Просмотр содержимого документа
«Что такое этикет? Вежливые слова.»
Что такое этикет? Вежливые слова.
(21 ноябряВсемирный день приветствий)
Цель:
-познакомить детей с понятием этикет
- познакомить с правилами этикета
-выработать практические навыки поведения
Задачи: 1. Работа по усвоению простых правил этикета. Понятия, которые должны усвоить дети: этикет, вежливые слова.
2. Организовать знакомство детей с правилами поведения, упражнять в использовании слов, означающих приветствие, просьбу, извинения.
3. Организовать игры и упражнения, помогающие овладению правилами этикета и умение использовать вежливые слова в разных ситуациях.
4.Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
5.Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.
Занятие 1.Правила этикета.
Учитель:
- Сегодня мы начинаем наши занятия по этикету. А что такое этикет?
Ученики:
Что такое этикет?
Что такое этикет-
Знать должны мы с детских лет.
Это- нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить ?
Как встать ?
Как сесть ?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
Этикет - это совокупность норм и правил поведения, установленных для различных форм общения, или просто – соблюдения правил хорошего поведения.
Учитель:
- Нужны ли такие общие правила? (Конечно. Они помогают людям правильно вести себя, чтобы другие почувствовали проявленное уважение к ним, чтобы им было приятно общаться друг с другом.)
Учитель:
-А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?
Ученики:
- Его называют воспитанным человеком.
- Его называют - культурным человеком.
Учитель:
В 16 веке такой человек назывался Вежей. Вежа - это знаток правил поведения. Поэтому с раннего детства нас родители знакомят с «вежливыми» , «добрыми словами»
Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с детства – приветствия.
А какие вы знаете формы приветствия?
Ученик:
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!"» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
Ученик:
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай", "Привет»,
Ученик:
«Буду рад вас видеть снова»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!»,» Будь здорова!»
«И ни пуха, ни пера!».
Учитель:
В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «Волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение, избавить от боли.
Ученик:
Извини, Пожалуйста, Прости, и разреши. Это не слова, а ключик от души. Кроме нашей спутницы – Таблицы умножения – Есть еще таблица – Таблица уважения!
Ученик Помните, как азбуку,как дважды два: “Спасибо” и “Пожалуйста” - волшебные слова!
Ученик Всюду, где нескромному Укажут от ворот, Вежливый попросит И всегда пройдет. Перед словом вежливым Двери отворятся! Пусть оно почаще всюду повторяется.
Ученики(хором) Помните, как азбуку, Как дважды два: “Спасибо” и “Пожалуйста” - Волшебные слова.
Учитель:
Игра«Словарь вежливых слов.»
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости
Говорим (прости, пожалуйста)
Во всём мире на прощанье
Друг другу люди говорят (до свидания)
Ребята послушайте, пожалуйста, стихотворение А.Антонова «Вежлив Витя или нет»
Ученик Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю»
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.
А как считаете вы , вежлив Витя или нет? Почему? (Ответы детей)
Учитель:
Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.
Движения и жесты, которыми издавна обменивались люди во время приветствия, были очень разнообразными! Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись лбом о землю, третьи прижимали руку ко лбу и сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык...
Учащиеся рассказывают о правилах приветствий у разных народов Земли.
В мире существует много непривычных для нас форм приветствий. Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой. Левую руку они закладывают за ухо да ещё высовывают язык.
В Индии до сих пор сохранился обычай при встрече знакомых прикладывать ладони к сердцу.
Некоторые племена Новой Зеландии здороваются, прикасаясь, друг к другу носами.
Арабы говорят: «Мир с тобой!», а индейцы наваха - «Всё хорошо!».
У японцев для приветствия применяется три вида поклонов: самый низкий, средний поклон (с углом тридцать градусов) и лёгкий (с углом пятнадцать).
Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине, латиноамериканцыобнимаются, французы целуют друг друга в щёку.
На острове Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс.
В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди.
А папуасы произносят: «Дай я тебя обнюхаю!»
21 ноября отмечается Всемирный день приветствий
Всемирный день приветствий отмечается ежегодно с 1973 года. Его придумали два брата – американца в то время, когда многие страны не дружили друг с другом. Им не нравились такие отношения между странами, ведь это могло привести к войне. Два брата – Майкл и Брайен Маккомак – встретились в штате Небракса (США). Пережив радость встречи, они решили поделиться ею с другими и разослали письма с радуш-ными приветствиями во все концы мира. Они никому не навязывали своих идей борь-бы за мир во всем мире, а лишь просили адресата поприветствовать еще кого-нибудь.Ведь, когда мы здороваемся, то желаем друг другу чего-то хорошего. Эта идея была поддержана и руководителями государств и простыми людьми. Их идея была предель-но проста и напоминала детскую игру. С тех пор каждый год 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения.
.
Объявляется конкурс на лучшее приветствие.
Классный руководитель раздает детям листочки, вырезанные в форме солнышка, и предлагает написать на лучиках этого солнышка несколько слов-приветствий своим одноклассникам.
Итог урока
Добрый день! — тебе сказали, — Добрый день! — ответил ты. Как две ниточки связали Теплоты и доброты.
Нам желают «Доброго пути!» — Будет легче ехать и идти. — Здравствуйте! — ты скажешь человеку, — Здравствуйте! — он скажет нам в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо»? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно, Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно.
Слова чудеснейшие эти Услышать каждый очень рад, Добреют взрослые и дети И улыбнуться вам спешат.