kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что мы знаем о воде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное  занятие  по  экологии  для  начальной  школы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что мы знаем о воде»

Внеклассное занятие по экологии для начальной школы

"Что мы знаем о воде?"

Цели мероприятия:

  • Познакомить с водой, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле.

  • Через содержание учебного материала подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за водные ресурсы планеты. 

  • Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей. 

  • Создать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других получать информацию из различных источников. 

  • Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов.

Ход мероприятия 
Ребята, мы сегодня собрались, чтобы больше узнать о….., а о чем попробуйте догадаться. 
…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. 
Антуан де Сент-Экзюпери 
- О чем писал Антуан де Сент-Экзюпери? 
-Что вы знаете о воде? 
- Где мы ее встречаем?


Рассказ учителя. Опыты и наблюдения.

Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Она повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках,и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Человек в среднем за день выпивает 1,5 - 2,5 литра этой бесценной субстанции, которую нечем заменить. Без воды невозможна жизнь. Без пищи человек может прожить около 2-х месяцев, без воды не проживет и пяти дней. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но что мы знаем о воде? (На партах стакан с водой.)

Посмотрите внимательно на воду, потрогайте её. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)
Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет?) Значит вода какая? (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха.)

Посмотрите в окно – как много на улице снега и льда. Откуда они появились? (Лёд и снег – это замёрзшая вода.)Если лёд и снег – это замёрзшая вода, то что представляет собой снежинка? (Белая пушинка, состоящая из кристалликов льда.)

А теперь протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. Значит, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.(стих «Что такое вода»)


Учащихся рассказывают стихотворения о воде. 


  • Вы слыхали о воде? 
    Говорят она везде! 
    В луже, в море, в океане 
    И в водопроводном кране. 

  • Как сосулька замерзает, 
    В дом туманом к нам вползает, 
    На плите у нас кипит, 
    Паром чайника шипит, 
    Растворяет сахар в чае 
    Мы её не замечаем, 
    Мы привыкли, что вода – 
    Наша спутница всегда! 

  • Без неё нам не умыться. 
    Не наесться, не напиться! 
    Смею вам я доложить – 
    Без воды нам не прожить. 


-Ребята, а какая бывает вода? (слушаются ответы детей) 


  • Какой только воды не бывает на свете! 
    Есть вода морская и речная. 
    Озерная и ключевая, 
    Мёртвая и живая, 
    Газированная и минеральная, 
    Питьевая и индустриальная, 
    Колодезная и водопроводная, 
    Дождевая и болотная, 

  • Есть даже вода тяжёлая, 
    А есть вода и весёлая, 
    Солнечная, чудесная, 
    Привозная и местная, 
    Волшебная, талая, 
    Большая и малая, 
    Сточная, проточная, 
    Чистая и грязная … 
    Ну, в общем, очень разная. 


Область применения воды.

- Где человек использует воду? 

-Почему не кончается вода на Земле? 
-Водные ресурсы обладают способностью возобновляться. В природе существует безотказный механизм круговорота воды "океан – атмосфера – земля – океан" под действием энергии Солнца (Стих «Кто знает, откуда берётся вода»)


  • В природе путешествует вода, 
    Она не исчезает никогда. 
    То в снег превратиться, то в лед. 
    Растает и снова в поход! 
    По горным вершинам, 
    Широким долинам,

  • Вдруг в небо взовьется, 
    Дождем обернется. 
    Вокруг оглянитесь: 
    Вас окружает везде и всегда 
    Это волшебница наша – Вода!


Полезные сведения: «Знаете ли вы?» 
(Можно заполнить пропуски совместно с детьми). 
1. По нормам на каждого жителя города приходится ….(220 литров) воды в сутки. 
2. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около …(100литров) воды. 
3. Каждый раз когда вы чистите зубы вы расходуете около …(1литра) воды. 
4. Наполняя ванну лишь до половины вы расходуете около…(150 литров) воды. 
5. Разовый смыв в туалете около…(8-10 литров) 
6. Во время влажной уборки расходуется не менее… (10 литров) 
7. Каждая стирка белья в стиральной машине требует около …(100 литров) 
8. Через обычный водопроводный кран проходит …(15 литров) воды в минуту 
9. Через незакрытый кран за сутки уходит…(1000 литров) воды. 
10. Даже самая маленькая утечка за сутки уносит до…(80 литров) воды. 


Мы о многом уже вспомнили, но и много узнали нового. А теперь проведем занимательные соревнования , которые непосредственно связаны с водой. 


