Тема: "Дружба и порядочность»
Цель:
Ознакомление учеников с общечеловеческими ценностями: дружба, порядочность. Выявление представления детей о дружбе, показать, каким должен быть настоящий друг
Понятия: дружба, бескорыстие, порядочность, друг, приятель, товарищ.
Предметные результаты:
Формировать нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе.
Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу.
Универсальные учебные действия
Регулятивные: разработка правил работы в парах.
Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практического задания; анализ правил дружбы; объяснение пословиц.
Коммуникативные: работа в парах; определение правил соревнования команд.
Личностные:
Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления
Компетенции: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу.
Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка плакат «Правила дружбы», карточки, ручки, маркеры,
Основные термины и понятия: дружба, бескорыстность, порядочность, взаимная симпатия.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Скажите, пожалуйста, кому вы можете доверить свою самую сокровенную тайну?
- С кем проводите свой досуг? Почему?
2. Постановка проблемы.
Учащиеся трех групп получают конверт с пословицами о дружбе. Надо собрать пословицу из отдельных слов (на листочках) и прикрепить на доске.
1-я группа. «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью».
2-я группа. «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
3-я группа. «Нет друга ищи, а нашёл береги».
Учитель. Какие пословицы у вас получились?
Что их объединяет? (общая тема пословиц – дружба)
- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
Учитель: Дружба и порядочность.
Учитель: Чтобы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы ответить?
- Ребята! Сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Это слово? Значит что оно?
-А что такое дружба, как вы понимаете это слово? (высказывания учащихся)
3.Словарная работа.
Откройте учебник на стр. 50 и найдите понятие «дружба».
Дружба – одна из высших нравственных ценностей. Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.
- Подберите однокоренные слова к этому слову. (дружелюбный, дружеский, дружественный, дружить, дружный, дружок)
Учитель. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Не случайно появилась поговорка: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
- Каждый ли человек умеет быть другом? (высказывания детей)
4. Игра «Цветок дружбы».
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Напишите по одному самому главному качеству на лепестке этого красивого цветка, без которого дружба состояться не может.
Обучающиеся прикрепляют на доске лепестки цветка к его середине.
Вывод: Настоящий друг обладает такими качествами, как честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость, не держит зла после ссоры и быстро умеет мириться.
- А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами? Почему?
5. Физкультминутка.
(Песня В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»).
6. Работа с учебником
Учитель. Человек живёт в обществе среди других людей: с одними ты учишься, с другими встречаешься в кружке или секции, с третьими – отдыхаешь.
-Одинаковы ли слова друг, приятель, товарищ? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на стр.52-53
7.Рассказ В.Осеевой «Три товарища»
Учитель. Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: -Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял.
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.
- До обеда далеко еще!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю. - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
( обсуждение рассказа)
8.Комментирование ситуаций.
Учитель. А теперь я предлагаю вам поработать консультантами. Каждая группа получает конверт. В нем вы найдете описание той или иной ситуации. Задача вашей группы – прокомментировать ее.
1-я группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.
2-я группа. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
3-я группа. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.
Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию.
9.Формулирование правил дружбы.
Учитель. Вы замечательно справились с работой консультантов. Предлагаю каждой группе на листочках записать правила (кодекс) дружбы. Мы их все прикрепим на доску и выберем общие законы для нашего класса.
Учащиеся работают в группах, в итоге все вместе отбирают наиболее значимые для всех правила
ПРАВИЛА дружбы:
1. Не оставляй друга в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
6. Не обманывай друга.
7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
8. Не предавай своего друга.
9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Затем все учащиеся становятся в круг со словами: «Шире круг, шире». Учащиеся берутся за руки и по очереди говорят соседу что-нибудь приятное. Знаками внимания могут быть личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо…»
Звучит песня «дружба», все рассаживаются по местам.
Итог.
-О чем говорили на уроке? Что такое дружба?
- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?
- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
Домашнее задание. Я предлагаю дома написать письмо другу. В классе можно зачитать (по желанию) или просто передать ему. Письмо можно писать любому однокласснику с предложением о дружбе.