Открытый урок самопознания "Учимся дружить" во 2 классе
Тема: Учимся дружить
Дерево крепко корнями, человек — друзьями.
Казахская пословица
Цель: расширить представление о ценности дружбы.
Задачи:
• формировать навыки позитивного общения;
• развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;
• воспитывать уважительное отношение к друзьям.
Ход урока.
1. Круг радости
а) Упражнение " Цветок ".
- Присядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представили? Отлично! Теперь теплый - тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулся росток. И вот, из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стали расти и вы! Начинайте медленно вставать. Расти - расти…и вот вы уже какие большие! Теперь разведите руки в стороны. Вы нежитесь на солнышке, подставляете теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо - влево. Вам спокойно, приятно. Вам очень хорошо. Вы находитесь в мире тепла, доброты и любви. Оглянитесь - вы не одни, вокруг каждого из вас выросли такие же цветы. Улыбнитесь друг другу.
- Присаживайтесь. Расскажите, что чувствуете вы сейчас.
б) Чтение детьми стихотворений о дружбе:
1) Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как травы – с лугом,
Как ветер – с морем,
Поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами…
2) Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не сломать.
- Что же такое дружба?
Рассказ учителя
Учитель предлагает послушать рассказ И.Турчиной «Дружба» и подумать о том, умеют ли дружить герои рассказа, можно ли назвать их настоящими друзьями.
Однажды Вася-Шарик вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
– Мы - друзья! Поиграем вместе в пожарных.
– Давай, – согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
– Пожар! Пожар! – кричит.
Подбежали другие ребята.
– Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
– Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Сережа.
– Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
– Давай, – согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
– И меня примите.
– Не примем, – сказал Сережа.
– Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил.
– То – вчера, – сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори.
• Как вы думаете, умеет ли Сережа дружить и можно ли его назвать другом?
• Почему?
Упражнение «Неоконченные предложения» на листочках
Учитель предлагает ученикам подумать и ответить на вопросы: умеют ли они сами дружить и надо ли этому учиться. Работа над вопросами проводится в форме групповой дискуссии. Для этого учитель записывает на доске начало нескольких предложений и предлагает детям выбрать один из предложенных вариантов, завершить его, поясняя свой ответ:
1. «Я умею дружить, потому что…».
2. «Я могу дружить с ребятами, которые …».
3. «Со мной можно дружить, потому что я …».
4. «Я хочу научиться дружить, чтобы….».
- Наш урок я хочу продолжить сказкой, учебник стр. 84:
2. Чтение «Сказка о дружбе»
- О чем мечтал слоненок? Почему? (Очень хотел иметь друга. Жить без друзей тяжело. Не с кем поиграть, не с кем поговорить. И никто не принесет подарки на день рождения)
- Почему цветок назвал слоненка другом? Чем помог слоненок? ( Слоненок прикрыл цветок от солнца своими ушами)
- Что сказал цветок слоненку? (Друзей выбирают не по имени, а по поступкам)
- А у вас есть друг или друзья? Расскажите о них?
3. Упражнение «Мой друг». Предложить ребятам назвать имя своего друга и объяснить, почему они считают его лучшим другом. (Передавая «Сердечко дружбы»)
4. Разминка
Свети ярче, солнце золотое (Поднимаем руки вверх, соединяем их, образуя круг)
Сияй, небо голубое! (Руки разводим в стороны)
Дуй, свежий ветерок! (Вытягиваем руки перед собой и машем ими)
Расти, маленький тополек! (Поднимаемся на носочки, руки поднимаем вверх)
Я дарю вам доброту (Прижимаем ладони к груди и разводим руки в стороны)
И улыбку свою! (Улыбаемся)
5. Упражнение «Строим Дом Дружбы»
- Сейчас мы с вами попробуем определить, что такое дружба, что значит дружить, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Подумайте о своем доме, где тепло, уютно; где вас встречают близкие, любящие вас люди. Ваши отношения с друзьями тоже должны быть такими же теплыми, близкими. Давайте попробуем построить Дом Дружбы. Из чего состоит дом? (Из фундамента, стен, крыши) Как любой дом, мы начнем класть фундамент. У вас есть карточки, на которые мы будем опираться. На карточках написано слово «дружба». Каждая буква в этом слове что – то обозначает и вы сами должны выбрать те слова, которые могут дать характеристику слову «дружба». (подходят к слову)
Д – доверие, драчливость;
Р – радость, равнодушие;
У – улыбка, унижение (обидеть при всех);
Ж – жизнерадостность, (всегда бодрое настроение, радуется жизни) жестокость;
Б – благодарность, (чувство, которое возникает за сделанное добро) безразличие;
А - аккуратность, алчность. (жадность, сильная любовь к деньгам)
Теперь мы будем ставить стены. Для этого нам нужно выбрать те качества, которыми должен обладать настоящий друг. Кого называют другом? Друг - человек, который связан с кем – нибудь дружбой.
