В данной разработке урока у учащихся второго класса формируется понятие природного сообщества. На основе данного материала учащиеся делают выводы о представителях флоры и фауны природного сообщества. Так - же формируется навык составления пищевой цепочки. выяняются экологические проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что такое природное сообщество»
Окружающий мир 2 класс
Тема: Что такое природное сообщество
Цели: создать условия для формирования понятия «природное сообщество», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны, понятия «цепь питания».
Предметные задачи:
содействовать формированию представлений учащихся о признаках природных сообществ и их разнообразии; приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества, составлять «цепь питания», характерную для данного сообщества, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия.
содействовать развитию исследовательских умений, внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи;
содействовать воспитанию взаимопонимания; умения работать в паре, группе; интереса к предмету, бережного отношения к природе.
- регулятивные: определять тему урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;
- коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других приходить к общему решению при работе в группе и парах;
- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, проводить сравнение и классификацию объектов.
основные: учебник «Окружающий мир» (авт. В.Ф. Виноградова); дополнительные: презентация, ЭОР «Человек. Природа. Общество», материал для работы в парах и группах.
Ход урока
Организационный этап. Мотивация.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа.
II.Этап актуализации опорных знаний
-Предлагаю, отправится в прекрасный мир природы, полный загадок и тайн.
-Но прежде вспомним:
Что такое природа? (Это все, что нам окружает, что не сделано руками человека).
СЛАЙД 1: На какие две группы делится природа?
СЛАЙД 2: Назовите царства живой природы.
СЛАЙД 3: Назовите признаки живых существ.
СЛАЙД 4:Рассмотрите объекты живой природы. Какое условие жизни объединяет все эти объекты?
СЛАЙД 4:Подумайте и назовите другие места обитания живых существ.
-Правильно ли высказывание: Каждое живое существо на Земле привыкает к определенному месту обитания?
-Постарайтесь определить, что мы будем изучать сегодня на уроке?
-Лес, луг, поле, водоём – это природные сообщества.
-Какое новое слово услышали? Как понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?
-Какие цели поставим перед собой:
Узнать что такое….
какие …. Научиться бережно….
Сегодня на уроке вы будете учиться устанавливать связи между объектами живой природы в различных местах обитания, доказывать, рассуждать, делать выводы.
Этап подготовки к активному и сознательному восприятию нового знания
Введение в тему.
- Узнаем, что такое природное сообщество.
- Откройте учебник на странице 39 и прочитайте статью учебника.
- Назовите необходимые условия для жизни.
- Что такое природное сообщество?- Назовите природные сообщества.
-Итак, мы выяснили, что живые существа, обитающие в одном месте, и нуждающихся друг в друге называют природным сообществом.
Работа в группах (каждой группе раздаются карточки)
-Я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться поисковой деятельностью. Вам нужно собрать сообщество. Все группы отправятся в разные места.
Необходимо подобрать подходящие, на ваш взгляд, объекты природы для конкретной территории. В процессе работы вы можете советоваться, закончив работу, представители групп будут рассказать, какие объекты природы расположили на данной территории. А какие объекты оказались лишними и почему? У первой группы – лес. У второй – водоём. У третьей –луг.
Четвертая группа работает с плакатом «Будь природе другом».
- Какие объекты природы прописаны на лугу?
Отвечает 1 группа. У нас растения, растущие на лугу: ….; животные: ……
? Можно ли к данному сообществу отнести птицу дятла? (Не живет на данной территории, нет питания для неё на лугу, так как живет на деревьях)
- Какие объекты отнесли к сообществу водоем?
Отвечает 2 группа. Наша группа решила дополнить сообщество водоем растениями: …; животными …..
? Можно ли отнести к данному сообществу лису? Почему? (Она не живет на данной территории. Нет условий. Лиса живет в норе, питается грызунами, птицей, зайцами)
- Какие объекты находятся на территории леса?
Отвечает 3 группа. Мы выбрали ……...
? Почему нельзя к данному сообществу отнести крота? (Не живет на данной территории, это животное, которому нужны свободные места под землей )
Проверка дом. задания
-Выслушаем рассказы о животных, которые вы подготовили дома. Постарайтесь определить, к какому природному сообществу относятся эти животные.
Физкультминутка (проводится обучающими)
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и весенним лугом,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Покружились, полетели,
На цветы тихонько сели.
-О каких ПС говорили?
Вывод: Наши наблюдения показывают, что каждый живой организм ПС нуждается друг в друге. Растения являются пищей для растительноядных животных. А те, в свою очередь, являются пищей для хищников. Это называется «Цепью питания».
Введение понятия «цепь питания»
ЭОР «МИР ПРИРОДЫ»
Работа в парах, дифференцированная работа
-Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме.
-А теперь послушайте задание. Каждая пара, используя карточки, должна составить цепь питания.
1 ряд: шишки – белка - ястреб.
2 ряд: водоросли – улитка – рак.
3 ряд: трава – кузнечик- ящерица
Индивидуальная работа (для сильных учащихся): составить цепь питания, прочитав сказку «Сова».
Вывод: все живые существа взаимосвязаны.
Этап применения нового знания
Анализ сказки «Сова»
-Что произойдет, если нарушить это единство?
-Какой вывод можно сделать? (В природе все взаимосвязано и человек не должен вмешиваться в природное сообщество, нанося ему вред)
-Так кто же нарушил единство в лесном природном сообществе?
Давайте еще раз вспомним правила друзей леса. (4 группа)
IV. Этап контроля и самоконтроля
-Наступило время проверить, насколько вы были внимательны в течение урока. Выполните самостоятельную работу.
1. Животные, тело которых покрыто перьями, - это _____________.
2. Животные, тело которых покрыто шерстью, - это __________________.
Заполни пропуск в цепи питания:
осина ----- заяц ----- ____________.
Зачеркни лишнее в ряду: медведь, сосна, лягушка, дятел.
Определи, к какому природному сообществу относится лишний объект ____________.
водоём, лес, луг
V.Итог урока Рефлексия
- Как можно назвать лес, луг, водоем?
- Какие природные сообщества в окрестностях нашего города? (лес, пруд)
- Скажите, а зачем мы сегодня так много говорили о сообществах, зачем это нужно вам? (чтобы больше знать о растениях, животных. чтобы беречь и охранять природу)
Я узнал…. Я научился ….
-Что было интересным?
-Какое задание вызвало затруднения?
VI. Домашнее задание (по выбору)
РТ стр. 21 № 14-16
придумать знаки правил друзей природы
VIII. Выставление оценок за работу на уроке
КЛЕВЕР
ШМЕЛЬ
МЫШЬ
СОВА
БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!
З акончи правила с помощью рисунков, указав на них стрелками.
НЕ БУДЕМ СРЫВАТЬ
Н Е БУДЕМ РАЗРУШАТЬ
НЕ БУДЕМ РАЗОРЯТЬ
Нарисуй знак к правилу.
НЕ БУДЕМ ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
ученик ____________________________
1. Животные, тело которых покрыто перьями, - это _____________.
2.Животные, тело которых покрыто шерстью, - это __________________.
Заполни пропуск в цепи питания:
осина ----- заяц ----- ____________.
Зачеркни лишнее в ряду: медведь, сосна, лягушка, дятел.
Определи, к какому природному сообществу относится лишний объект ____________.