Просмотр содержимого документа
«Дополнительное занятие по русскому языку по теме "Местоимение"»
Групповое занятие по русскому языку с детьми-инофонами
Тема «Местоимение».
Цели педагогической деятельности:
уточнение понятия «местоимение», функции местоимения в речи; совершенствовать умение распознавать личные местоимения в тексте, правильно употреблять их в устной речи.
Задачи:
Образовательная: совершенствовать умение различать местоимения от других частей речи.
Воспитательная: прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать уважение к родному слову, приобщение к нормам речевого этикета.
Предметные результаты:
учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять; учащиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст, выполнять задания в интерактивном режиме)
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
Познавательные УУД: общеучебные- воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.
Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.
Тип занятия: совершенствование знаний, умений, навыков.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы работы: вербальный, аналитический, поисковый, частично- поисковый, метод самоконтроля, метод взаимоконтроля, метод самостоятельной работы. Технологии: занятие построено на основе системно - деятельностного и личностно - ориентированного подхода, и использованы элементы здоровьесберегающей технологии.
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал для работы в группах.
Ход занятия. 1. Организационный момент.
Учитель:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
-Доброе утро!
-Доброе утро солнцу и птицам,
-Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
-Давайте вспомним какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части идет в них речь.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
(имя существительное)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(имя прилагательное)
Что без меня предметы?
Лишь названья
А я приду-
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет
(глагол)
2. Актуализация опорных знаний.
Послушайте стихотворение А.Барто «Сильное кино».
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
- Вы поняли, о чем был фильм? Почему? Какие слова не позволили вам понять смысл? Когда уместно употребление местоимений?
- Итак, сегодня мы будем учиться правильно употреблять местоимения.
-Прочтите запись на доске (на доске записано предложение)
В тайге расцвели прекрасные жарки. Жарки охраняются государством.
-Что записано на доске? (предложение)
-Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась?
-Как можно избежать эту ошибку, т.е. избежать повтора? (заменить слово жарки местоимением они)
-Хорошо правильно!
-О чем говорится в первом предложении?
-А во втором?
-Как вы догадались? Какое слово нам помогло?
-Для чего мы заменили слово жарки местоимением они? (чтобы не было повторов, т.е. для красоты речи)
3. Постановка учебной задачи.
-На кого указало нам слово «они»?
Какой частью речи является это слово?
-Где можно проверить наши предположения?
-Откройте учебник на странице 47.
-Как образовалось слово МЕСТО ИМЕНИЕ?
-Из каких частей состоит это слово?
4. Физминутка на внимание.
-Хлопните в ладошки, если услышите местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
-О чем этот текст? Что будет если мы сорвем все цветы?
Необходимо бережно относиться к природе! Летом нас радует своим цветением жарки. Он занесен в Красную книгу. Где еще вы видели этот цветок? (Зелёное поле обозначает окружающую город степь. Цветок "жарки" – характерный элемент местной флоры, символизирует процветание города)
- С какой целью я вам напомнила о бережном отношении к природе?
5. Углубление и обобщение изученного.
- Прочитайте текст,восстановите его при помощи подсказок и запишите.
___ дан во владение ___ богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли ___ обращаемся с ___ языком так, как ___ ___ заслуживает? По отношению ___ человека к ___ языку можно совершенно точно судить не только о ___ культурном уровне, но и о ___ гражданской ценности (К. Паустовский)
(самый, нам, мы, этим, он, того, каждого, своему, его, его)
Самопроверка по экрану.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
-Какова основная мысль текста? К чему призывает нас писатель?
6. Включение нового знания в систему знаний.
- А теперь выполните задание в группах, примените знания, которые для себя открыли на уроке.
1 группа. Замените, где необходимо, имена существительные местоимением.
Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила берёзка русскому человеку. Любит наш народ берёзу за ее красоту, за пользу, которую она приносит.
2 группа. Прочитайте и вместо точек поставьте подходящие местоимения.
……люблю русскую берёзу. Недавно ……мы были в берёзовой роще. Какой Ваня молодец! Сколько ……подберёзовиков нашёл. А……, ребята, сколько нашли?
По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки берёз. Угрюмо шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной.
Проверка выполненной работы по образцу на экране.
7. Итоги урока.
- Чему научились на уроке?
-Что показалось сложным?
- Что особенно понравилось, запомнилось?
8.Рефлексия.
Мне все понятно, могу объяснить, что такое местоимение
Хорошо, были небольшие ошибки
Нужна помощь учителя
Список использованной литературы:
1. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: РУДН, 2010,
2. Гончарова О. С. Особенности изучения местоимений в начальной школе // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 193-195
3. Желтовская Л.Я., Дидактический материал к урокам русского языка, 3 класс, Москва, «Просвещение», 2007г. 4. Колычева Г.Ю. Особенности изучения местоимений в начальных классах// Начальная школа.-2010.-№ 11. 5. Шаклеин В.М., Рыжова Н.В. Современные методики преподавания русского языка нерусским. Учебное пособие. — М.: РУДН, 2008. — 258 с.