Просмотр содержимого документа
«Деятельностный метод обучения на уроке окружающего мира»
Открытый урок
Окружающий мир
«Круговорот воды в природе»
Учитель: Блажко Лариса Леонидовна, МБОУ СОШ № 33
п.Верхнегрушевский
Цели урока: 1) формировать представление о круговороте воды в природе; 2) формировать умение определять значение круговорота воды для человека Задачи урока: 1) выявить знания о воде, о разных состояниях воды в природе; 2) научить определять и объяснять причины разных состояний воды; использовать знания о круговороте воды в жизни; 3) закрепить знания через решение задач; 4)проверить уровень усвоения материала
Оборудование. Презентация к уроку, иллюстрации с изображением явлений природы ( дождь, град, роса, туман, снег, айсберг, иней); для опыта: чайник, тарелка, лёд; рисунки тучи, капель, снежинок; картинки для работы в парах, работы в группах.
Технологическая карта урока
Мотивация к учебной деятельности
-Закройте глаза, помогите мне закончить стихотворение-загадку.
Полезная, нежная, просто безбрежная,
Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная ,жгучая , в гневе могучая,
В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами.
Жизнь на Земле без тебя невозможна и будем действовать мы осторожно, чтоб сохранилась твоя чистота незаменимая наша…..вода!
-Какие картины вы представляли, слушая стихотворение? Какие звуки вы услышали?
-Предположите, почему я начала урок именно с этой загадки?
-Хотите узнать, о чем сегодня пойдет речь на уроке ? Тогда придется много поработать. Результаты своей работы заносите в оценочный лист. Критерии оценки вы можете найти в памятке.
Первичная проверка знаний.
-Если бы вы были художниками, как бы вы изобразили воду с помощью средств для изобразительного искусства?
-Давайте нарисуем «портрет» воды. Работаем в парах . Я загадываю загадки, ответ только один. Пара, нашедшая отгадку, прикрепляет картинку на доску.
1.Молоко над рекою плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко.(туман)
2.Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?( дождь)
3.На дворе переполох-
С неба сыплется горох. ( град)
4.Рыбам зиму жить тепло-
Крыша-толстое стекло.(лёд)
5.Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал.( снег)
6.Вечером родится, ночь живет, утром умирает. (роса)
7.И не снег, и не лёд, а серебром деревья убирает. ( иней)
Проблемный вопрос:
По какому критерию эти картинки можно разбить на группы?
В каких трех состояниях бывает вода?
Постановка учебной задачи. Проблемный вопрос.
-Распределите картинки в три столбика. Какой возникает вопрос?
От чего зависит состояние воды?
Какой должна быть температура, чтобы вода превратилась в лед?
Где можно наблюдать воду в газообразном состоянии?
-А как в природе температура влияет на воду? Делимся на группы. С помощью картинок изобразите свои предположения.
Вывешиваем ваши работы на доску. Анализируем.
-На какой вопрос вы пытались дать ответ? (Как вода изменяется в природе?)
-Все ли дали однозначный ответ? Хватает вам ваших знаний, чтобы ответить на этот вопрос?
Формулируем тему урока.
Ребята, что мы будем изучать на уроке?
2) Давайте сформулируем тему урока с помощью слов-помощников-повторим, изучим, узнаем, проверим.
Поиск решения проблемы. Проведение опытов.
объект
результат
жидкость
Жидкость высохла
пар
вывод
Пар превратился в воду
испарение
конденсация
-Итак, мы сделали первый шаг, определились с темой урока. Давайте проверим наши предположения опытным путем. Результаты наблюдений будем заносить в таблицу.
Опыт №1.
-Что же такое вода? Проведем мокрой тряпкой по доске. Что вы наблюдаете? (Она блестит, видно, что мокрая)
-Что произойдет через некоторое время? Давайте создадим теплый ветер с помощью фена. Внимательно наблюдаем. Мы наблюдали такое явление, как испарение ( занести в таблицу)
Опыт № 2
-Давайте попробуем разобраться. Почему идет дождь.
Будем нагревать воду. Вода кипит, идет пар. Поднесем стекло. На стекле появились капельки воды. Почему? Какое стекло по сравнению с паром? Капельки сливаются в струйки, с края начинает капать вода. Мы почти устроили дождь. Почему? Благодаря какому процессу?
-Вернемся к рисункам. Где вода в природе? ( реки, моря)
-Что с ней происходит?(испарение)
-Куда устремляется пар?
Что с ним происходит наверху?
Физминутка
Нарисовать «ленивую» восьмерку правой ,левой, обеими руками.
Вдох-моргнули, выдох-моргнули.
Включение в систему знаний.
Давайте еще раз проверим наши предположения с помощью текста учебника.
Читаем, делаем пометки:
«птичка»-уже знал
«+»-узнал новое
«?»- не понял, есть вопросы
После чтения отвечаем на вопросы:
1.Что уже знали?
2.Что узнали нового?
3.Есть ли вопросы, задайте друг другу.
-Вернемся к рисунку. Вы хотите внести поправки?
-Как называется путь, проделанный каплей? На что этот путь похож?( на круг)
-Теперь вы можете рассказать, о каком процессе мы говорили?
-Какие превращения воды происходят во время ее круговорота в природе? Давайте опишем путешествие капли с помощью ваших творческих работ. Итак, куда мы поселим каплю.? Дальше по цепочке составьте сказку о ее путешествии.
Практический этап.
-Теперь с помощью ваших рисунков вы можете ответить на вопросы:
1.Много ли на Земле воды?
2.Куда несут ее реки?
3.Почему вода из рек не вытекает через край?
4.В этот круговорот может вмешаться человек? Как? ( слайды)
5.Давайте предположим, что может случиться с природой, если нарушится круговорот воды?
Давайте поработаем над проектом « Береги воду!» Что мы можем сделать? ( плакат, памятку, буклет).
-Что нам нужно для создания буклета? Составим план действий.
1.Подготовим оборудование.
2.Создадим текст
3.Подберем картинки.
4.Создадим буклет.
Как мы распорядимся буклетом? ( раздадим ученикам школы)
Можем мы приступить к созданию буклета сию минуту? ( нет) .Предположите, какое будет ваше домашнее задание?
Рефлексивно-оценочный этап.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Как эти знания вам пригодятся в жизни?
-Поставьте самооценку в оценочный лист.
-Кому за работу на уроке следует сказать « Благодарю»?