Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Что такое природное сообщество"»
Предмет: окружающий мир
Ф.И.О. учителя Аносова Елена Викторовна, высшая категория
МБОУ «Лицей №6 «Парус» Московская область г.Дзержинский
Тема: Что такое природное сообщество?
Тип урока: вводный
Цель: выявление предварительных знаний и опыта учащихся, формирование представлений о перспективе изучаемой темы.
Планируемые результаты:
Предметные
Узнают о значении единства природы в жизни человека, о мероприятиях по охране окружающей среды.
Познакомяться с условием совместного существования растительного и животного мира.
Метапредметные
Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания; выполнять взаимопроверку, взаимооценку и самооценку учебного задания; выполнять учебное действие в соответствии с планом; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Познавательные:
Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ
определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение;
определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать своё мнение;
находить взаимосвязь живого и неживого в природных сообществах и обосновывать своё мнение;
использовать приобретённые знания при составлении рассказа о сообществе.
Коммуникативные:
Уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение, приходить к общему решению формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; использовать речевые средства для представления результата.
Личностные
Проявлять интерес к изучению темы; осознавать успешность при изучении темы.
Осознавать себя жителем планеты Земля, проявлять чувство ответственности за сохранение её природы.
Выражать любовь к своему родному краю, заботиться об охране и приумножении природных богатств.
Термины и понятия: единство живой и неживой природы, природное сообщество, сообщество.
Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Адаптационный
Работа в паре.
Формулирование темы и цели урока
Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.
Как называется наш урок? (окр. Мир)
Что такое Окружающий мир? (природа)
На какие две группы можно разделить природу? ( живая и неживая природа)
Почему? Составьте словосочетание из этих слов. ( природное сообщество)
Сформулируйте тему нашего урока. ( Природное сообщество.)
А кто слышал такое высказывание, «природное сообщество»
А что такое природное сообщество?
Отсюда цель нашего урока: узнать что такое природное сообщество.
Адаптация учащихся к деятельности
Дает инструктаж по выполнению задания. (синим подчеркнуть неживую природу, зеленым - живую)
Проводит беседу, выявляет знания из личного опыта учащихся.
Высказывают своё мнение
Работают в паре
Высказывают своё мнение
Дети формулируют и называют тему и цель урока.
Основной этап
Работа со словарями.
Рассказ учителя (создание проблемной ситуации)
Эвристическая беседа
Где можно узнать что такое сообщество. ( в словарях, интернете, библиотеке, спросить у старших)
Что же вы узнали?
Но, чтобы полностью разобраться, послушайте такую историю.
Рассказ про художника, у которого не получалось нарисовать лес.
-Почему у художника лес каждый раз погибал?
- Вспомните, что просил лесовичок нарисовать?
(деревья, кусты, грибы, травы, жуков, паучков, цветы, стрекоз, пчел, птиц, жабу, ящериц, лягушку и ещё разных зверей)
Зачем он это делал?
А хватит ли им всем место в лесу?
Скажите, а колючка или кактус смогут жить в этом лесу? (нет) Почему?
Тогда что еще влияет на существование растений и животных на одной территории?
(климат, вода, почва, рельеф)
Посмотрите что у нас получилось? (карта мыслей) Можно ли по ней сформулировать ответ на наш вопрос -Что же такое природное сообщество? (да)
Ребята делают вывод:– природное сообщество – это территория, в которой совместно обитают различные живые организмы при определенных условиях.
Молодцы, добывать информацию вы умеете.
Называют источники информации.
2-3 человека ищут определение слова «сообщество» в разных словарях
Участвуют в беседе.
Составляя алгоритм изучения сообщества
-Что такое …..?
-Растительный мир ….
-Животный мир ….
-Цепи питания и природное равновесие....
-Человек и ….
-Экологическая страничка
-В мире интересного.
Рассуждения детей
Записывают определение в тетрадь
На слайде появляется термин и его лексическое значение
на слайде появляются картинки
Творческий этап
Работа в группе
Беседа о правилах поведения в природе
Игра «Кто лишний»
(если будет время)
Ребята, сейчас вы будете работать в группе. Ваша задача из карточек опор составить карту мыслей «Что такое природное сообщество» и показать взаимосвязь внутри этого сообщества.
