Просмотр содержимого документа
«Длина. Сантиметр.»
Учитель: Маркова Наталья Геннадьевна
Урок: математика
Класс: 1 «Б»
Тема: Длина. Сантиметр.
Дата проведения: 29.01.2020 г
Метапредметные УУД:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
Личностные УУД:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе
принятие образа «хорошего ученика»
уважительное отношение к чужому мнению
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций
Оборудование:
Ход урока:
Организационный момент (настрой на работу, вызывание исходной мотивации).
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок математики. Тихо сядут девочки, мальчики.
- Вы любите математику? Почему? (решаем примеры, задачи, выполняем интересные задачи и др.)
- Я тоже очень люблю математику, она интересна и очень полезна, именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.
- Чтобы вырасти умным и многое знать,
Математику надо, друзья, изучать!
Актуализация знаний.
- А кроме математики чему еще мы учимся в школе? (читать, писать, узнавать окружающий мир, рисовать, мастерить и др.)
- Действительно, каждый день мы узнаем что-то новое и интересное. Напомните, а какую большую книгу мы прочитали на внеклассном чтении и провели по ней викторину? («Приключение Незнайки и его друзей»). Кто автор этой повести-сказки? (Н.Носов)
- Главный герой книги Незнайка (слайд) захотел стать математиком и решил много примеров, и всем малышам в Цветочном городе хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчеты космических кораблей. И сегодня он принес нам свои расчеты, чтобы мы могли его похвалить. Давайте проверим, какой же Незнайка математик.
- Слушаем задание: вдвоем с соседом по парте найти в нашем кабинете примеры (они написаны на листочках и размещены по всему классу), проверить правильность, если есть ошибка, то исправить ее. Поднятая рука – сигнал, что задание выполнено.
- Скажите, ребята, выполнять работу легче, когда вы ее делаете одни или с кем-нибудь вместе? Почему?
4 + 2 = 7 6 – 2 = 5 6 + 3 = 9
9 – 3 = 7 9 – 7 = 1 5 – 0 = 0
- Как вы считаете, можно ли Незнайке доверить строительство ракет? Почему? (ответы детей)
- Я с вами полностью согласна. Боюсь, что его ракета даже взлететь не сможет. Какие ошибки вы обнаружили у него?
(Дети подходят к найденному примеру и исправляют ошибки).
Самоопределение к деятельности.
- Какие вы у меня молодцы! Прежде, чем мы продолжим нашу работу, ответьте на такой вопрос: какие желания вы бы хотели исполнить сегодня на уроке? (на доске карточки с желаниями, дети поднимают руку, если выбирают предложенное учителем).
ХОЧУ
узнавать новое рассуждать играть делать самостоятельные выводы
- Вот оно: наше «Табло желаний»
Устный счет.
- В классе бурно кипит работа. А можем ли с вами обойтись без устного счета?
- На каждом уроке мы проводим с вами математическую разминку. Сегодня назовем ее «Кто быстрее?» Вам нужно решить примеры, поднимаясь вверх по ступенькам. (слайд)
9 - 7
2 + 4
6 - 6
7 – 6
5 + 3
8 – 2
4 + 0
1 + 5
- Как всегда, вы записываете только ответы. Взаимопроверка. (Слайд с ответами.)
- Поднялись мы ступенькам и попали в необычный домик. (слайд)
- Скажите, из чего состоит дом? (из геометрических фигур)
- Давайте вспомним названия фигур (крыша – треугольник, стены дома, окно, труба – прямоугольники).
Моделирование из геометрических фигур.
- Я предлагаю вам тоже построить у себя на партах модель такого домика по памяти из фигур, которые у вас находятся в конверте с надписью «Построй домик». Кто сложит быстро и правильно, поможет соседу. У кого получился домик, как на образце? Молодцы! Но больше всего меня радует ваша помощь другому.
Физминутка (для улучшения мозгового кровообращения).
И.П. – сидя на стуле. 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп плавный.
И.П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2- И.П., 3 – поворот головы налево, 4 –И.П. Повторить 5-6 раз. Темп медленный.
И.П. – сидя, руки на поясе.1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – И.П., 3 -4 –то же правой рукой. Повторить 4 -6 раз. Темп медленный.
- Сложите свои домики в конверт.
- Домик наш построен в необычном месте, в котором мы с вами сегодня побываем. Построили его на острове Санти. (слайд)
- Что бы вы хотели узнать об этом острове? (Почему он так называется, кто живет на нем, что делают жители этого острова)
- На остров мы возьмем предмет, который находится вот в таких конвертах (показ).
Открытие нового знания.
Практическая работа по сравнению полосок.
(У каждого ребенка набор из трех полосок разной длины и цвета – синяя, зеленая и красная, причем зеленая ровно в 3 раза длиннее красной и на несколько мм отличается от синей; зеленая и красная имеют одинаковую ширину, а синяя намного шире).
- Ребята, как вы думаете, а для чего я вам приготовила эти разноцветные полоски? Что мы можем с ними делать?
- Так чем мы сегодня займемся на уроке?
- Положите перед собой зеленую и красную полоски и скажите, по каким признакам можно их сравнить? (по цвету, по длине).