Скромность, доброта, злость, честность, отзывчивость, равнодушие, хвастовство, забота, внимание, зависть, верность, уважение, лень, терпение, вежливость, взаимопомощь, грубость., преданность, жадность, искренность, лживость, справедливость, щедрость, любовь.
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Да действительно, вы назвали такие качества, которые должны быть в каждом человеке. Такие люди умеют дружить.
Что значит дружить? Дружить – значит уважать, помогать друг другу, доверять, быть искренними с друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе.
Стены мы поставили. Осталось накрыть крышей. (Крыша со словом «дружба»). Хотели бы вы жить в таком доме? Я думаю, если у вас есть такие качества, то всегда рядом с вами будут настоящие, верные друзья.
- Настоящий друг лучше, чем кто-нибудь другой, поймет ваше настроение, ваши переживания. Разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
6. Работа в группах.
- Да, народ богат пословицами и поговорками. И вы знаете их не мало.
Игра «Собери пословицы» (Звучит музыка)
- У каждой группы на парте часть пословицы, соберите их (найти вторую половину). Соедините правую и левую части предложений так, что бы получились пословицы о дружбе. Объясните смысл полученной пословицы.
Дружбу надо доказывать делами, а не словами.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Завести дружбу легко, сберечь трудно.
Нет друга ищи, а нашёл, береги.
Дружба, что стекло, разобьешь – не склеишь.
Один за всех - все за одного.
Где дружба - там единство и сплочённость.
7. Цитата урока:
В народе говорят «Дерево держится корнями, человек — друзьями»
— Как вы понимаете эту пословицу?
- Правильно. Каким бы сильным, большим, могучим дерево не было - без корней оно погибнет, ведь они его держат. Так и человек, каким бы он сильным, здоровым не был, богатым не был, без друзей он пропадет и держится своими друзьями, которые в трудную минуту всегда придут на помощь и выручат.
8. Беседа по рисункам.
- Рассмотрите рисунки и попробуйте ответить на вопросы:
1) Понимают ли друг друга Том и Джерри?
2) Что связывает Малыша и Карлсона?
3) Могут ли Вини – Пух и Пятачок доверять друг другу? Почему?
4) Можно ли всех героев этих картинок назвать настоящими друзьями?
9. Творческая работа
В конце нашего урока я хочу предложить вам придумать свой Символ Дружбы. Когда вы слышите слово «дружба» - какие ассоциации возникают? Например, когда я слышу это слово, то представляю улыбку.
На ладошках написать слова - ассоциации о дружбе. Прочитать и прикрепить к солнышку в виде лучей.
10. Обобщение
– Сегодня на уроке мы говорили о настоящих друзьях, о дружбе, о том, как надо дружить, чтобы сохранить ее. А для этого нам надо учиться дружить. Тот, кто умеет дружить, всегда заботится о товарищах, придет им на помощь, постарается сделать для друзей что-нибудь хорошее. И если вы научитесь дружить, тогда у вас будет много хороших и верных друзей, которые вас всегда поймут, никогда не обидят, поиграют с вами ивыслушают.
Рефлексия. (Звучит музыка).
- Вы сейчас, выберите цветок (шаблон), соответствующий вашему настроению, напишите пожелания друзьям-одноклассникам.
(Дети зачитывают свои пожелания и отдают их своим друзьям-одноклассникам).
- Приятно видеть улыбки друзей, чувствовать дружеские рукопожатия.
11. Круг «От сердца к сердцу».
Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга добрым взглядом, улыбнемся и дружно скажем
Начни день с дружбы.
Наполни день дружбой.
Так надо жить —
Дружбой нашей дорожить.
Теперь вы знаете о дружбе всё! Удачи всем в поисках настоящего друга