Просмотр содержимого документа
«Дикие и домашние животные»
Конспект урока по окружающему миру
1 класс
УМК «Перспектива»
«Дикие и домашние животные»
Тип урока: комбинированный урок объяснения нового материала.
Цель урока: дать представление о диких и домашних животных; показать их сходство и различие, разнообразие домашних животных, раскрыть их значение для человека.
Планируемые результаты урока:
Предметные
Осознать значение животных для жизни человека
Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних, сравнивать и различать диких и домашних животных, обучать выделению существенных признаков предметов.
Закрепление знаний о диких животных и их группах.
Формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Метапредметные
Регулятивные
Организация своего рабочего места под руководством учителя.
Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.
Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные
Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
Выполнять действия по образцу.
Задавать проблемные вопросы и отвечать на них.
Освоение способов решения проблем творческого характера.
Оценивание своих достижений.
Коммуникативные
Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в малой группе.
Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные
Осознание необходимости учения.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении.
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Учиться выражать своё мнение.
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданныйдан звонок-
Начинается урок!
Добрый день, ребята! Я приглашаю вас на урок окружающего мира.
2. Мотивация к учебной деятельности
Поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Пусть на сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего урока душевное тепло ваших друзей.
3. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
Учитель: Посмотрите, ребята, на доску, здесь висят картины. Кто здесь нарисован и как их всех назвать одним словом?
Ученики: Животные, звери.
Учитель: Все эти животные забыли, где находится их дом. Давайте им поможем. У вас на партах лежат конвертики, достаньте карточки с животными. На партах в паре со своим соседом разделите их на две группы. Выберем двух экспертов, которые разделят всех зверей на две группы у доски.
(Дети работают в парах и делят зверей на две группы: дикие и домашние, а на доске работают эксперты)
Учитель: На какие две группы разделили?
Ученик: Дикие и домашние.
Учитель: Давайте проверим с помощью экспертов то, что мы сделали в парах.
Учитель: Поднимите руки те, кто выполнил так же, как эксперты?
(Дети поднимают руки. Если кто-то руку не поднял, выяснить, как выполнили это задание они.)
Учитель: Кто же может назвать тему урока?
Ученик: Дикие и домашние животные. (На доске вывешивается надпись домашние животные и дикие животные)
4. Выявление места и причины затруднения.
-Подскажите, ребята, куда мне прикрепить этих животных: мышь, слон, верблюд, пчела?
- Они дикие или домашние животные?( ответы детей)
-Почему разные мнения? Чего не знаем?(ответы детей)
-Возникла проблема. Мы не можем разобраться, куда отнести этих животных. Мы постараемся решить проблему.
(картины мышь, пчела, верблюд, слон прикрепляет на середину доски и прикрепляет вопросительный знак)
5. Постановка цели урока.
Учитель:Какова же цель нашего урока?
Продолжите фразу:
Думаю, что на уроке я узнаю… (новые сведения о диких и домашних животных, чем различаются жизнь домашних и диких животных)
Я хочу узнать…. (Сходство и различие домашних и диких животных, распределять животных на домашних и диких)
6. Построение проекта выхода из затруднения.
-Как будем рассуждать, чтобы ответить на этот вопрос?
-Что вы знаете об этих животных, что может нам помочь?
7. Изучение нового материала
-Где живут домашние животные? Дикие?
Ученики. Дикие живут сами по себе, в дикой природе, а домашние рядом с человеком.)
Учитель: (вывешивает на доску карточку с надписью) живут в дикой природе, живут рядом с человеком.
- Как вы думаете, от кого зависит жизнь домашних животных? Жизнь диких?
Ученики. Домашних от человека, диких- от самих
(Вывешивает: зависит от человека, зависит от самих)
- Что нужно для того, чтобы жить любому животному? (Еда) - Давайте поиграем в паре. Перед вами карточки. Возьмите карандаш и проведите линии от животного к еде. (Игра «Кто чем питается?», работа в паре по карточкам).
Лиса ловит мышей и рыбу Белка собирает орешки и грибы, питается семенами сосны и ели. Любит белочка и ягоды. Заяц ест капусту и морковку Медведь питается рыбой, грибами и ягодами -Кто же им приносит еду? (Дикие животные сами добывают себе еду.) -А теперь узнаем, чем питаются домашние животные? Корова ест сено и траву. Лошадь ест овес, траву, сено. Собака грызет косточки и ест мясо. Кошка пьет молоко. - Домашние животные сами добывают себе еду?(нет) - Где они берут себе пищу?(их кормит человек.) -Какой вывод можно сделать?
Вывод: Дикие животные сами добывают себе пищу, а домашних кормит человек, у которого они живут. (Вывешивает карточки: сами добывают себе пищу, кормит человек)
- У каждого животного есть свой домик. Только все эти дома, как вы знаете разные.
