Урок литературного чтения 3 класс Тема: «Дружба» по Н. Богданову Цели: 1. Научить анализировать тексты, в которых дано описание военных событий; выделять основную идею произведения. 2. Развивать умение работать в группе, навыки выразительного, осмысленного чтения, пересказа; расширять словарный запас у учащихся. 3. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа, ассоциативные чувства, толерантность, любовь к Родине, гражданское самосознание. Оборудование: - слайды на тему ВОВ (памятники и т.д.). - слайды с пословицами о дружбе, о Родине; -карточки со словами (для оформления доски: дружба – достық, друг – дос, Родина – Отан, мать – ана, герой – батыр). - наборы (слова из пословицы). 5 наборов. - плакаты - фотографии участников ВОВ – атбасарцев. - рисунки детей, о войне, мире. - шары, цветы из бумаги. - скотч - фонограммы: песня «Вставай, страна огромная!», спокойная, тихая мелодия (как фон при чтении стихотворения): песня «Все мы делим пополам».
ХОД УРОКА 1. Психологический настрой. (звучит медленная музыка) -Ребята, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки и тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка). - Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям и дружеским отношениям. 2. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию». С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба человеку не нужна», на другом - «Дружба человеку нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос. 3. Деление на 4 группы по 6 человека по цвету стикера. 4. Повторяют правила работы в группе. 5. Проблемная ситуация. Работа в группах. Составление «мозайки» с изображением картины на военную тему. 6. Постановка целей и определение темы урока. - Что изображено на картинках? - Как вы думаете, почему в начале урока мы говорили о дружбе, а теперь я предложила вам картинки на военную тему? -Как вы думаете, с рассказом на какую тему мы сегодня познакомимся? (Дружба на войне)(видео о ВОВ) - Для чего нужно изучать произведения о войне? - С одним из них, рассказом «Дружба» Н.Богданова, мы познакомимся. 7.первичное знакомство с текстом (читает учитель) 8. Анализ произведения: - Почему рассказ называется «Дружба»? - Найдите первое предложение, прочитайте. (Объяснение смысла). - Встречались ли вам в тексте непонятные слова? Какие? - В годы какого великого события происходили действия, описанные в рассказе? (видео Штурм Берлина, взятие Рейхстага) - Как описывает автор Степана Кузнецова и Иргаша Джафарова? (составление словесного портрета героев). - Как герои нашли общий язык, начали понимать друг – друга? - Насколько близкими людьми они стали? - Какое важное событие в ходе войны описано в рассказе? - Что произошло с героями, когда они попали в окружение, при штурме Берлина? - Как по совету Джафарова Кузнецов вызвал подмогу? - Почему Джафаров по дороге домой пел песню на казахском языке, но на русский мотив? 9. Работа в группах. Составление плана рассказа, состоящего из 3 частей (Вводная, основная, заключительная). -Что такое план? Зачем он нужен? План – это краткое изложение текста. Он помогает пересказать текст от начала до конца. -Прочитайте рассказ и, посовещавшись, разделите текст на 3 части и озаглавьте. 10. Презентация группами своих работ. 11. Оценивание работ другими группами. Сравнение обсуждение всех планов и выбор наиболее точного плана. 12. Работа в группах по приему «Джиксо». Подготовка пересказа рассказа учащимися по плану. 1группа- 1 часть, 2 группа – 2 часть, 3 группа– 3 часть, 4 группа –экспертная группа 13. Пересказ каждой части рассказа. 14. Оценивание работ другими группами. 15. Заключительное слово учителя: - На уроке мы говорим о дружбе, друзьях, Родине, героях, матери. - Как звучат эти слова по казахски? Мать – ана Родина – Отан Друг – дос Дружба – достық Герой – батыр Инценирование диалога героев на казахском языке.(выборочно) - Вы неплохо знаете казахский язык. Хорошее знание казахского языка помогло герою рассказа спасти друга. - На примере дружбы между героями рассказа мы видим, какой должна быть настоящая дружба? - Пока между людьми разных национальностей существует такая крепкая дружба, нам не страшны никакие враги и никакие войны. - Как вы думаете, подходят ли эти пословицы? (На доске) 16. Работа в группах. «Синквейн». Составление пятистишия со словом «дружба» 17. Презентация группами своих работ. 18. Рефлексия. Закончи предложение. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Итог урока Закончить урок мне бы хотелось словами великого немецкого писателя Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации». Оценки за урок. Домашнее задание: читать и составить графический пересказ текста.
Здание Рейхста́га — «здание государственного собрания» — знаменитое историческое здание в Берлине, где в 1894—1933 годах заседал одноимённый государственный орган Германии — Рейхстаг Германской империи Штурм Рейхста́га — боевая операция частей Красной Армии против немецких войск по овладению зданием германского парламента. Радист — специалист по передаче и приёму сообщений по радио. Пехота предназначена для ведения боевых действий в пешем порядке (на собственных ногах)... |