- Давайте попробуем сравнить по длине. (ответы детей)
- А теперь сравним красную и синюю полоски. (можно сравнить по ширине)
- Ребята, а как же вы могли сравнить эти полоски? (на глаз)
Попробуем сравнить теперь зеленую и синюю полоску. Можно сравнить их на глаз? (нет). Что же делать? (нужно полоски наложить друг на друга)
Подведем итог. По какому признаку сравнивались полоски? (по длине, ширине)
- Какими способами вы сравнивали полоски? (на глаз, наложением)
- Молодцы! Сложите, пожалуйста, полоски по цветам на край стола.
Физминутка для глаз.
(Пока дети выполняют физминутку, собираю зеленые полоски с парт).
- Ребята, наши полоски нужны в другом классе. Поделимся с ними? (передаю полоски в открытую дверь, чтобы дети видели).
- Ой, ребята, я ведь забыла, что зеленые полосочки нам еще нужны самим. Да-а-а, и обратно и не попросить их. Я придумала, давайте сделаем сами такие же полосочки, чтобы можно было дальше продолжить нашу работу. (Раздаю зеленую бумагу и предлагаю вырезать такие же полоски, как были ранее).
(Сравниваем полоски, дети показывают их и выясняем, они неодинаковы у всех по длине).
Знакомство со старинными единицами измерения.
- Что же сделать нам, ребята, чтобы полоски у всех вас стали одинаковыми? (надо их измерить)
- Вы совершенно правы. С давних времен люди измеряли разные предметы. Но использовали они очень интересные меры длины, которые были основаны на размерах разных частей тела человека. Может, кто из вас знаетназвания старинных мери нам расскажет об этом? (ответы детей) Как много вы у меня знаете?
(слайд)
- Одной из самых распространенных единиц длины была ЛОКОТЬ.
Локоть - расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца
Наряду с локтем была распространена другая мера длины ПЯДЬ.
Пядь - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев.
Было даже такое выражение, как "семь пядей во лбу", так говорили про умного человека
А также существовали и другие меры длины: САЖЕНЬ, КОСАЯ САЖЕНЬ.
Косая сажень - расстояние от подошвы левой ноги до конца большого пальца вытянутой вверх правой руки.
Сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук .
Было такое выражение "Косая сажень в плечах". Так говорили про сильного человека.
Также были такие меры длины АРШИН.
- Ребята, а как вы думаете, почему их называют старинными, вот бы и сейчас в наше время мы встречались бы с ними в жизни? (ответы детей)
- Проведем эксперимент. Будем пользоваться старинной меркой – ШАГ. (2 ученика измеряют расстояние от доски до конца класса).
- Почему же расстояние одинаковое, а результаты получились разными? (ответы детей)
- Значит, чтобы измерить длину, надо выбрать другую единицу измерения, такую, чтобы она была одинакова для всех.
- Поэтому в наше время используются более точные, общие для всех стран единицы измерения. А может вы знаете современные единицы измерения? (ответы детей)
- Молодцы, а вот как же мне сравнить тогда 1 см и 1 км?(Сравнивать длины можно только тогда, когда есть единая мерка)
Работа с учебником
- Откройте учебник на стр.69. Прочитайте, на что нас просят обратить внимание. (чтение правила вслух)
- Чтобы измерить длину не очень длинных предметов люди давно изобрели замечательный инструмент.
- Чтобы узнать его название, посмотрите на ответы вашего устного счета. Расставьте ответы в порядке возрастания, и у вас получится название этого инструмента. (слайд)
- Положите свои линейки перед собой. Она поможет нам справиться с заданием №6. (измерение отрезков).
- Приложите линейку к отрезку так, чтобы его начало совпадало с цифрой «ноль».
Найдите на линейке цифру, с которой совпадает конец отрезка. (выполнение задания в учебнике).
Физпауза (с логической разминкой).
- А сейчас вы артисты, настоящие. Продолжая мою логическую цепочку, покажите в движении названное слово.
- Если суп горячее чая, то чай …
- Если куст ниже дерева, то дерево …
- Если река шире ручья, то ручей …
- Если дыня легче арбуза, то арбуз …
- Если стержень тоньше ручки, то ручка …
- Если папа выше сына, то сын …
(По времени: выполнение № 7, 8 в учебника. Действие с именованными числами. Повторение правила на нахождение целого и части от целого).
Подведение итогов.
- Путешествие на остров Санти подходит к концу.
- Так, кто догадался, почему у нашего острова такое название?
- О каких старинных единица измерения мы говорили?
-Вот и настало время познакомиться с жителями острова? (слайд с героями сказки Г.Остера)
- Какими мерками наши герои измеряли удава? (попугаем, слоном, мартышкой).
- Да, длина удава оказалась равна 38 попугаям, 5 мартышкам, 2 слонам.
- Что мы можем посоветовать жителям острова? (измерять надо одной меркой)
- Какой единицей измерения мы будем пользоваться на наших уроках? (см)
- Какой прибор для измерения мы подарим зверятам? (линейку)
- А что вы можете измерить при помощи линейки?
- Для кого урок наш оказался полезен? Что нового вы узнали на уроке? Понравился вам урок? Оцените свою работу.
Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу и «Табло желаний» превратилось в «Табло результатов». Кто поможет сказать:
У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ
узнавать новое рассуждать играть делать самостоятельные выводы