Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте ннтонимы, употреблять их в речи; аргументированию отвечать., до-к!пывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте ннтонимы, употреблять их в речи; аргументированию отвечать., до-к!пывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний
I. Орфографическая минутка
— Разгадайте загадки, напишите отгадки.
— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую запоминали.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает,
Одним проходу не дает, • •
Других он подгоняет. (Ветер.) . :
Дерево стоит,
А лист дрожит. (Осина.)
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза.)
Круглые, зеленые на дереве растут,
Лишь бочок краснеет — тут же их сорвут.
Сладкие и спелые соберут в корзинку,
Все на вид красивые, прямо как с картинки. (Яблоки.)
Рядом с дворником шагаю.
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)
Что проходит через горы, через долы и холмы, но сама не двигается? (Дорога.)
(Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске. Взаимооценка.)
«!» — молодец, все слова написал верно.
«+» — хорошо, но есть 1 или 2 ошибки.
«—» — еще ошибаешься, слова нужно выучить.
2. Словарная работа
— Послушайте стихотворение.
Не говори, не повторяй
Мне слова страшного «прощай»;
Отравой горького сознанья
Моей души не помрачай,
С улыбкой руку мне подай
И тихо молви: «до свиданья».
Ю. Жадовская
— Найдите слова-синонимы. (Прощай, до свидания.)
— Словарное слово прощай мы уже знаем, как писать. Кто напишет его на доске?
(Ученик выходит к доске, пишет слово «прощай», подчеркивает букву О.)
— Слово до свидания тоже словарное. (Учитель записывает слово на доске.)
— До пишем раздельно со словом. Можно сказать до скорого свидания.
~ Поставьте ударение в слове. Подчеркните безударные гласные. Их нужно запомнить.
— Подберите антоним к слову до свидания. (Здравствуйте.)
— Какие буквы запоминали в этом слове? Запишите слово здравствуйте.
Ш. Самоопределениекдеятельности
— Послушайте стихи.
Грустный клоун громко плачет, А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить — Хочет реву рассмешить.
Олеся Емельянова
— Чем интересны слова грустный, веселый? (У них противоположное значение.)
— Найдите в следующих стихах слова с противоположным значением.
1. Разворчался старый дел: «Доживешь вот до ста лет!» Внук ответил: «Никогда! Буду молодым всегда!»
2. Петя пил чай ледяной И теперь лежит больной. Если б пил компот сливовый, Был бы, как Степан, здоровый.
3. Долго рисовала Даша Птиц оранжевой гуашью, Но имешался Дима в дело: «Ворон - черный, голубь — белый!»
4. Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А трусливого зайчонка Н апугает и девчонка.
5. Вася птичкам сыплет крошки. Жору все боятся кошки -Он гоняет их метлой. Вася - добрый, Жора — злой!
6. За высоким за забором
Можно спрятать даже гору, А за низеньким, увы, Виден каждый пук травы.
Сегодня на уроке мы узнаем, как называются слова с проти-иогюложным значением.
IV. Работапотемеурока
— Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока. (Что такое антонимы ?)
— Кто уже может ответить на вопрос урока? (Антонимы — это
слова с противоположным значением.) Упр. 71 (с. 54).
— Прочитайте текст.
— Почему муравей загрустил? (За всю жизнь не сможет увидеть конца моря.} •
— Что сравнивал муравей по величине? (Себя и море.)
VII. Рефлексия Карточка
Прочитай загадку, выпиши из нее в тетрадь пары слов-антонимов.
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится. . . Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять...
Ответ: холод — зной, добрый — злой, умчится — примчится. (Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведениеитоговурока
— Какой новый термин узнали на уроке? (Антонимы.)
— Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением.)
— Что бы произошло, если бы антонимов не было? (Ответы детей.)
Домашнеезадание
Выполнить упр. 74 (с. 56).
Задание повышенной сложности. Найти и написать четыре по-г юницы, в которых есть антонимы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тек-с гс антонимы, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письменной форме.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний ()рфографическаяминутка
(На доске запись.)
Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка строила гнездо.
— Переставьте предложения так, чтобы получился текст. (Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.)
— В первом предложении подчеркните основу предложения.
— Во втором предложении поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.
III. Работапотемеурока Упр. 75 (с, 57).
— Прочитайте задание. Что непонятно в задании?
— Подберите антоним к паре слов мелкий пруд. (Мелкий пруд ~ глубокий пруд.)
— Будет ли антонимом слово глубокий во втором предложении? (Нет. Если дождь не мелкий, то он крупный.)
— Запишите следующую пару: мелкий дождь -- крупный дождь.
— Что вы заметили? (У одного слова в разных сочетаниях слов могут быть разные антонимы.)
— Найдите противоположное значение к паре легкая сумка. (Тяжелая сумка)
— Найдите противоположное значение к паре легкая задача. (Трудная задача.)
— Задание под пифрой 3 выполните самостоятельно. Прочитайте, что вы написали. (Сладкое яблоко — кислое яблоко. Сладкое лекарство — горькое лекарство.)
Итак, у многозначных слов может быть несколько антонимов.
IV. Физкультминутка
Раз, два, три — веселей шагайте. Раз, два, три — ноги поднимайте. Раз, два, три — потянитесь дружно. Раз, два, три - сели и привстали. Раз, два, три — ручками похлопали. Раз, два, три — ножками потопали.
V. Работастекстом
Упр. 76 (с. 57).
~ Прочитайте текст.
(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)
— Озаглавьте его. (Лисички.)
— Почему лисички так названы? (Они похожи на зверя лисицу цветом.)
— На что еще похожи лисички по цвету? (Лисички яркого цвета, как морковь.)
— Стайка лисичек напоминает стайку небольших птичек.
— Напишите заголовок и ответьте на вопросы письменно. (/. Лисички яркого цвета, как морковь. 2. В серединке дрожит росинка. 3. Весело смотрит стайка лисичек из зеленого мха.)
— Проверьте написанное.
VI. Рефлексия
(Выборочный диктант.)
- Из каждого четверостишия выпишите пару слов-антонимов.
1. Очень толстый червячок Яблоку прогрыз бочок. С тонким он теперь соседом О скворцах ведет беседу.
2. Нынче пасмурный день был. Глеб зонт взял, а Лев забыл. Дождь пролился неплохой. Лев весь мокрый, Глеб сухой!
3. Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус, Но из всех запомнил только Сладкий торт и перец горький.
4. Полный чемодан гордится, Что поедет за границу, Ну а старый и пустой В шкаф отправят на постой.
•' 5. Длинный сарафан для Маши, Чтоб была всех в мире краше, А короткий - для Аленки, Маленькой ее сестренки.
6. «Ох, - вздыхает пес голодный, -Съесть могу кого угодно!» Сытый же ему в ответ: «Ну, тогда меня здесь нет!»
(П роверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помо-щмп «светофора».)