Анализ работы групп.
Ребята, мы разбирали природное сообщество леса, а кто может привести еще примеры природных сообществ? ( луг, поле, болото, озеро, реки)
Интересно, а дача – это природное сообщество?
А кто создал это природное сообщество? (человек)
А кто создал лес? (природа)
Значит природные сообщества могут быть естественные и искусственные?
Итог. Слово учителя.
«Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее за то, что она прекрасна»
Жан Дорст.
Как вы понимаете это высказывание?
Природное сообщество — это обмен информацией. Наше время называют веком информации. Для ее сбора, хранения, обработки созданы системы связи, изобретены компьютеры.. Но оказывается , что ничего нового человек не изобрел. Объекты природы миллионы лет обмениваются информацией. К сожалению, люди еще плохо понимают лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них — уничтожение леса.
Посмотрите видеоролик (1мин 28 сек). Определите какой же лес нам нужен?
Как же сохранить наш лес.
Правила поведения в лесу
Не ломай деревья
Не врывайся в лес с криком:
Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы
Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор
Не разоряй муравейник
не разоряй гнезда
не обижай зверей
Вспомните цель нашего урока.
Удалось нам достигнуть её?
Что такое природное сообщество?
Зачем мы изучаем «Природное сообщество»?
Вспомните какие природные зоны мы изучили.(зона степей и лесов)
А что такое природная зона?
А можно ли природную зону назвать природным сообществом?
Из цепочки животных нужно убрать лишнего и объяснить почему.
На следующем уроке мы продолжим изучать природные сообщества и ещё более подробно разберем сообщество леса, поэтому дома вам нужно найти интересные факты о лесе.
Контролирует
анализ работ.
Работают в группе
Защищают свои работы
Приводят примеры природных сообществ.
Рассуждают, высказывают свое мнение.
Смотрят видеоролик
называют правила поведения в лесу.
Работают в группе
Анализируют работы
Подводят итог урока.
Рассуждают.
Сказка.
Что такое лес?
Жил был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? - Лес –это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал беоёзы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошие получились у него деревья. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородкой – старичка – лесовичка. Потому что в каждом лесу обязательно должен быть лесовичок.
Полюбовался картиной и уехал. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни сухие стволы.
- Что случилось7 Почему лес засох?
Какой же это лес? – вдруг услышал художник –Тут одни только деревья. Это говорит старичок – лесовичок. Деревья ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидишь. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?
Правильно. И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, красивые кустарники, и на земле среди зеленой травы – множество ярких цветов. «Вот теперь хорошо, сказал Художник. Вот теперь получился настоящий лес»
Но прошло немного времени, и деревья стали чахнуть.
- А это потому, что ты забыл нарисовать грибы.
-Да позабыл. Но разве обязательно в лесу должны быть грибы? Я много раз был в лесу, а грибы находил не часто.
- Это ничего не значит, грибы должны быть обязательно. Художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.
-А потому лес гибнет, что в нем нет насекомых.
Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и жуки.
- Ну, теперь все в порядке, - сказал художник и опять уехал. А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра из трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки. Художник подошел к картине и вдруг отшатнулся. Все на ней –и земля, и стволы, и ветви деревьев – было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.
Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины и был грустный прегрустный.
- Это ты виноват, - закричал художник, - ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!
- Конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.
- Что же делать? Неужели я не нарисую никогда настоящий лес?
- Никогда , если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветках деревьев появились веселые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался закончить, лесовичок проговорил:
- Мне нравиться этот лес. И я не хочу , чтобы он опять погиб…
- Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все.
- Не все. Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку.
- Нет! Нарисуй! – твердо сказал лесовичок, - если хочешь, чтобы твой лес жил. И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку и еще разных зверей.
- Вот теперь это настоящий лес, - послышался голос лесовичка – теперь он будет жить. Потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это лес!