Отгадайте загадки. 
Что за звёздочки сквозные 
На пальто и на платке? 
Все сквозные, вырезные, 
А возьмёшь – вода в руке? 
(Снежинки) 
Приказало солнце: стой, 
Семицветный мост крутой! 
Тучка скрыла солнце свет – 
Рухнул мост, и щепок нет. 
(Радуга) 
Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней) 
Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Cнег) 
Прозрачен, как стекло, 
А не вставишь в окно … 
(Лёд) 
Детки сели на карниз 
И растут 
всё время вниз. 
(Сосульки) 
Чуть дрожит на ветерке 
Лента на просторе. 
Узкий кончик – в роднике, 
А широкий – в море. 
(Река) 
В тихую погоду 
Нет нас нигде, 
А ветер подует – 
Бежим по воде. 
(Волны) 
День и ночь кричит, 
А голос не устаёт? 
(Водопад) 
Кругом вода, 
А с питьём беда. 
(Море) 
Бегу я, как по лесенке, 
По камушкам звеня, 
Издалека по песенке 
Узнаете меня. 
(Ручеёк) 
Утром бусы засверкали, 
Всю траву собой заткали 
И пошли искать их днём, 
Ищем, ищем не найдём. 
(Роса) 
Шумит он в поле и в саду, 
А в дом не попадёт. 
И никуда я не иду, 
Покуда он идёт. 
(Дождь) 
В новой стене, 
В круглом окне 
Днём стекло разбито, 
За ночь вставлено. 
(Прорубь) 
Дождь прошёл, а я остался 
На дорожке во дворе. 
Воробьи во мне купались 
На потеху детворе. 
Но до завтрашнего дня 
Солнце высушит меня. 
(Лужа) 
Не вода и не 
суша – 
На лодке не уплывёшь 
И ногами не пройдёшь. 
(Болото) 
Пушистая вата 
Плывёт куда-то 
Чем вата ниже, 
Тем дождик ближе. 
(Облака) 
По небесам оравою 
Бредут мешки дырявые. 
И бывает – иногда 
Из мешков течёт вода. 
Спрячемся получше 
От дырявой … 
(тучи)

Ответь на «Почему?» 
1. Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода – растворитель.) 
2. Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности.) 
3. Почему в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода пара.) 
4. Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (Лед легче воды.) 
Игра «Веришь ли ты?» 
1. Веришь ли ты, что в глубоких колодцах иногда даже летом на дне лежит лед и не тает? (Верю. Если зимой колодец промерзнет до дна, то летом может оттаивать только верхняя часть: вода – плохой проводник тепла.) 
2. Веришь ли ты, что человек может поднять кубометр воды? (Нет, масса 1 куба воды 1000 кг.) 
3. Веришь ли ты, что водоплавающим птицам холодной осенью теплее в воде, чем на земле? (Да, так как вода теплее воздуха, который успел охладиться.) 
4. Веришь ли ты, что облака и туман не одно и то же? (Нет: туман и облака – это мельчайшие капельки воды.) 



ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОДЕ (конкурс)
1. Наше счастье – дождь да ненастье. 
2. Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет. 
3. Счастье – вешнее ведро. 
4. Счастье с бессчастьем, что ведро с ненастьем: живут переменчиво. 
5. Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет. 
6. Все беды пропали, что в воду упали. 
7. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою. 
8. Не грози щуке морем, а нагому горем. 
9. Река не море, тоска не горе. 
10. Ходит как дождем прибитый. 
11. Хоть волком вой, хоть в прорубь головой. 
12. Чужая слеза – вода. 
13. В лес дров не возят, в колодец воды не льют. 
14. В решете воду не носят. 
15. В тихой воде омуты глубоки. 
16. Вода сама путь сыщет. 
17. Воду варить, вода и будет. 
18. Где гроза там и ведро. 
19. Где нет воды, тут и блоха не живет. 
20. Где снег, там и след. 
21. Иголкой колодец не роют. 
22. Как роса упадет, так и след пропадет. 
23. Кто тонет, за соломинку хватается. 
24. Масло с водой не смешаешь. 
25. Мокрый дождя не боится. 
26. От жару и вода кипит. 
27. От дождя – не в воду, от огня – не в полымя. 
28. По которой воде плыть, ту воду и пить. 
29. Родимое пятно в бане не отмоешь. 
30. Тихая вода берега подмывает 
31. У реки колодец не копают. 
32. Утопающий пить не просит. 
33. Водой мельница стоит, да от воды же и рушится. 
34. Вольному – воля, спасенному – рай, бешеному – поле, черту – болото. 
35. Для муравья и капля – озеро. 
36. Крупная рыба в мелкой воде не водится. 
37. Кто в кони пошел, то и воду вози. 
38. Кулик до воды охоч, а плавать не умеет. 
39. Не твоя чаша, не тебе и пить. 
40. Все беды в воду – и пузыри вверх. 
41. Бывает порою – течет и вода горою. 
42. Дорого при пожаре ведро воды, при скудости подаяние. 


