Занятие по этикету в подготовительной группе.
ТЕМА: "В мире вежливости"
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения. Закреплять знания культурного поведения за столом. Продолжать обогащать словарь детей другими формами слов – приветствий. Развивать творческие способности детей, выразительности речи. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, желание доставлять радость другому человеку.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети находятся в зале. Гости входят в зал под музыку «Улыбка». Гости садятся на стульчики.
Вос-ль: - Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте их поприветствуем.
Дети: - Здравствуйте.
Вос-ль: - Ребята, а как еще можно поприветствовать наших гостей, какими словами?
Дети: – Добрый день, доброе утро, мы рады вас видеть.
Вос-ль: - Ребята, а можно ли поприветствовать наших гостей словом «привет»? Ведь это тоже слово – приветствие?
Дети: - Не, это будет выглядеть неприлично. «Привет» можно сказать только самым близким людям (маме, бабушке, папе, дедушке, брату, сестре) или другу.
Вос-ль: - А Настя, например, может сказать Алеше «привет»?
Дети: - Да, потому что они друзья.
Вос-ль: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики.
Вос-ль: - И сегодня, ребята, мы находимся не просто в зале, а на телестудии, где будут снимать передачу «Пусть говорят». У нас в студии находятся гости, которые пришли к нам на передачу, вы – герои передачи и я Наталья Сергеевна – ведущая этой передачи. Нас будут смотреть дети с других детских садов. Ребята, у меня в руках есть микрофон, если появятся вопросы у вас или у гостей студии, поднимите руки, и я подойду.
И так, на нашей передаче «Пусть говорят» мы обсуждаем невыдуманные истории, а только те, которые касаются непосредственно нас самих. И тема нашей передачи называется «Этикет». Зачем нам нужен этикет? Мы с вами много говорили про это слово. И у меня к вам первый вопрос: Что такое этикет?
Дети: - Этикет – это правила поведения и вежливости в общественных местах.
Вос-ль:- Ребята, а о каких общественных местах вы имеете в виду?
Дети:- Правила поведения в транспорте, театре, цирке, детском саду, на улице, за столом, в гостях, в больнице и т.д.
Вос-ль:- Хорошо, вот например, вы приходите в гости, в детский сад или другое общественное место, кто первым, или какое первое слово вы должны сказать?
Дети: - Здравствуйте.
Вос-ль:- Конечно же «здравствуйте». Давайте снова вернемся к этому слову – приветствие, ведь это самое главное, самое первое слово, где бы мы не были.
Ребята, а кто знает, что означает это слово?
Дети: - Если человек здоровается, значит, он желает другому здоровье.
Вос-ль:- Действительно, когда знакомые люди встречаются друг с другом, каждый из них должен поздороваться, это слово приветствие, знак доброго уважения людей друг к другу. А означает оно все то же – пожелание здоровья – здравствуй, т.е. будь здоров, не болей.
- Ребята, а вы знаете, что существуют такие племена, где люди здороваются носами, локтями, а на Руси есть такое красивое слово «здравствуйте».
- А может быть кто – нибудь из вас нам расскажет стихотворение.
Дети:- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
-Доброе утро!
Солнцу и птицам,
-Доброе утро-
Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
Вос-ль: - Ребята, оказывается, правильно здороваться нас учат и наши русские народные сказки. Я вам предлагаю посмотреть и показать отрывок из русской народной сказки «Лиса и волк». А в этом мне помогут М.Кристина и Д.Алеша (дети инсценируют сказку, используя настольный театр).
Ребенок:- Встретились кума- лиса да серый волк. «Здравствуй, лисонька» - «Здравствуй, куманек».
Вос-ль: - Ребята, вы заметили, как лиса здоровалась?
Дети:- Хитренько, ласково.
Вос-ль: - А волк?
Дети:- По-доброму.
Вос-ль:- А у нас есть еще одна сказка, а как называется, вы сами назовете. А поможет мне ее показать Сережа К. и Настя Р. (инсценировка сказки)
Дети:- По мачехиному веленью посадил старик старухину дочь в сани, повез ее в лес, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку подскакивает, да на старухину дочь поглядывает:
- Здравствуй девица.
- Здорово старик.
- Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная?
- Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
Вос-ль: - Ребята, как мачехина дочка отвечала?
Дети:- Грубо, невежливо
Вос-ль: - Вспомните, а как падчерица, Настенька отвечала Морозко?
Дети:- Здравствуй Морозко, здравствй батюшка. Ласково.
Вос-ль: - Ребята, эта сказка дошла до нас с незапамятных времен, с тех лет, когда люди еще не умели писать, чтобы записать саму сказку, она просто передавалась от одного человека к другому, как говорится из уст в уста – от мамы к дочке, от бабушке к внучке. Но уже тогда, в давние времена, люди знали, что друг с другом надо говорить вежливо, с уважением, и желать друг другу здоровья.
Вос-ль: - Но, а сейчас мы немного прервемся на небольшую музыкальную паузу (дети поют «Здравствуй - говори» и выполняют движения под музыку).
Вос-ль: - Мы немного отдохнули, а сейчас я предлагаю сесть на свои места.
- Ребята, у нас в студии накопилось много вопросов по этикету. Дайте поможем на них ответить.
1. –Ребята, один мальчик на улице увидел своего воспитателя, но она была на противоположной стороне дороги. Он на всю улицу закричал «Марья Ивановна, здравствуйте!» правильно ли он поступил?
2. – Ребята, мне подарили ненужную некрасивую вещь. Что мне сказать тому, кто ее подарил?
3. - Ребята, как мне быть, если я опоздала в театр.
4. – Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья, надо ли здороваться с ними? Если надо, то как это сделать?
5. – Однажды я пришла в гости к ребятам и увидела, как они безобразно вели себя за столом. Я ушла. Правильно ли я сделала?
Вос-ль:- Как раз по этому поводу у нас есть кое-что интересное. Я предлагаю всем внимательно послушать и посмотреть (рассказ воспитателя сопровождается картинками).
Вос-ль:- Почему Катя ушла?
Дети: - Ребята вели себя безобразно.
Вос-ль: - А, что они делали неправильно?
Дети: - На горячий суп дуть нельзя, а надо помешивать ложкой, чтобы скорее остывал. Локти на стол класть нельзя, на столе должны быть только запястья. От котлеты надо отламывать кусочки вилкой. Косточки от компота нужно класть на блюдечко. Нельзя разговаривать с полным ртом, если тебе задали вопрос, сначала нужно проживать и проглотить пищу, а потом отвечать.
Вос-ль: - А какие правила этикета вы еще знаете?
Дети: - Перед едой нужно мыть руки. Гарнир: картошка, котлета и другие овощи нужно кушать вилкой. Нож нужно держать в правой руке, а вилку в левой руке. Выходя из-за стола сказать «Спасибо» и т.д.
Дети: - Ребята, ответьте мне теперь на вопрос, что было бы с людьми, если бы не было правил этикета.
Дети: - Ответы детей.
Вос-ль: - Был бы беспорядок. Как здорово, что они существует.
- К сожалению, наша передача подходит к концу и в заключение наши герои программы хотели бы дать несколько советов другим детям.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете,
Взобраться инвалиду.
Ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Вос-ль: - Ребята, что нам нужно сказать нашим гостям.
Дети: - До свидания.
Вос-ль: - Берегите себя и своих близких.