kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Стыд и милосердие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 5.

Тема: Дружба   и порядочность.

 Цель урока: формирование у младших школьников  понятий  «друг», «дружба», «порядочность».

Задачи:  показать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. Воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. На  материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей;

Формы и виды учебной деятельности

Беседа, самостоятельная работа с источниками информации

Основные термины и понятия

 Добродетельные отношения. Дружба,  избирательность, порядачность.

Оборудование

Мультимедиа, иллюстративный ряд, художественная литература.

Планируемые

результаты  изучения материала

понимание ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей  

План урока

1. Организация деятельности учащихся (звучит песня «Настоящий друг», музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского)

- Вы должны вспомнить, о чем говорилось в песне?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

- Ребята!  Сегодня  поговорим с вами о дружбе, доброте   отзывчивости и порядачности– о тех  человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

Дети становятся в круг.

-Давайте поприветствуем друг друга.  

Упражнение “Аплодисменты по кругу.

Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …” (После приветствия все садятся на свои места.)

На доске написано предложение: « Друг – это тот, кто….»

- Продолжите предложение.

 -Друг, приятель товарищ. Чем отличаются эти слова?

  • Что такое дружба? (словарь)

- А теперь прочитаем что такое дружба в учебнике на с.50/

2. Работа в группах.

Подбери слова, которые  связаннае по смыслу со словом дружба

Д_________________

Р_________________

У_________________

Ж________________

Б_________________

А_________________

Рассмотрите иллюстрацию.  Что вы можете по ней рассказать?

-« Шагни» сам в иллюстрацию. Что слышишь? Представь себя героем сюжета. Что ощущаешь?

- Назвать черты дружбы? Запишем на доске.

- Давайте поработаем с иллюстрациями на экране. С кем дружит мальчик? - Как догадались, что они друзья?

- Кого  видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать?

- Можно ли сказать о детях,что они друзья? Почему?

- Давайте обратимся к жемчужинам народного творчества.

- Что же говорил народ о дружбе и о друзьях.

Назови как можно больше мультфильмов и, где показана дружба. «Три поросенка», «Малыш и Карлсон» и пр.

Игра «Собери пословицу». (Работа в группах).

(Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.)

1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы.

Друг верен, во всем измерен.

 Друг познается при рати да при беде.

 Друг- ценный клад, недругу никто не рад.

 Друга иметь – себя не жалеть.

1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы, разыграв мини- сценку.

 Друга ищи, а найдешь – береги.

Друга на деньги не купишь.

 Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.

Дружный табун волков не боится.

3. Контроль за усвоением знаний учащихся.

Учитель: Сейчас я прочитаю вам рассказ  В. Осеевой «До первого дождя». Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения.

Таня и Маша были очень дружны и всегда  ходили в детский сад вместе. То Маша  заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался  сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей  Маша.

В детском саду  воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

- Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

- Почему покраснели Маша и Таня?

- Чья из пословиц групп выражает главную мысль рассказа?

Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.  

Настоящий друг везде

Верен – в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов.

Да, по действиям несходны

Верный друг и льстец негодный.

Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»?

Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу?

Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок — верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.

Работа с учебником  определение стр. 52.

Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».

(По Ю. Яковлеву)

«Порядочность — это честность, неспособность к низким, антиобщественным поступкам». В своей статье Ю. Яковлев более широко раскрывает данное понятие. Он считает, что порядочный человек — это человек не только честный, но и благородный, умеющий понять чужую беду.

4. Рефлексия.

- Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?  

-Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?

- Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

Игра « Цветик – семицветик».

-  У меня на руках ромашка. Все, наверное, помнят сказку про волшебный цветок. Каждый возьмет по одному лепестку и напишет пожелание своему другу. И пусть как в доброй сказке исполнятся ваши пожелания. (Прочитаем некоторые пожелания)

- Оцените свою работу и всего класса  на уроке (оценочные листы лежат на партах)

Характерные черты

Я

Класс

Добросовестно

Аккуратно

Кое-как

Старательно

Небрежно

Без интереса

Увлеченно

Спустя рукава

С любовью

По приказу

12. Ритуал прощания.

- Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.

( Учащиеся выходят из класса, взявшись за руки попарно, под песню

«Дружба крепкая» )

Домашнее задание

 Задание на дом:

Написать рассказ о своем друге.

Расспросить у родителей об их школьных товарищах - составить мини сочинение.

Подобрать иллюстрации по теме урока «Настоящий друг»

Источники информации (школьные и внешкольные)

Диски мультимедиа,  толковые словари

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Стыд и милосердие" »

Продолжите предложение Друг   – это тот, кто …………

Продолжите предложение

Друг   – это тот, кто …………

Дружба и порядочность

Дружба и порядочность

Подбери слова, которые связанные по смыслу со словом дружба

Подбери слова, которые связанные по смыслу со словом дружба

Узнайте героев мультфильмов

Узнайте героев мультфильмов

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ Друг верен,   волков не боится. Друг- ценный клад, не купишь. Дружный табун   сломаешь – не починишь. Друга ищи, во всем измерен. Друга на деньги а найдешь – береги. Дружба что стекло: недругу никто не рад.

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

Друг верен,

  волков не боится.

Друг- ценный клад,

не купишь.

Дружный табун

  сломаешь – не починишь.

Друга ищи,

во всем измерен.

Друга на деньги

а найдешь – береги.

Дружба что стекло:

недругу никто не рад.

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ Друг верен,   во всем измерен. Друг- ценный клад, недругу никто не рад. Дружный табун   волков не боится. Друга ищи, а найдешь – береги. Друга на деньги не купишь. Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

Друг верен,

  во всем измерен.

Друг- ценный клад,

недругу никто не рад.

Дружный табун

  волков не боится.

Друга ищи,

а найдешь – береги.

Друга на деньги

не купишь.

Дружба что стекло:

сломаешь – не починишь.

В. Осеева «До первого дождя».

В. Осеева «До первого дождя».

Порядочный человек.  Работа с учебником стр.52.

Порядочный человек. Работа с учебником стр.52.

Оцените свою работу и всего класса  на уроке Характерные черты Я Добросовестно Класс Аккуратно Кое-как Старательно Небрежно Без интереса Увлеченно Спустя рукава С любовью По приказу

Оцените свою работу и всего класса  на уроке

Характерные черты

Я

Добросовестно

Класс

Аккуратно

Кое-как

Старательно

Небрежно

Без интереса

Увлеченно

Спустя рукава

С любовью

По приказу

Задание на дом .  Выполнить два задания по любых по желанию.

Задание на дом . Выполнить два задания по любых по желанию.

  • Написать рассказ о своем друге.
  • Расспросить у родителей об их школьных товарищах - составить мини сочинение.
  • Подобрать иллюстрации по теме урока «Настоящий друг»
Спасибо друзья за работу!

Спасибо друзья за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Стыд и милосердие"

Автор: Комарова М.А.

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229280

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Открытый урок по литературе на тему" Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"". "
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-po-litieraturie-na-tiemu-rasskaz-l-n-tolstogho-poslie-bala"
    ["file_id"] => string(6) "237077"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444229762"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Тема памяти в рассказе В.П.Астафьева "Вербное воскресенье" "
    ["seo_title"] => string(65) "tiema-pamiati-v-rasskazie-v-p-astaf-ieva-vierbnoie-voskriesien-ie"
    ["file_id"] => string(6) "185507"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426185860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства