II. Актуализация знаний. Цель: проверить знания учащихся, полученные на предыдущем занятии. | | - Вспомните, что мы с вами можем увидеть под ногами? - О каких горных породах мы говорили на прошлом уроке? - Чем они различаются? - Среди предложенных вам камней найдите гранит и известняк. - Назовите «родственников» известняка. - Где используют гранит? |
III. Мотивация учебной деятельности. Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала. | 1. Презентация. | - Посмотрите на изображённые предметы. (Показ презентации.) - Как одним словом можно назвать все предметы, которые вы увидели? (Растения.) - Они все такие разные! А есть ли у растений что-то общее? -На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке. Прочитаем тему сегодняшнего урока на с. 22 учебника. (Что общего у разных растений?) - Что мы узнаем на уроке и чему будем учиться? (Узнаем, из каких частей состоит растение. Научимся находить, показывать и называть эти части.) |
IV.Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Работа по учебникам. 2. Сравнение плодов с семенами. | - Рассмотрите изображение кабачка в учебнике и мака на таблице. Найдите на них листья и покажите. - Какие части растений вы знаете? Познакомимся с ними подробнее. - К чему прикрепляются листья у кабачка и мака? Прочитаем название. - Какого цвета стебель? Сравните стебли мака и кабачка. У мака стебель прямой, он растёт вверх. У кабачка стебель вьющийся, он может лежать на земле или подняться вверх, цепляясь за что-нибудь. - Что ещё, кроме листьев, есть на стебле? Сколько цветков на стебле у мака? А сколько на стебле у кабачка? Количество цветков может быть разным, но они есть. - Спускаемся по стеблю вниз. Зелёная часть растения заканчивается. Какого цвета следующая часть растения? Прочитайте её название. - Корень – подземная часть растения. С помощью корня растение держится в земле и не сдувается ветром, получает из почвы воду, полезные вещества, а часто и размножаются. - Мы с вами назвали корень, стебель, лист и цветок. Что ещё есть у растений. - Сравним плоды с семенами у мака и кабачка. Они разные. Но оба они появились на месте цветка после того, как у цветка завяли и опали лепестки. С помощью семян растения размножаются. Плоды могут быть крупные или мелкие, сочные или твёрдые. На многих растениях, например, на дубе, вырастают твёрдые плоды. Каждый плод имеет прочную оболочку – скорлупу, которая защищает находящийся внутри орех. Эти орехи и есть семена дуба. Семена мака созревают внутри прочной коробочки. - Семена растений могут быть заключены в плоды, стручки или коробочки. Количество семян в них может быть от одного до нескольких тысяч. Например, у кокосовой пальмы вырастает несколько очень крупных, тяжёлых семян. А у орхидеи образуется несколько тысяч крошечных, лёгких семечек. - Плодовые деревья такие, как вишня и слива, содержат внутри своих плодов по одному семечку, которое заключено в прочную, словно каменную, скорлупу. А арбузы и бананы содержат в мякоти своих плодов множество семян. |
| Физминутка | Хомка, хомка, хомячок. Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хату, И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать. |
V.Закрепление изученного материала Цель:закрепить полученные знания на уроке. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляциии сотрудничества. | Практическая работа. Работа в тетрадях. 3. Практическая работа в группах. | Н, детиа столе корзина с плодами. - Что у меня в корзине? Как это всё назвать одним словом? Что внутри у этих плодов? Давайте посмотрим. Учитель разрезает яблоки, дети самостоятельно раскрывают стручки гороха и коробочки мака. - Разложите семена на с.13 рабочей тетради рядом с изображениями плодов. Сравните их по форме, величине, цвету. - А теперь – сюрприз! Учитель достаёт арбуз – это тоже плод. А внутри у него – семена. - А у дерева есть ли все это, что у всех растений? Рассмотрите изображения деревьев на плакате и в учебнике. Найдите у них все названные нами части. Стебель у дерева – это его ствол с ветвями. Они толстые и твёрдые. Остальные части у лиственного дерева такие же, как у других растений. Обратите внимание на то, что я сказала «у лиственных деревьев». Что это значит? Это значит, что у хвойных деревьев что-то не так. Что? У хвойных деревьев нет плодов. Вместо плодов у них шишки, состоящие из множества жёстких чешуек. Шишка растёт долго – два года. Вначале она зелёная, а когда семена в ней полностью созреют, становится коричневой. Чешуйки раскрываются, и семена выпадают. Мы знаем, что почти у всех растений есть цветки. А Мудрая Черепаха знает об этом ещё больше. Прочитайте, что она говорит. - Рассмотрите рисунок клевера. Вы видите, как выглядит один цветок. Множество таких мелких цветочков собрано в соцветие. В центре большого цветка подсолнечника находятся сотни мельчайших цветочков. Из каждого такого цветочка образуется семечко. - Посмотрите на цветы, которые держит Мудрая Черепаха. Чем они различаются? (У тюльпана – один цветок, а у клевера – соцветие.) - Повторите ещё раз названия всех частей растений. Найдите их на рисунках яблони и крыжовника в учебнике. - А теперь разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с изображением какого-либо растения. - У вас перфокарты с прорезями. Надо в эти прорези вставить названия частей растений. - Проверим. |
VI.Подведение итогов. Рефлексия. Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы. | Беседа. Самопроверка. | - Что общего у всех растений? Назовите эти части. Нау3чились ли вы находить эти части у растений? Можете ли их плоказать и назвать? Значит, вы научились всему, о чём говорили в начале урока. Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли? Учитель даёт задания на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске. - Итак, урок закончен. Все работали замечательно. Спасибо. |