- Кто может сформулировать тему исследования? (Что мы знаем о словах?) Слайд 3
- Определим цель исследования. (Систематизировать, что мы знаем о словах).
- Попытайтесь сформулировать вопросы, на которые мы будем искать ответы в ходе исследования.
- Попробуйте выдвинуть гипотезу исследования.
- Какие формы работы будем испол ьзовать? (беседа, опрос, сбор и обработка информации и литературы)Слайд 4Продуктом исследования будет схема-кластер.
4. Работа по теме
1) - Какая из записей не слово? Почему? Слайд 5
Радуюсь с радост?ю адыр радос?ное радос?но радость(Адыр – сочетание звуко-букв лишено смысла, поэтому оно не слово)
- Запишите только слова, решите орфографические задачи. Чем они сходны и чем различаются? Слайд 6 Проверка
- Выделите ту часть, которой объясняется сходство в значении всех слов. Все ли слова являются однокоренными? Выделите те части, с которыми связано различие значений слов. Выделите ту часть, которая передает смысл слова.(основа) Какое значение слова заключено в основе.(лексическое).
- Догадайся, как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и у слов, с которыми вы работали.
- Сделайте вывод, чем похожи все слова языка, что они имеют в отличие от «не слов»? (значением) Заполнение кластера Слайд 7
2) - Вспомним секреты некоторых слов. (работа в группах)
1 группа – Бить, ельник, заяц, невежа, надуться, нести, кисть, невежда, солнце. Подумай над значением слов. Распредели и запиши их в две группы. Если затрудняешься, обратись к толковому словарю. Вспомни и запиши научное название таких слов. (Однозначные, многозначные)Проверка Слайд 8
2 группа – Спиши, решая орфографические задачи и допиши антонимы к прилагательным
Вещ? старая –
Чемодан лё?кий –
Человек старый -
Задача лё?гкая
3 группа – Печально, грустно; приятель, друг; бежать, мчаться. Прочитай слова. В тетради запиши их научное название. Придумай и запиши две пары слов из этой группы.
4 группа – Уточните по толковому словарю значение слов сумрачный и прохладный. Запишите эти слова в тетрадь и покажите строение этих слов. Однокоренные слова : мрак, сумрак ,мрачный, помрачение. Приставка су –возникла в результате смешения старых приставок с ъ.Сугроб,судорога,сумятица.Слайд 9
- Только ли значением можно характеризовать слово? (Из каких частей оно состоит) Слайд 10 Проверка (по ходу проверки заполняется кластер) Слайд 11
- Как вы думаете, почему остался незаполненным овал?(будем открывать новые тайны языка)
- Зачем необходимо знать значение слов? (богатство языка, пользоваться словами, значение которых знаешь, чтобы не попадать в смешное положение, для правильного выбора буквы безударного в корне)
- Проверьте записанные разными учениками слова. Слайд 12 Найдете ошибки, исправьте их. Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.
- В какой части слова были все допущенные ошибки? Какой способ проверки помог их исправить? Какой вывод можно сделать? (частой причиной ошибок бывает невнимание к значению слов)
3)- О каком значении слов мы говорили? Какое еще значение имеют слова? (грамматическое). Слайд 13 В какой части слова оно заключается? (в окончании)
- Я задумала слова. Слайд 14 Что о них расскажешь по их окончанию?
…л а …ешь …ого ….о (грамматические признаки слов, каких частей речи) Слайд 15
подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение
Физкультминутка
- Продолжаем исследовательскую работу о словах.
- На какие две группы делятся слова в зависимости от того, могут ли они употребляться самостоятельно. Слайд 16 Какие части речи выделяются в каждой группе? По каким общим признакам различаются части речи? Чем отличаются имена и глаголы, имена сущ. и имена прил.? Чем от всех частей речи отличаются наречия? А чем местоимения? Какие три «работы» могут выполнять слова, являясь разными частями речи? Слайд 17
4) - Проанализируйте слова, как части речи. (самостоятельно) Слайд 18
(После проверки приходим к выводу, что слово можно характеризовать по буквам и звукам) Слайд 19
5) - Какую роль выполняет слово в предложении? Как слово сделать членом предложения? Слайд 20
Работа с учебником. с. 91 упр. 590 (выполняется задание в задачнике) (Коллективная работа) Слайд 21
(Дополнительное задание) Слайд 22
Дайте характеристику предложениям. Измени 2 предложение так, чтобы в нем появились однородные члены предложения. Найдите словосочетания, в которых слова согласуются друг с другом, одно управляет другим. Найдите еще один вид связи слов в словосочетании.
5. Домашнее задание(по выбору) Слайд 23
Составить вопросы по теме урока для проведения игры «Ты мне – я тебе»
Составить тест по теме урока
Выполнить задание учебника на с.91 упр.591
6. Итог урока.
Слайд 24Завершая исследовательскую работу, продуктом которой стала схема-кластер, дайте полный ответ на поставленный вопрос «Что мы знаем о словах?» (работа с кластером)
- Чем для вас была полезна эта исследовательская работа?» (Я научился анализировать, сравнивать, делать выводы, приобрел опыт работы по исследовательской деятельности)
- Подтвердилась ваша гипотеза? (Да, мы много знаем о словах)
- Как вы думаете, исследование по этой теме закончилось? (Нет, мы исследовали не все тайны русского языка)
- Продукт нашего исследования - схема-кластер поможет вам дальше исследовать тайны нашего языка. Дарю вам их на память.
7. Рефлексия. Слайд 25
-Поделитесь своими мыслями, впечатлениями, чувствами
Закончи предложение.
Я положительно оцениваю …
Мне нужно обратить внимание …
Я хочу поблагодарить …
Мне было интересно …
Мне показалось важным …
Я хочу поблагодарить вас за отличную работу на уроке. Я положительно оцениваю…Слайд 26