УМК «Школа 2100»
Предмет: Русский язык
Автор учебника: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.
Класс: 2
Технология: Урок разработан в технологии проблемного обучения
Уровень: школьный
Место проведения: ГБОУ СОШ с. Курумоч
Дата проведения: 29.10.2015 г.
Учитель: Сюняева В. С., учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Курумоч, первая квалификационная категория.
Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Цель урока: наблюдение над словами – признаками; вырабатывать умения ставить вопросы к словам – признакам; воспитывать интерес к русскому языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.
Планируемые ОР: Ученик по окончанию изучения темы урока:
- умеет извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
- представляет информацию в виде таблицы
-выявляет сущность, особенности объектов
- делать выводы на основе анализа объектов
- умеет работать по коллективно составленному плану
- умеет вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
- оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей
-осуществляет познавательную и личностную рефлексию
- развивает умение слушать и понимать других
- строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
- оформляет свои мысли в устной форме
- ставит и формулирует проблемы
- умеет ориентироваться в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя
- строит речевые высказывания
- умеет работать по коллективно составленному плану
- ставит учебные задачи в сотрудничестве с учителем
- ставит и формулирует проблемы
- развивает умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
- умеет ориентироваться в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя
- умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- умеет работать по коллективно составленному плану
- строит логическую цепочку рассуждений
- самостоятельно создает алгоритм деятельности
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Звучит музыка «Вальс цветов» идет видео «Цветы»
Мы все любим красивое, потому что мы добрые, умные, трудолюбивые, и сами можем творить красоту.
Мин. чистописания.
Откройте тетради по чистописанию:
щ щ щ (с проговариванием)
Девиз урока.
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
- Какие мы делаем шаги при открытии новых знаний? (понять «Что я не знаю?», «Сам найду способ»)Смайлик очень доволен.
Чтобы не упустить ничего важного нужно спланировать свою деятельность на уроке.
Составим план
- Повторение
- Пробное действие
- Выясним, что мы не знаем
- Найдем способ справиться с затруднением
- Потренируемся.
- Оценим свой труд
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- внутренняя позиция школьника (Л);
- учебно-познавательная мотивация (Л);
- планирование учебного сотрудничества (К)
-умение слушать и понимать речь других (К).
-Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).(Р)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии.
-С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые нам будут необходимы при открытии нового)
Орфографическая минутка.
Речка, Зорька, пушистый, камыши, резкая, зелень, яркое, долгие.
Придумайте задание.( Объяснить и обозначить орфограммы.)
Задание на пробное действие
Речка, Зорька, пушистый, камыши, резкая, зелень, яркое, долгие.
Задайте вопрос к каждому слову и определите часть речи.
У всех ли слов вы смогли определить часть речи?
Где возникло у вас затруднение?(К словам пушистый, резкая, яркое, долгие мы смогли задать вопросы, а какая часть речи у нас затруднение)
Запишем эти вопросы в таблицу
Часть р
чи
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Пример
Попробуйте заполнить таблицу дальше.
У кого нет результата?
Что теперь вы будете делать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)
-Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.(П)
-Представлять информацию в виде таблицы. (П)
-Выявлять сущность, особенности объектов. (П)
-На основе анализа объектов делать выводы. (П)
-Обобщать и классифицировать по признакам. (П)
- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).
- Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р).
3. Выявление места и причины затруднения
- Какое задание вы должны были выполнить?
- Почему вы не смогли выполнить задание до конца? (мы не знаем какая часть речи отвечает на вопросы какая?какой?какое?какие?)
- Какой шаг учебной деятельности вы выполняли? (мы выясняли, что мы не знаем)
Молодцы, вы смогли определить своё затруднение?
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.( Р)
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.( Р)
- Развиваем умение слушать и понимать других.(К)
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К)
- Оформлять свои мысли в устной форме.(К)
- постановка и формулирование проблемы (П);
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Определите тему урока.
- Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
-Какую цель мы поставим на уроке?
Определим цели нашего урока. ( На доске карточки- слова)
Выяснить:
Научиться:
Что можно использовать для открытия нового знания? (Учебник, справочник, эталоны с предыдущих уроков….)
- Для достижения цели вам поможет план:
Посмотрите на таблицу, на какие вопросы мы должны ответить.
- На какие вопросы отвечает?(это мы уже знаем)
- Что обозначает?
- Какая это часть речи?
-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.(Л)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П).
- построение речевых высказываний (П);
- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);
- постановка и формулирование проблемы (П);
5. Реализация построенного проекта.
На доске написаны слова
Лимон, терпкая, сочное, сладкие, яблоко, хурма, груши, кислый.
- прочитайте написанные на доске слова. Выделите из них имена существительные и задайте вопросы, на которые они отвечают.,
ЗАПИСЫВАЕМ
что? лимон
что? хурма
что? яблоко
что? груши
- Что обозначают имена сущ.
ПРЕДМЕТ
что? лимон
что? хурма
что? яблоко
что? груши
Записываем в тетрадь.
Прочитайте оставшиеся слова
жаркие, сладкий, зелёная, большое.
К каждому им.сущ подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу.
Мёд сладкий, трава зелёная, поле большое, дни жаркие.
Задайте вопрос от им. сущ к подобранным словам Запись в тетрадь слов
ПРЕДМЕТ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ
что? лимон какой? кислый
что? хурма какая? терпкая
что? яблоко какое? сочное
что? груши какие? сладкие
К какой группе мы отнесём слова подобранные к им.сущ. (описывают вкус предмета) Как вы думаете, что обозначают подобранные к им.сущ слова?(признаки)
Работа по учебнику стр52.Документ камера.
Заполнение таблицы
- А какие важные признаки предметов вы знаете?
Вкус
Цвет
Запах
Внешний вид
Ширина
Высота
Качество
-Слова, называющие признаки предметов «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами, украшают, раскрашивают предметы, прилагаются к предмету. В самом названии этой части речи уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Как вы думаете как называется эта часть речи?(имя прилагательное).
Заполнение таблицы
Вернёмся к пробному действию, теперь вы можете обозначить часть речи всех предложенных слов.(Да ) Выполните эту работу.
- Вы справились с затруднением? (Да)
Поиграем:
Я буду называть им. сущ, а вы должны будете задать правильный вопрос и подобрать прилагательные
Лист какой?..
Солнышко какое?..
Осень какая ?. красивая, золотая, дивная
Где в жизни пригодятся нам прилагательные?
-Что вы сейчас будете делать? (Тренироваться)
развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.(Р)
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П).
- Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (П).
- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).
- построение логической цепи рассуждений (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- построение речевых высказываний (П);