Просмотр содержимого документа
«Что общего у разных растений? Раздел: Что и кто?»
МКОУ СОШ №2 г.Алагир
УЧИТЕЛЬ: Бесолова Р.Х.
2016
План-конспект урока. Окружающий мир, 1класс, УМК «Школа России».
Тема: Что общего у разных растений? Раздел: Что и кто?
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.
Задачи:
Образовательные: Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.
Учить находить, показывать и называть части растений.
Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
Формирование реалистических представлений об окружающем мире.
Развивающие: Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.
Воспитательные: Воспитание умения работать в коллективе, в паре.
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.
Методы, методические приемы, технологии. ИКТ. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Деятельностный подход.
Форма урока. Проблемный урок.
Планируемые результаты: ученики научатся находить, показывать и называть общие части у разных растений.
Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.
Оборудование: презентация по теме урока, таблица «Части растений», карточки – названия частей растений, предметные картинки, рисунок-схема растения (индивидуальные - у учеников, увеличенная – на доске), гербарии, муляжи овощей и фруктов, комнатные классные растения. Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Библиография:
Учебник 1 часть, рабочая тетрадь, тесты для 1 класса, по окружающему миру. Автор: Плешаков А.А.
Методические рекомендации по предмету.
Интернет ресурсы.
Структура урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Целеполагание и мотивация
Изучение и первичное закрепление изученного материала
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия
Физкультаузы учитель проводит по своему усмотрению.
Ход урока:
Организационный момент.
(Цель: организованное начало урока)
Учитель и дети приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, создается положительный настрой на работу.
II. Актуализация знаний
(Цель: воспроизведение ЗУН, нужных для «открытия» нового знания и выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение).
-Вспомните основной вопрос нашего раздела?
-Что и кто?
-Отгадайте загадки и скажите, что это?
1.Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух
2.Сладок он, друзья, на вкус.
А зовут его… Арбуз.
3.Что за куст – ни с кем не знается.
Не собачка, а кусается. Крапива.
4.Стоит Алёна: платок зеленый,
тонкий стан, белый сарафан. Береза.
5.Вроде сосен, вроде елок
А зимою без иголок. Лиственница.
6.В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? Рябина.
7.Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.
(на слайде 1 появляется рисунок цветка подсолнечника, плода арбуза, листьев крапивы,
веточки березы, веточки лиственницы с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек).
- Как назвать одним словом? Растения (появляется слово на слайде Растения)
- Что вы знаете о растениях? Где встречали эти растения? (дети отвечают. Одновременно идет демонстрация классных фотографий, подходящих к теме урока, с осенней экскурсии и прогулок).
III. Целеполагание и мотивация
- Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же? (Примерные ответы детей: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д. Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает).
- Хотите узнать, что объединяет все растения?
IV. Изучение и первичное закрепление
(Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов)
- На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)
(после постановки вопроса детьми появляется слайд 2 «Что общего у разных растений?»)
- Муравьишка Вопросик выслушал ваши ответы и хочет вам помочь. Посмотрите, как он сгруппировал картинки - ответы на загадки. Слайд 3. Подумайте, почему так?
- 1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.
2 группа: плоды рябины, арбуз.
3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.
(В результате такого побуждающего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель-ствол. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)
ЛИСТЬЯ
СТЕБЕЛЬ - СТВОЛ
ЦВЕТЫ
ПЛОДЫ С СЕМЕНАМИ
- Что еще мы не назвали? (Добавляем слово КОРЕНЬ)
- Для чего нужен корень? (Растения получают через корни питательные вещества из земли).
- Что у нас получилось? (Целое растение)
- Из чего мы его собрали? (Из частей)
- Значит… (Общее у разных растений – это части. Называем их и сравниваем с ответом на экране) Слайд 4.
- Давайте укажем общие части у растения, пользуйтесь карточками на магнитах. (На доске прикреплён рисунок гороха. Приложение 1. Дети по желанию выходят и прикрепляют рядом с каждой частью растения карточку с названием этой части)
- Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)
Работа в учебнике на стр.22.
- Какое растение нарисовано? Что у него обозначено? Покажите, назовите (работа в парах). Какие растения есть еще на рисунке? (Яблоня и крыжовник)
- Что мы должны сделать? (показать и назвать части растений)
- Работаем в парах. Если что-то непонятно, задавайте вопросы. (Взаимопроверка)
- А вы знаете, что…Слайд 5. … у многих растений цветки собраны в группы. Найдите на стр.23, как называются эти группы. (Соцветия)
- Узнайте по рисунку, у каких растений цветки собраны в соцветия.
- Проверьте себя по стр.88.
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
(Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)
Практическая работа.
- У вас на партах лежат рисунки незнакомых растений. Приложение 2.Выполним аналогичное задание: указываем части только одной буквой. (Дети выполняют задание индивидуально. Два хорошо читающих ученика работают за доской по точно таким же рисункам, но только больших размеров, подписывают полные названия частей)
- Дети, работающие у доски, выполнили всё правильно. Проверьте себя. (Проверка, выявление и исправления ошибок)
- Что заметили? На рисунках не нарисованы плоды с семенами.
- Зачем растениям нужны семена? С помощью семян растения размножаются.
- Придумайте и дорисуйте семена вашим растениям, а дома можно раскрасить.
VI. Включение в систему знаний и повторение
(Цель: включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире).
- Посмотрите на предметы, которые есть у вас на партах. (Гербарии злаковых растений, листьев, шишки хвойных деревьев, муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, классные комнатные растения небольших размеров)
- Подумайте, какие части растений вы видите. Выйдите к доске те, у кого листья. Назовите, от каких растений.
- Вторая группа: плоды. От каких растений?
- Третья группа: цветы. От каких растений?
- А теперь составим 4 группу. Что из всего названного человек использует в жизни? Для чего?
VII. Рефлексия.
(Цель: соотнесение цели у рока и результатов)
- На какой вопрос отвечали?
- Что нового узнали?
Выполнение тестов в тетради. Взаимопроверка.
- Что бы хотели узнать о растениях? Слайд 6.
Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями
Слайд 7. (Бамбук – за сутки вырастает на 40см;
Раффлезия – растение хищник;
Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;
Кактус – выдерживает температуру воздуха до +70 градусов;
Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)
Слайд 8. Спасибо за работу! (Самооценка своей деятельности).