Тема урока: «Дружба и порядочность» Тип урока: комбинированный урок. Цель урока: формирование понятий: дружба, порядочность, настоящий друг, правила дружбы, приятель, товарищ; развитие умений анализировать, делать выводы; формирование таких качеств личности как бескорыстие, доверие, милосердие, надёжность. Планируемые результаты МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: умение пользоваться справочной литературой, самоконтроль (сравнивнение, анализи, умение делать выводы; работа со словарем); умение формулировать цели и задачи предстоящей работы (формирование и удержание учебной задачи), умение пользоваться современными инструментами ИКТ. ПРЕДМЕТНЫЕ: получение знаний о дружбе, порядочности, умение пользоваться правилами поведения с целью сохранения дружбы. ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие любознательности; потребности самостоятельного познания правил успешного существования в социуме; развитие познавательной активности и инициативности, формирование навыков рефлексии. УУД: ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Уметь наблюдать и оформлять свои наблюдения; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать результаты своей деятельности, стремиться к самосовершенствованию РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в процессе сотрудничества, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, формировать установку на соблюдение моральных норм и правил. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; осуществлять анализ и синтез объектов, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения в сотрудничестве, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своих действий.
Оборудование: презентация, фильм серии Ералаш «Настоящий друг», аудио запись музыкального произведения «Настоящий друг», « интерактивная доска, проектор, компьютер, классная доска, листья деревьев и цветы (изготовленные на уроках технологии), словари, учебник, листы самооценки. |
Формулирование темы и цели урока Просмотр видео фильма (3 мин) | Сейчас мы посмотрим фильм из серии «Ералаш», и попробуем с вами определить тему нашего сегодняшнего занятия. Можно ли назвать отношения мальчиков «дружбой»? Почему? О чём мы сегодня будем говорить на уроке? Выберите на доске из предложенных вариантов, те которые подойдут к нашей теме: - поступки людей, - что такое дружба, -смелость и самоотверженность, - кого называют друзьями, -радость, - как првильно дружить и т.д. Давайте сформулируем цель нашего занятия. | Тема урока « Дружба» Нет. Отвечают на вопрос учителя. Дети выбирают: -что такое дружба, - кого называют друзьями - как првильно дружить,
Узнать значение слова дружба, кого называют настоящими друзьями и правила настоящей дружбы. |
Актуализация знаний Пробуждение интереса к получению новой информации (2 мин) Изучение нового материала (открытие новых знаний) | Подберите однокоренные слова к слову «Дружба» Как вы понимаете слово «Дружба»? Запишите коротко на листочки синонимы. А одно ли значение у этих словили они отличаются по смыслу? На слайде – определения из словаря Приятель - близкий и дружески расположенный знакомый. Ожегов Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а так же человек, дружески расположенный к кому-нибудь. Товарищи с детства, по школе, по оружию, боевой. Ожегов Если кто-то не записал, то мы можем найти ответ, то мы можем поискать в учебнике и словаре, который лежит на столе. Работа с учебником стр. 50. Прочитайте определение слова «Дружба» и запишите на листочки главные слова
Сформулируйте определение «ДРУЖБЫ» Какие из этих слов в определении доказывают, что мальчики в фильме не были друзьями? А хотели ли они быть друзьями? А почему у них не получалось? Каждый ли человек умеет быть другом?
Чтение стихов «Жадина» Кто держит конфету свою в кулаке, Чтоб съесть её тайно от всех в уголке Кто выйдя во двор, никому из соседей Не даст покататься на велосипеде, Кто мелом, резинкой, любою безделицей В классе ни с кем никогда не поделится? Имя тому подходящей дадено Даже не имя, а прозвище Жадина! Жадину я ни о чем не прошу В гости я жадину не приглашу Не выйдет из жадины друга хорошего, Даже приятелем не назовёшь его Поэтому – честно, ребята, скажу – С жадными я никогда не дружу «Сонечка»
Тронь её нечаянно – сразу: -Караул Ольга Николаевна, он меня толкнул! Ой, я укололась, - слышен Сонин голос Мне попало что-то в глаз, Я пожалуюсь на вас! Дома снова жалобы: - Голова болит… Я бы полежала бы – мама не велит, Сговорились мальчики: - Мы откроем счет Сосчитаем жалобы– сколько будет в год Испугалась Сонечка и сидит тихонечко. Почему с такими детьми никто не хочет дружить? Обратимся к учебнику стр. 51. Найдём ответ на вопрос « кто может быть настоящим другом и умеет по- настоящему дружить»?
В каких произведениях мы встречаемся с настоящей дружбой?
