: научить учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, и предложенияхзакрепить навык самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи; развивать умение соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.
Использовалось на уроке по индивидуальному обучению с детьми с диагнозом Д Ц П
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, сегодня в гости к нам пришел Старичок Звуковичок. Решил он отправиться в гости на далекий Север. Там у него живут хорошие друзья: Вова и Фаина. Стал он собирать чемодан. На Севере очень холодно. Что с собой взять?
(слайд 3)
Детям предлагаются картинки, из которых нужно выбрать предметы одежды и обуви со звуками в или ф (кофта, варежки, шарф, валенки, фуфайка, футболка).
(слайд 4)
Педагог: Задумался Старичок Звуковичок: Что можно взять к чаю, чтобы угостить друзей? Помоги Звуковичку выбрать угощение со звуками в или ф.
Дети: конфеты, вафли.
Педагог: С какими звуками мы придумывали слова?
Дети: со звуками в и ф.
(слайд 5)
(слайд 6)
II. Артикуляционная гимнастика
- Ребята, чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем Вове и Фаине, как мы её умеем делать! Научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами!
1. «Улыбочка».
2. «Трубочка».
3. «Заборчик».
4. «Чистим зубки».
5. «Лошадка».
6. «Орешек».
III. Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие).
Сравнительная характеристика звуков в и ф. Давайте посмотрим, чем похожи и чем отличаются звуки в и ф?
Сходство: эти звуки согласные. При произнесении звуков в и ф нижняя губа должна касаться передних, верхних зубов, верхняя губа поднята, воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки. При произнесении согласных в и ф спинка языка поднимается к твердому небу.
Различия: если приложить ладошку к горлышку и спеть звук ф – горлышко молчит, а если спеть звук в – горлышко звенит.
(слайд 7)
IV. Характеристика звуков [в], [ф].
- Ребята, а сейчас дайте характеристику звуков [в], [ф].
- Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)
- Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)
- Почему? (Голосовые связки дрожат.)
- Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)
- Назовите в чём отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой. При произнесении звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.)
- Ребята,какой буквой обозначается звук [в]? (Буквой ВЭ.)
- На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)
- Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой ЭФ.)
- На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (Буква В тоже состоит из трёх частей.)
(слайд 9)
VIII. Физминутка «Звериная зарядка».
– Ребята, давайте представим себя маленькими зверушками и выполним те движения, которые делают они.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть.
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть, (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте, (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
IX.Формирование навыков письма.
- Ребята,Вова и Фаина очень любят писать. Они придумали для вас задание. Нужно правильно дописать в тетрадях буквы В, в и Ф, ф.
X. Речевая разминка
- Повторяете за мной чистоговорки:
Ва-ва-ва - во дворе трава Фа-фа-фа – у невесты фата Во-во-во - бушуют волны Фо-фо-фо – горят фонари Вы-вы-вы – глазки у совы Фы-фы-фы – фыркают ежи
(слайд 10)
XI .Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки В-Ф. Предлагаю распределить картинки между Вовой и Фаиной. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
XII. Игра «Что лишнее?»
Найди лишнее слово ( по наличию звуков[в] или [ф]:
кофта, фартук, ворота, фонарик (ворота)
сова, ванна, диван, фокусник (фокусник)
фамилия, фрукты, факел, валенки (валенки)
волк, фазан, ворона, сова (фазан)
фонтан, волосы, волна, воздух (фонтан)
XIII. Итог занятия
- Какие звуки мы сегодня различали?
- Как они называются? (Парные согласные)
- Какие слова вы запомнили со звуками В – Ф? Назовите их.