Просмотр содержимого документа
«Домашние птицы. Курица.»
Урок развития речи в 3 классепо теме:
"Домашние птицы. Курица."
Цели: - Расширить представления учащихся о группе домашних птиц через изучение курицы. Учить составлять рассказ с опорой на план.
- Развивать у учащихся аналитико-синтетическую деятельность через изучение частей тела курицы; выполнение упражнений по теме урока.
- Воспитывать познавательный интерес к предмету; умение работать в коллективе слаженно, адекватно реагируя на оценку своих умений и навыков; гуманно относится к птицам.
Оборудование: индивидуальные карточки с элементами частей тела птиц; кроссворд; картинка "Курица"; карточки с опорными словами; загадки; план; составные картинки; зашумленная картинка; карточки-схемы; фигурки птиц; муляж яйца; звёздочки для поощрения учащихся за ответы.
Ход урока.
I Орг. момент Сядет тот, кто правильно назовёт предмет, изображённый на своей карточке.
II Актуализация знаний учащихся
1. Разгадывание кроссворда. - Чтобы узнать, кому принадлежат эти предметы, разгадаем кроссворд.
Загадки о петухе, утке, синице, цапле, цыплёнке. (По отгадкам выставляются фигурки птиц.)
Учитель: - Какое слово показалось в окошечке? (Дети: -Птицы).
(Правильные ответы поощряю звёздочками.)
2. Беседа. Учитель - Почему этих животных назвали птицами? (Дети: - Есть крылья, тело покрыто перьями, одинаковые части тела.)
Учитель: - На любой из птиц показать части тела. (Приглашаются учащиеся первой и второй группы.)
- Почему так разделили? (Дети: дикие и домашние птицы.)
- Выпустим диких птиц на волю. Оставим у себя домашних.
(Правильные ответы поощряю звёздочками.)
III Сообщение темы и целей урока
Работа с предметными картинками.
- Ребята, у вас на парте в конверте №1 предметные картинки с птицами. Сейчас я загадаю загадку. Выберите ту картинку, которая будет ответом. Остальные уберите, пожалуйста, обратно в конверт.
Задаю загадку о курице. - Покажите свой ответ. Правильно, это курица.
(Выставляю картинку с изображением курицы на доске.)
- Это тема нашего урока. Будем продолжать учиться составлять рассказ с опорой на план.
IV Изучение нового
1. Рассказ учителя.
Курица - это домашняя птица, которую разводит человек. Куры бывают разного цвета, но у всех общее строение.
Показ: сама курица небольшая. У неё маленькая голова, шея вытянута, чтобы удобно было смотреть за детьми. Как они называются? (Ответ детей: цыплята.) Правильно - это цыплята. А курицу в это время называют наседкой. Туловище, два крыла (но не для полётов), две лапы с когтями, хвост. Живёт курица в курятнике. Питается зерном, крупой, семечками, червяками. Приносит пользу человеку: мясо, яйца, перья, пух.
2. Первичное закрепление.
-Чтобы правильно составить свой рассказ о курице, обратимся за помощью к плану.
- Прочитать молча глазами. А теперь прочитать вслух ( читает ученик первой группы), а остальные дети дают ответ.
План
- Какое это животное? - Это домашняя птица.
- Какое оно по размеру? - Небольшая.
- Чем покрыто тело? - Покрыто перьями.
- Какие части тела? - Голова, шея, туловище, лапы, хвост.
- Чем питается? - Зерном, крупой.
- Как называется его дом? - Курятник.
- Какую пользу приносит? - Мясо, яйца, перья, пух.
Затем по очереди рассказывают два ученика (второй группы.)
(Ответы поощряю звёздочками.)
V Физ. минутка
Текст подобран по тематике урока. Движения имитируют повадки курицы.
VI Закрепление
1. Работа с составной картинкой.
Один ученик у доски. (Третьей группы.) Остальные на своём рабочем месте.
- Ребята, у вас в конверте №2 лежат части предмета. Составьте его и скажите, кто это.
Ученик составляет у доски картинку - это курица. Покажи и назови части тела. (Правильный ответ поощряю звёздочками.)
2. Работа по картинке.
- Для чего курице вытянутая шея? (Следить за своими детьми.)
- У нас получился не класс, а птичий двор. Куры такие шустрые, что разбежались по двору. Сколько их у нас, я не знаю. Помогите сосчитать.
( Правильные ответы поощряю звёздочками.)
4. Работа с предложением.
- Придумай, какой характер у твоей птицы. С опорой на схему и слова составь предложение. ( опорные слова: пёстрая, шустрая, громко, тихо, в курятнике, во дворе)
- Почему курица кудахтала во дворе? Она снесла яичко. (Показываю яйцо.)
- Яйцо какое? Куриное, золотое.
- Знакомая история? Откуда это? (Сказка "Курочка Ряба")
- Это яйцо получит тот, кто заработал за урок больше всех звёздочек.
- Какие слова в загадке помогли найти отгадку? Покажите на курице.
- Кто расскажет сказку "Курочка Ряба"?
Подсчёт звёздочек и выявление победителя.
- Все сегодня работали дружно, старались. Наша курица для вас снесла целую корзинку яиц. Угощайтесь! (Каждому ребёнку вручается яйцо из киндер-сюрприза.)
Литература.
Рабочая программа по развитию устной речи для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. (Москва "Просвещение" 2004 год).
Практическое пособие по развитию речи для детей с ОВЗ под редакцией Е.Д. Худенко. (Москва, "РУСИКО", 1994 год)