Я подготовила иллюстрации к пословицам, подберите пословицы попробуйте их объяснить: Покажи пантомиму следующих пословиц: 1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей” 2-я группа "Без друга на душе вьюга”. 3-я группа "Старый друг лучше новых двух” Какие картинки подойдут к вашим пословицам?
| Дружелюбный, дружеский, дружить. Дружественный, дружный, дружок Приятель, товарищ, одноклассник…. Приятель- знакомый, с которым ты просто общаешься по дружески. Товарищ – близкий по мыслям и и делам человек. Дети работают в парах и пишут: …. взаимопонимание общение поддержка взаимопомощь и размещают на доске совместная деятельность нравственная ценность привязанность общность интересов уважениеивязанность -у них не было уважения, общения, общих интересов и дел. Да Наверное нет. Не хотят дружить с жадными, ябедами, злыми. До дружбы надо дорасти, не сможет стать другом: - самолюбивый человек, -кто хочет быть главным в дружбе, - кто не придёт на помощь, - кто не умеет радоваться успехам другого, -завидует и т.д. В. Осеева «Три товарища», И. Василенко «Мостик», Ю. Азаров «Один за всех и все за одного» Работа в группах Дети объясняют смысл пословиц |
Физминутка | Движения под музыку « Настоящий друг» Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся, "Не разлить водой" - шутят все вокруг. В полдень или в полночь друг придёт на помощь, Вот что значит настоящий верный друг. В полдень или в полночь друг придёт на помощь, Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то в трудную минуту, Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту, Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту, Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту, Вот что значит настоящий верный друг. | |
5. Закрепление изученного материала | Какими же качествами должен обладать настоящий друг, а какие качества мешают дружбе? Распределите слва в две группы: вспыльчивость, глупость, зависимость, интерес, искренность, зависть,милосердие, корыстолюбие, ложь, надёжность, равноправие, ненадёжность, обман, свобода, симпатия, хитрость, честность. Самопроверка по ключу Сравнить полученный результат со страницей 54 в учебнике. Мы с вами очень много сегодня говорили на тему «Дружбы». Давайте попробуем составить кодекс дружбы, тех правил, которые помогут вам быть настоящими верными друзьями. А помогут нам в этом слова, пословицы на доске, листочки с качествами – всё то что у вас есть к концу занятий. Свой кодекс мы можем в дальнейшем дополнять. | Работа в парах Один выписывает то, что мешает дружбе, а второй то, что помогает дружбе. Сменные пары Дети поворачиваются и сравнивают свою работу с детьми с задней парты.
Работа в группах |
Итог урока Рефлексия Выражение настроения Учиться оценивать свою работу на уроке. Учиться делать вывод 7. Домашнее задание | Зачитываем получившийся кодекс. Спасибо большое за работу. Вы все мне очень помогали. На доске мы можем увидеть результаты нашей работы: - таблички со словами-характеристиками слова дружба; - пословицы о дружбе; - стихи о дружбе; - кодекс дружбы.
Дружба – величайшая нравственная ценность. Необходимо терпимо относиться к друзьям. Учиться быть настоящим другом. Давайте прикрепим цветы под деревом. Какая полянка получилась? Какой вывод сделаем? Почему вы так решили?
Давайте сравним наци поставленные цели в начале урока с теми результатами, к которым мы пришли. Ответьте на вопрос: что «я» сегодня делал на уроке?
Запиши в графы ( понравилось, не понравилось, нового и интересного, что ещё нового хотел бы узнать на эту тему)
Каждый из вас может проверить хороший ли он друг, заполнив анкету. На следующем занятии я дам ключ к анкете. Анкета «Хороший ли ты друг» Подчеркните тот ответ, который, по вашему мнению, считается правильным. Есть ли у тебя друг? Можешь ли ты доверить другу тайну? Можно ли назвать твоих родных друзьями? Есть ли у тебя домашние животные? Можешь ли ты назвать их своими друзьями? Если друг попал в беду ты Ты навестишь друга если он заболел? 8 .Поделишся с другом последним куском торта? 9.Если на вас с другом напали, ты Убегу! Помогу ему Позову взрослых 10. Если пошел дождь, ты дашь другу свой зонт? 11.Если он попросит твою приставку ты Дам, конечно А, вдруг он её сломает!! Нет | Настоящий друг Делится новостями о своих успехах Оказывает эмоциональную поддержку Добровольно помогает в случае нужды Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе Не завидует другу Защищает друга в его отсутствие Терпим к остальным друзьям своего друга Хранит доверенные ему тайны Не критикует друга публично Не ревнует друга к остальным людям Стремится не быть назойливым, не надоедает Не поучает, как нужно жить Уважает внутренний мир друга Не использует доверенную тайну в своих целях Не стремится переделать друга по своему образцу Не предает в трудную минуту Доверяет свои самые сокровенные мысли Понимает состояние и настроение друга Уверен в своем друге, искренен в общении Первым прощает ошибки друга Радуется успехам и достижениям друга Не забывает поздравить друга Помнит о друге, когда того нет рядом Может сказать другу то, что думает Яркая. Настроение улучшилось.
Больше ярких цветов. Мы узнали не только о дружбе, но и о том как стать хорошим верным другом…. Метод «Плюс-минус –интересно» П -плюс | М – «минус» | И – «интересно» | | | | Обработка результатов За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 балла, за ответ «не знаю» - по 1 баллу, а за ответ «нет» - 0 баллов. Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.
Интерпретация результатов От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. |