Урок 5.
Тема: Дружба и порядочность.
Цель урока: формирование у младших школьников понятий «друг», «дружба», «порядочность».
Задачи: показать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. Воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. На материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей;
Формы и виды учебной деятельности
Беседа, самостоятельная работа с источниками информации
Основные термины и понятия
Добродетельные отношения. Дружба, избирательность, порядачность.
Оборудование
Мультимедиа, иллюстративный ряд, художественная литература.
Планируемые
результаты изучения материала
понимание ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
План урока
1. Организация деятельности учащихся (звучит песня «Настоящий друг», музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского)
- Вы должны вспомнить, о чем говорилось в песне?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?
- Ребята! Сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте отзывчивости и порядачности– о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.
Дети становятся в круг.
-Давайте поприветствуем друг друга.
Упражнение “Аплодисменты по кругу.
Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …” (После приветствия все садятся на свои места.)
На доске написано предложение: « Друг – это тот, кто….»
- Продолжите предложение.
-Друг, приятель товарищ. Чем отличаются эти слова?
- Что такое дружба? (словарь)
- А теперь прочитаем что такое дружба в учебнике на с.50/
2. Работа в группах.
Подбери слова, которые связаннае по смыслу со словом дружба
Д_________________
Р_________________
У_________________
Ж________________
Б_________________
А_________________
Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете по ней рассказать?
-« Шагни» сам в иллюстрацию. Что слышишь? Представь себя героем сюжета. Что ощущаешь?
- Назвать черты дружбы? Запишем на доске.
- Давайте поработаем с иллюстрациями на экране. С кем дружит мальчик? - Как догадались, что они друзья?
- Кого видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать?
- Можно ли сказать о детях,что они друзья? Почему?
- Давайте обратимся к жемчужинам народного творчества.
- Что же говорил народ о дружбе и о друзьях.
Назови как можно больше мультфильмов и, где показана дружба. «Три поросенка», «Малыш и Карлсон» и пр.
Игра «Собери пословицу». (Работа в группах).
(Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.)
1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы.
Друг верен, во всем измерен.
Друг познается при рати да при беде.
Друг- ценный клад, недругу никто не рад.
Друга иметь – себя не жалеть.
1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы, разыграв мини- сценку.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Друга на деньги не купишь.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Дружный табун волков не боится.
3. Контроль за усвоением знаний учащихся.
Учитель: Сейчас я прочитаю вам рассказ В. Осеевой «До первого дождя». Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения.
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
- Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?
- Почему покраснели Маша и Таня?
- Чья из пословиц групп выражает главную мысль рассказа?
Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Настоящий друг везде
Верен – в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»?
Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу?
Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок — верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.
Работа с учебником определение стр. 52.
Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».
(По Ю. Яковлеву)
«Порядочность — это честность, неспособность к низким, антиобщественным поступкам». В своей статье Ю. Яковлев более широко раскрывает данное понятие. Он считает, что порядочный человек — это человек не только честный, но и благородный, умеющий понять чужую беду.
4. Рефлексия.
- Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?
-Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?
- Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?
Игра « Цветик – семицветик».
- У меня на руках ромашка. Все, наверное, помнят сказку про волшебный цветок. Каждый возьмет по одному лепестку и напишет пожелание своему другу. И пусть как в доброй сказке исполнятся ваши пожелания. (Прочитаем некоторые пожелания)
- Оцените свою работу и всего класса на уроке (оценочные листы лежат на партах)
Характерные черты
Я
Класс
Добросовестно
Аккуратно
Кое-как
Старательно
Небрежно
Без интереса
Увлеченно
Спустя рукава
С любовью
По приказу
12. Ритуал прощания.
- Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.
( Учащиеся выходят из класса, взявшись за руки попарно, под песню
«Дружба крепкая» )
Домашнее задание
Задание на дом:
Написать рассказ о своем друге.
Расспросить у родителей об их школьных товарищах - составить мини сочинение.
Подобрать иллюстрации по теме урока «Настоящий друг»
Источники информации (школьные и внешкольные)
Диски мультимедиа, толковые словари