешают дружбе Помогают дружбе

Слова записаны на карточках: честность, хитрость, предательство, симпатия, свобода, обман, равноправие, надёжность, ненадёжность, ложь, милосердие, корыстолюбие, зависть, искренность, зависимость, глупость, доверие, вспыльчивость, бескорыстие.

Дети, поочерёдно выходя к доске, распределяют карточки в нужные группы.

На доске появляется: (Слайд 10)

Мешают дружбе Помогают дружбе

вспыльчивость бескорыстие

глупость доверие

зависимость интерес

зависть искренность

корыстолюбие милосердие

ложь надёжность

ненадёжность равноправие

обман свобода

предательство симпатия

хитрость честность


- Я надеюсь, что вы в себе будете развивать только те качества, которые помогают дружить.

IV. Закрепление

- Давайте вернёмся к началу нашего урока.

- Какова тема нашего урока?

- Что такое дружба?

- Существуют ли правила дружбы?

(Ответы детей)

- Давайте составим правила дружбы.

(Ответы детей)

- Вы назвали много правил, их можно объединить в памятку, которую вам предлагают авторы учебника.

(1 ученик читает памятку)

V. Итог урока

- Ребята, наш урок подходит к концу. Вспомним все определения изученные на уроке.

- Я желаю, чтобы у каждого из вас в жизни появился настоящий друг, а пока дарю вам «Памятки дружбы»

«Памятка дружбы»

  • Не оставляй друга в беде.

  • Помогай другу во всём.

  • Будь верным в дружбе, верь в друга.

  • Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

  • Будь требовательным к дружбе.

  • Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.

  • Учись отстаивать свою точку зрения, не обижая других.

  • В споре с другом всегда находи компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)

  • Умей уступать другу.

  • Не обманывай друга.

  • Не требуй от своего друга жертв ради себя.

  • Не ябедничай, лучше сам скажи другу, что не так.

  • Не задавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.

  • Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

  • Не смейся над недостатками друга.

  • Останови друга, если он делает что-то плохое.

  • Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

  • Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

VI. Рефлексия.

-Ребята, подумайте, успешно ли каждый из вас работал на уроке?

-Кому было всё понятно? Кто доволен своей работой на уроке? Кто уверен, что он справился со всеми заданиями и у него всё получилось?

Поднимите руки.

-Кому не всё было понятно? Кто испытывал затруднения при выполнении каких-то заданий? Поднимите руки.

VII. Домашнее задание: написать небольшой рассказ о своем друге, спросить у родителей: есть ли у них настоящий друг, что они могут про него рассказать.

- Ребята, вы хорошо работали на уроке. Спасибо всем!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Дружба и порядочность

Автор: Киселёва Лариса Владимировна

Дата: 10.06.2021

Номер свидетельства: 583063

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Дружба в классе - залог успеха в учебе !"
    ["seo_title"] => string(38) "druzhbavklassiezaloghuspiekhavuchiebie"
    ["file_id"] => string(6) "262157"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449258715"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этики»(модуль «Основы светской этики») по теме: «Дружба и порядочность», 4 класc "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-po-osnovam-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-modul-osnovy-svietskoi-etiki-po-tiemie-druzhba-i-poriadochnost-4-klasc"
    ["file_id"] => string(6) "115995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412189239"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Презентация и конспект урока  " Дружба" "
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-druzhba"
    ["file_id"] => string(6) "219678"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434332861"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Технологическая карта урока на тему "Дружба""
    ["seo_title"] => string(46) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_na_temu_druzhba"
    ["file_id"] => string(6) "609920"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1655411724"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока "Стыд и милосердие" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-styd-i-milosierdiie"
    ["file_id"] => string(6) "229280"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441654231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства