1. Предмет: Русский язык
2. Класс: 3 класс
3. Тема урока: «Что такое приставка?»
4. Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой, как значимой частью слова
5. Планируемые образовательные результаты:
Личностные: проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за своей речью; устанавливают, с какими учебными задачами могут самостоятельно справиться; сохраняют мотивацию к учебе; считаются с мнением другого человека; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причину неудач
Метапредметные:
Регулятивные УУД: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос: «Что я не знаю и не умею?»); вносят необходимые коррективы в выполнении отдельных учебных операций
Коммуникативные УУД: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия
7. Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
8. Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, парная
9. УМК: «Школа России»
10. Оборудование: учебник «Русский язык», рабочие тетради, карточки для групповой и индивидуальной работы, интерактивная доска, средства обратной связи, электронное приложение (CD)
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
I. Мотивация к учебной деятельности | Фронтальная. Словесный Самоорганизация Слово учителя | Приветствие учащихся. - Готовы к уроку? - Ребята, цель вашего прихода в школу? Работает с пословицей: «Приложишь старание – получишь и успех!» Настраивает на активную работу | Приветствуют учителя. Готовят рабочее место. Повторяют правило посадки при письме. Объясняют цель своего прихода в школу. Объясняют смысл пословицы | Выполнять требования учителя Умения настроиться на работу. Высказывать свое мнение | Самоорганизация, наблюдение |
II. Актуализация знаний | Комбинированная. Словесный Письмо по образцу Упражнение, опрос | - На уроке русского языка продолжаем наше путешествие по стране Морфемика. - А что изучает эта наука? - Что такое корень? Окончание? Суффикс? - Запишите число, классная работа. Минутка чистописания Показ написания соединения букв гЛглЛ Работа со стихотворением (Приложение 1) -Выпишите из него однокоренные слова и выполните морфемный разбор. Создает проблемную ситуацию. В словах есть приставки, а эту тему дети не проходили. - Знания, каких тем вам пригодились? Организует проверку. | Отвечают на вопросы, повторяют правила изученных частей слова Выполняют Пальчиковую гимнастику Вырабатывают скоропись Самооценка 1.Хором читают. 2. Самостоятельно выполняют задание. 3. Делают морфемный разбор 1ученик работает у доски Сравнивают с записью на доске Самопроверка | Вырабатывать каллиграфический почерк и скоропись. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Уметь находить однокоренные слова, проводить разбор слов по составу | Беседа Правильное Написание. Упражнение. Правильное выделение морфем |
III. Этап выявления места и причины затруднений | Комбинированная. Проблемный. Подводящий диалог Рефлексия | - Было ли вам трудно выполнить задание? Почему? - Как вы рассуждали? - Каких знаний вам не хватило? - Определите тему урока? - Зачем изучается эта тема? | Ученики анализируют попытки выполнить задание, объясняют свои действия. Определяют, какого знания или умения не хватает. Формулируют тему | Находить свои индивидуальные затруднения. | Беседа |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная, коллективная, индивидуальная. Подводящий диалог. Слово учителя, работа в листах оценивания Планирование своей деятельности | Организует работу в листе оценивания (Приложение 2) - Что в этой теме вам уже известно? Что неизвестно? - Какую цель и задачи поставим? | Определяют уровень знаний по данной теме, опираясь на вопросы в листе оценивания, формулируют цель урока | Моделировать способ открытия нового знания. Принимать учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | Беседа по вопросам |
V. Усвоение новых знаний и способов действий 1. Узнать, что такое приставка? | Фронтальная, парная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение текста, заполнение таблицы (Приложение 3) Игра «Ты мне, я тебе» Рефлексия | - Вернемся к словам, которые у вас вызвали затруднения (выход, в походе). Какой частью слова являются слоги вы-, по-? - Что такое приставка? А почему её так назвали? - А где находится приставка? Показывает знак обозначения приставки. - Понаблюдайте, как пишется приставка со словами? Работа с наглядностью (сказочный персонаж Незнайка и картинка школы) - Незнайка шёл в школу. Он хочет тоже узнать, что такое приставка. Помогите ему попасть в школу? Что он сделал сначала? Затем? - Объясните, как вы понимаете значение этих слов? - Чем отличаются слова? - Для чего служит приставка? Организует проговаривание правила всем классом, по рядам, соседу по парте | Обозначают приставки. Отвечают на вопросы учителя В течение урока дети вместе с учителем заполняют таблицу на доске. Подбирают однокоренные глаголы, образованные с помощью приставок, записывают их в тетрадь, выделяют приставки. Объясняют лексическое значение слов. Выясняют роль приставки в слове. Формулируют правило, пользуясь данными таблицы. Сравнивают свои предположения с текстом учебника. | Осуществлять анализ, сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать полученные знания | Правило |
Физминутка | Коллективная. Практический | Предлагает отдохнуть (Приложение 4) | Выполняют движения в соответствии с текстом | Осуществлять профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