Я буду называть животное, а вы его домик – жилище. (Игра «Где живёт») Кошка – в доме Собака – в конуре Овца, коза – в хлеву Корова – в коровнике Лошадь – в конюшне Белка - в дупле Медведь – в берлоге Лиса – в норе Волк – в логове
- Кто строит жилища домашним животным? (Человек строит домашним животным жилища, в котором они могут спрятаться от ветра, холода и дождя.) - Кто строит жилища диким животным? (Сами себе устраивают жилье.)
- Зимой и весной у животных рождаются детеныши. Кто же они? Назовите их.
У лисы – лисёнок,
у зайчихи – зайчонок,
у бельчихи – бельчонок,
у медведицы – медвежонок,
у волчицы – волчонок. У кошки – котенок,
у козы – козлёнок,
у собаки – щенок,
у свиньи – поросёнок,
у коровы – телёнок.
У лошади- жеребёнок -Кто же заботится о детенышах домашних животных? Диких?
(Ответы детей. Дикие животные сами заботятся о своих детенышах. Защищают и растят их. А за детенышами домашних животных смотрит человек, следит за их здоровьем и охраняет их.)
- А скажите, только ли домашние животные требуют бережного отношения к себе? (ответы детей)
- Ребята, а как вы думаете, могут ли домашние животные стать дикими? Когда такое бывает?(ответы детей)
- Бывает так, что люди выбрасывают животных на улицу. Правильно ли они поступают?
«Мы в ответе за тех, кого приручили» (Антуан-де- Сент Экзюпери)
На доске получается кластер
Домашних животных
Живут рядом с человеком
Жизнь зависит от человека
Кормит человек
Человек устраивает жилище
Человек заботится о потомстве
Дикие животные
Живут в дикой природе
Жизнь зависит от самих
- добывают для себя пищу
-устраивают жильё себе сами
- заботятся о потомстве сами
Физкультминутка
-Теперь, когда вас спросят: кто такие домашние животные, как вы ответите? А дикие?
- Вернёмся к заданию, которое вызвало затруднение. Мышь – это домашнее или дикое животное? Слон? Верблюд? Пчела? Докажите.
– Как вы думаете, всегда ли домашние животные были домашними?
Проблемный вопрос:
-А как появились домашние животные?
Рассказ учителя «Как появились домашние животные» сопровождая слайдами.
Давным- давно, когда не было городов, книг и наши люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они очень редко находили себе пищу. (слайд)
И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древнего волка, от которых позднее произошли собаки. Собаки научились охранять человека от врагов, помогать искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Когда первобытные люди охотились на кабанов, диких козлов, быков и баранов, они приносили детёнышей этих зверей – поросят, козлят, телят, ягнят в свои стойбища. Дети играли с ними, животные привыкали брать пищу из рук людей и постепенно становились ручными. Прирученных животных держали в загонах и на волю не отпускали. Так многие дикие животные стали домашними. -Какой вывод можно сделать?
- Вывод:Все домашние животные произошли от диких животных.
- Для чего человек приручил животных? (они приносят пользу).
- Кто какую пользу приносит?
* Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жильё. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными).
Мини – исследование(Работа в группах)
«Подарки домашних животных» (пакеты)
- Что у вас на партах? (гусиный пух , шерсть, кожа, козий пух– это материалы, из которых …)
- Кто из домашних животных мог их подарить людям?
- Догадались, зачем я вам их дала? Цель этого задания?
- Пух какой? А шерсть? Кожа?
- Какую группу вы можете выделить? (пуховые вещи) Что ещё вяжут из пуха?
- Как объединены оставшиеся предметы? (из шерсти, валяют)
. Проблема: пух и перья кто ещё нам дарит из домашних животных?
Где используются?
(Каждая группа получает конверт с картинками, где вещи и украшения из кожи, козьего пуха, гусиного пера, овечьей шерсти.)
Задание: Подобрать картинки изделий: 1группа - из кожи; 2 группа – из овечьей шерсти; 3 группа- гусиного пуха; 4 группа – козьего пуха.
(свои проекты вешают на доску)
8. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Закончи предложения:
а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются … .
б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
-Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним?
9. Рефлексия
-На какие две большие группы можно разделить животных?
- Почему они так называются?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
-Что вызвало затруднение?
-Что нового для вас открылось на уроке?
Что нам помогло открыто это?
- Оцените свои достижения на уроке.
-зелёный смайлик- я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие,
–желтый – я хорошо работал, но в следующий раз буду активнее
- красный- я не доволен своей работой, но в следующий раз обязательно добьюсь успеха
-Вижу, урок был полезным для вас и мне приятно, что у вас осталось хорошее настроение. Любите и бережно относитесь к животным. Я благодарю вас за работу на уроке.