Назови и (покажи на картах) крупные реки России.

Крупные реки России: р. Волга, р. Обь, р. Енисей, р. Лена, р. Урал, р. Печора, р. Амур, р. Дон, р. Северная Двина, р. Ока, р. Кама, , р. Ангара, р. Индигирка, р. Колыма. 


Викторина «Все, что связано с водой». 
1. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд). 
2. Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки). 
3. Чем знаменито озеро Байкал? 
4. Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи). 
5. Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения). 
6. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная). 
7. Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников). 
8. За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников). 
9. Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека). 
10. Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища). 
11. Какая рыба крякает? (Морской карась). 
12. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха). 
13. Какой злак растет под слоем воды? (Рис). 
14. Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк). 
15. У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки). 
16. Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).

17. В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).

18. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь). 
19. Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр). 
20. Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр). 
21. Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица). 
22. Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык). 
23. Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь). 
24. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный). 
25. Какие две рыбы, “обитающие” в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука). 
26. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года). 
27. Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки). 
28. Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча). 
29. Назовите любителя зимнего плавания. (Морж). 
30. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая). 
31. Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз). 
32. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру). 
33. Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза). 
34. Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы). 
35. Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита). 
36. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный). 



Подведение итогов мероприятия.

Стих «Берегите воду!»

Подсчет балов за конкурсные вопросы. 
Детям предлагается нарисовать «экознаки» для охраны воды. Сделать рисунки или коллажи о понравившейся теме мероприятия. 




Приложения



Берегите воду

Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.


Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.


Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарИт.


Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

©

Что такое вода? 

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.


Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.



Вода из-под крана

Я воду в стакан из -под крана налил.
На свет посмотрел- она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.


А в горном ключе если воду набрать,
На вкус она будет совсем уж иной.
Словами, пожалуй, и не передать,
Как вкусно напиться водой ключевой.


Кто знает, откуда берется вода?

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде всё - превсё разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.



Экологическая сказка.


Жила – была Река. Сначала она была маленьким, весёлым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоснежных берёз. И все говорили:

- Какая чистая вода в этом ручье!

Затем ручей превратился в настоящую реку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Они обрадовались Реке.

- Оставайся, Река ,с нами в городе.

Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной.

Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая Река» Никто не гулял на её берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи. И никто из горожан не подумал, что Река тоже живая.

- Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, защищала в жаркие дни от зноя.

А люди всё больше загрязняли Реку.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения, животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

- Нет, не могу больше оставаться с людьми. Надо от них уходить, иначе я совсем погибну. Помогите мне, жители мои, выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей.

Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и лягушки, - очистили свой дом от грязи, вылечили Реку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы.

- А где же Река? – удивились жители города.

- Я знаю, почему от нас ушла Река! Мы обидели её, загрязняли. Я предлагаю отправиться в дальние страны и извиниться перед Рекой.

Отправились горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали её, ведь она стала чистой и прозрачной.

- Извини нас, Река, обещаем, что не будем тебя загрязнять, возвращайся к нам в город.

- Хорошо, я вернусь в город.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных учёных - следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что мы знаем о воде

Автор: Хазеева Татьяна Ивановна

Дата: 07.09.2016

Номер свидетельства: 342637

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект ООД «Ох, водичка»"
    ["seo_title"] => string(25) "konspekt_ood_okh_vodichka"
    ["file_id"] => string(6) "556378"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1598302861"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Кому и для чего нужна вода? "
    ["seo_title"] => string(31) "komu-i-dlia-chiegho-nuzhna-voda"
    ["file_id"] => string(6) "162888"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422425821"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Вода и её свойства, презентация для урока ОКМ во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(64) "voda-i-ieio-svoistva-priezientatsiia-dlia-uroka-okm-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "253769"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447663070"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Урок  "Свойства воды" "
    ["seo_title"] => string(20) "urok-svoistva-vody-1"
    ["file_id"] => string(6) "140461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417958293"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
    ["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "122107"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414154641"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства