Личностно-ориентированное развивающее обучение с компьютерной поддержкой.
Цели урока:
Образовательная:
- формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;
- познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями в природе;
- учить работать с предложением через практический подход;
Развивающая:
- развивать такие приёмы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ; развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда; развитие сомоконтроля;
Воспитывающая:
- воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу; воспитывать бережное отношение к воде, к природе в целом.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно-смысловых фрагментов о воде.
- Создание условий для усвоения школьниками новых естественнонаучных понятий.
- Использовать имеющийся опыт детей при работе с новым материалом.
- Организация учебного процесса должна соответствовать всем основным требованиям по организации учебного процесса с учётом индивидуальных и психологических особенностей учащихся.
- Развитие устных речевых умений учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день любители природы.
Сегодня мы продолжим узнавать загадки окружающего мира.
Какое настроение возьмём с собой.
Тогда вперёд за знаниями.
2. Постановка темы урока.
1). Вступительное слово учителя:
Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, при этом, не замечая того, что чудеса
постоянно окружают нас.
Например: причудливые формы облаков, фантастические узоры инея, узорчатые кружева
снежинок. (слайд №1)
- Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных и таинственных чудес.
2). Отгадайте тему урока.
Для этого нам необходимо разгадать ребус, в нем заключена тайна нашего урока. (слайд №2)
Что это за таинственное чудо? - это ВОДА!
3. Актуализация знаний.
а).- Ребята, скажите, где в природе мы встречаемся с водой? ..
- А теперь давайте посмотрим, где в природе встречается вода и почему воду таинственной называют
б). Показ презентации "Вода и её свойства" - слайд №3: " Вода в природе" слайд №4: картинка + стихи:
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.
слайд 5: Как сосулька замерзает + картинка слайд 6: В лес туманом заползает слайд 7: Ледником в горах зовётся + картинка слайд 8: Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода, наша спутница всегда + картинка
слайд 9-11: Дождь, роса. Лёд, снег. Облака, пар, туман, слайд 12: Вода под микроскопом.
слайд 13 -17: Океан. Море. Река. Озеро. Болото + картинки - всё это водоёмы. (подробная презентация на диске).
4. Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
5. Продолжение работы.
А сейчас посмотрите на глобус. Реки покрывают наш Земной шар словно голубой паутиной. Космонавты из космоса видят нашу планету голубой, так как воды на Земле больше, чем суши.
6. Практическая часть урока. Проведение опытов.
- А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты.
а). - ОПЫТ №1. (проводит учитель)
Оборудование: стаканы с водой, полоски белого, синего и красного цвета, стакан с молоком.
Содержание опыта: 1). Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?..
Давайте сравним воду, которая в стакане с полосками белого, синего, красного цвета.
- Что можно сказать о цвете воды? Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
На доску вывешивается значок прозрачности воды -
Ц/в/ет и изображ. "глаза"
б). - ОПЫТ №2 ( проводит ученик).
Оборудование: стакан с водой.
Содержание опыта:
- Второй опыт мне поможет провести мой помощник - Алёна (девочка выходит учителю и начинает свой опыт с рассказа).
Однажды мне стало интересно. Есть ли у воды запах. Я спросила у мамы: "А какой у воды запах?".
Мама сказала: "Давай узнаем. Надо провести опыт".
Мы налили воду в стакан и понюхали: сначала мама, потом я.
Мама сказала: "Я ничего не почувствовала, никакого запаха нет."
- И я тоже не почувствовала никакого запаха.
- Теперь я вам предлагаю: понюхайте воду в моём стакане. Какой запах вы чувствуете?
Вывод: ни мама, ни Алёна, ни вы, ребята, запаха у воды не почувствовали. Значит вода не имеет запаха.
На доску вывешивается значок воды без запаха
Перечёркнутый нос
в). - ОПЫТ №3 ( проводит ученик).
Оборудование: стакан с водой.
Содержание опыта:
Этот опыт мне тоже поможет провести помощник - Дима (мальчик выходит к учителю и начинает свой опыт с рассказа).
А у меня возник такой вопрос: Есть ли у воды вкус?
Мы потребляем воду из пищи.
- Пьём сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус.
Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
А теперь и вы попробуйте воду.
Как вы думаете: Есть ли у воды вкус? ..
Вывод: вода не имеет вкуса.
На доску вывешивается значок воды без вкуса
Перечёркнутый язык
г). - Сейчас вы увидели три опыта, которые нам помогли раскрыть некоторые тайны воды. Мы узнали свойства воды. Какие это свойства мы сейчас повторим, а помогут нам значки.
- Закрепление: Вода - это бесцветная, прозрачная (жидкость), не имеет запаха и вкуса.
(выходят кадры презентации - идёт продолжение презентации – слайд №18).
7. Работа с учебником, с. 60.
- Ещё не все тайны воды раскрыты. Другие тайны нам поможет раскрыть учебник. Открываем с. 60.
я). На с. 60 рассмотрите рисунки и расскажите:
- Как человек использует воду? (Слайд №19)
Можно ли растворить в воде соль? А сахар? Для этого опыт не нужен. Мы каждый день утром пьём чай с сахаром. В обед едим суп.
Утонет ли в воде гвоздь? А пробка? Проверим.
(гвоздь утонул, а пробка нет). Гвоздь железный, тяжёлый - утонул.
Пробка лёгкая - осталась плавать.
- Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тону, вы узнаете на уроках физики.
б). А теперь давайте узнаем Какая бывает вода? (Слайд №20)
Сообщение учителя: Снег, лёд, град, иней - это вода в природе находится в твёрдом состоянии (слова вывешиваются на доску и значок твёрдости - квадрат). Роса - это вода в жидком состоянии - на доске капелька воды. Туман, пар - это вода в газообразном состоянии - чайник с паром.
Физ.минутка для глаз (Слайд №21, 22)
Вывод: Вода - это жизнь. (Слайд №23)
И сейчас мы в этом убедимся, посмотрев презентацию.
г). Показ презентации (окончание презентации - слайды 24-31). На последнем кадре ученик читает стихотворение.
8. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?...
Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды синие и жёлтые.
- Синяя капелька - урок понравился, было интересно.
- Жёлтая - возникали трудности.
- Поднимите капельку, которую считаете нужной.
Спасибо. Урок окончен.