2. Узнать, какие бывают приставки. Работа по учебнику (упражнение 154 с.85) | Фронтальная, коллективная, парная. Словесный, практический. Упражнение Игра Рефлексия | Осуществляет работу по решению второй задачи урока. Контролирует выполнение упражнения, координирует действия учащихся - Какие существуют приставки? Как они пишутся? - Для чего нужны приставки? | Называют приставки по цепочке. Выполняют задание письменно по вариантам. Образуют однокоренные слова, используя приставки, выделяют их. Объясняют роль приставки в словах. Взаимопроверка Сравнивают по эталону | Находить подходящую приставку, проводить коррекцию, аргументировать свой выбор | Упражнение в образовании слов |
3. Научиться находить приставку Решение проблемной задачи Алгоритм «Как найти приставку?» Работа с учебником (упражнение 156) | Фронтальная, коллективная. Словесный, практический. Беседа Алгоритм | Организует работу по решению третьей задачи урока. - Разгадайте ребусы (Приложение 5) - Найдите сходство и отличие? - Разберите слова по составу. Проблемная ситуация - Объясняют значение слова - Как найти приставку в слове? Вместе с детьми составляет алгоритм нахождения приставки. Делают вывод, что слог за- в слове заморозки является приставкой, а в слове замок – частью корня | Разгадывают ребус. Сравнивают слова Объясняют лексическое значение слова заморозки, замок Выдвигают предположения по составлению алгоритма, сравнивают с правилом в учебнике, пересказывают соседу по парте. | Учиться разгадывать ребусы. Составлять алгоритм и применять на практике. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации в алгоритме, делать умозаключения | Алгоритм, упражнение |
VI. Закрепление знаний и способов действий Работа на карточках (задания разного уровня сложности) Работа в электронном приложении к учебнику | Парная, групповая, коллективная Практический. Тренировочные упражнения в паре, в группе (Приложение 6) Самооценка | Организует самостоятельную работу Напоминает правила работы в паре, группе. Обеспечивает учащихся карточками и набором с приставками -Прочитайте задания. Всё ли вам понятно? Координирует процесс самостоятельной работы Осуществляет коллективную проверку на доске и на компьютере | Работа в группе (для слабых) Составляют однокоренные слова, пользуясь приставками из набора Работа в паре (на карточке задания разного уровня) 1.Подбирают к данным словам антонимы. Выделяют приставку. 2. Дописывают недостающую по смыслу приставку (работа на компьютере) | Работать по предложенному учителем плану. Уметь договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила этикета Применять алгоритм и правила Обсуждать и оценивать результат выполнения работы Объяснять и аргументировать свои действия. | Упражнение |
VII. Домашнее задание (разноуровневые задания по выбору) Сочинение сказки или стихотворения | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения (Приложение 7) | Слушают объяснения учителя. Выполняют задания по выбору | Принимают учебное задание. Понимают содержание и способы выполнения задания | Выделение морфем, творческое задание |
VIII. Подведение итогов | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа Тест (Приложение 8) | - Какую цель перед собой поставили? Достигли? - Что узнали нового? - Где в жизни пригодится полученная сегодня информация? Проверяет степень усвоения материала с помощью фронтального опроса и тестирования | Отвечают на вопросы, выполняют тест, выставляют оценки, пользуясь критериями | Обобщать полученные знания. Самопроверка, самооценка Принимают учебное задание. | Беседа Тест |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная, Индивидуальная. Словесный | - Мне очень понравилось, как вы работали. За что вы себя можете похвалить? - Продолжите фразы: "Я понял, что…"; " Я могу…"; "Я научился…" - Я желаю вам не бояться неудач. Ведь только тот, кто не боится неудач, сможет достичь успеха! | Оценивают свою работу на уроке | Анализируют работу на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
Дополнительная информация |
Список учебной и дополнительной литературы | Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. Русский язык. 3 класс: технологические карты уроков по учебнику С.В.Иванова / авт.- сост. Л.П.Кибарева. – Изд. 2-е, испр. И доп. – Волгоград: Учитель, 2017. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной «Русский язык. 3 класс». (CD). |
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_russkogo_yazikapristavka_160644.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/01/09/tehnologicheskaya-karta-uroka-sostav-slova-pristavka https://урок.рф/library/logopedicheskoe_zanyatie_sostav_slova_pristavki_3_kl_111845.html https://www.youtube.com/watch?v=zDsl29S22Ag http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-pristavka-kak-zna...a-klass-1769272.html http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-54777 |
Вот и всё. Настало время,
… лить чай в чашку, …лить цветы, …лить воду из ведра, …лить сок из банки в кувшин.
Спишите слова. Выделите корень и приставку.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Выделите приставки.
Спишите текст, употребляя нужные приставки. Выделите приставки.
2. Приставка стоит:
3. Приставка служит:
5. Чтобы найти приставку в слове надо: