Данная разработка урока составлена по произведению Н.Богданова "Дружба". Разработка составлена с использованием элемента двуязычия, то есть вклбчает работу со словами на казахском и русском языках.На данный урок можно пригласить гостей: участников войны, ветеранов тыла, блокадников, людей, чье детство проходило в военные годы.Материал разработки можно использовать при подготовке и проведении урока или внеклассного мероприятия, посвященногоДню Победы в Великой Отечественной войне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа, ассоциативные чувства, толерантность, любовь к Родине, гражданское самосознание.
Оборудование: - слайды на тему ВОВ (памятники и т.д.).
- слайды с пословицами о дружбе, о Родине;
-карточки со словами (для оформления доски: дружба – достық, друг – дос, Родина – Отан, мать – ана, герой – батыр).
- наборы (слова из пословицы). 5 наборов.
- плакаты
- фотографии участников ВОВ – атбасарцев.
- рисунки детей, о войне, мире.
- шары, цветы из бумаги.
- скотч
- фонограммы: песня «Вставай, страна огромная!», спокойная, тихая мелодия (как фон при чтении стихотворения): песня «Все мы делим пополам».
ХОД УРОКА
1. Орг. момент (на фоне музыки или песни о войне).
- Здравствуйте, ребята садитесь. Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. А кроме того у нас открытый урок по литературе (в музыке зазвучала тема войны). Мы познакомимся с новыми произведениями Н. Богданова «Дружба», вспомним стихотворение «Отец» Т.Молдагалиева.
2. – Ребята, какие образцы, картины вы представляли, слушая музыку?
- А когда я слушаю эту музыку, вспоминаю эти строки:
Сотни тысяч заживо сожженных
К нам взывают сквозь года.
Загляните же в глаза тех обреченных,
Что ушли из жизни навсегда.
Как же перед нами оправдаться?
Как же объяснить, что вновь
Дети перестали улыбаться
И невинных рядом льется кровь?
3. Проверка домашнего задания:
- А теперь я бы хотела послушать, как вы умеете читать, прочитайте выразительно стихотворение «Отец». (звучит музыка, два ученика читают).
- Молодец, ты прочитал (а) стихотворение громко, выразительно.
- В какой части стихотворения содержатся самые главные строки? Где начинаются слова?
- Давайте прочитаем вместе, я читаю одну строку, а кто – то из вас следующую, по очереди.
4. Физминутка «Задуй свечу».
5. Новая тема:
- О войне создано много произведений, как в форме стихотворений, так и в прозе.
- С одним из них, рассказом «Дружба» Н.Богданова, мы познакомимся.
6. Первичное чтение учителем.
7. Анализ произведения:
- Почему рассказ называется «Дружба»?
- Найдите первое предложение, прочитайте. (Объяснение смысла).
- Встречались ли вам в тексте непонятные слова? Какие?
- В годы какого великого события приходили действия, описанные в рассказе?
- Как описывает автор Степана Кузнецова и Иргаша Джафарова? (выб. чтение).
- Как герои нашли общий язык, начали понимать друг – друга?
- Насколько близкими людьми они стали?
- Какое важное событие в ходе войны описаны в рассказе? (выб. чтение).
- Что произошло с героями, когда они попали в окружение, при штурме Берлина?
- Как по совету Джафарова Кузнецов вызвал подмогу? (чтение по ролям).
- Почему Джафаров по дороге домой пел песню на казахском языке, но не русский мотив?
8. Обобщение:
- Найдите в тексте пословицу о дружбе, объясните её смысл.
- Давайте вспомним другие пословицы о дружбе, о Родине.
1 ряд складывают 2,3 ряды
пословицы работают над смыслом пословиц
из слов предложенных учителем
Учащиеся 1 ряда читают пословицы, на И.Д. появляются, тексты составленных пословиц), смысл первой учащиеся объясняют.
9. Элементы этнопедагогики:
- На уроке мы говорим о дружбе, друзьях, Родине, героях, матери.
- Как звучат эти слова по казахски?
Мать – ана
Родине – Отан
Друг – дос
Дружба – достық
Герой – батыр
Вы неплохо знаете казахский язык. Как знание казахского языка помогло герою рассказа спасти друга.
10. Воспитательный момент:
- На примере дружбы между героями рассказа мы видим, какой должна быть настоящая дружба?
- Давайте расскажем гостям, как мы понимаем слово «дружба» в песне. (Дети исполняют песню, двое учеников в национальных костюмах).
11. Заключительное слово учителя:
- Пока между людьми разных национальностей существут такая крепкая дружба, нам не страшны никакие враги и никакие войны.