Игровое моделирование с педагогами детского сада
«Что вы знаете о казахской и русской народных культурах?»
Цели:
развитие творческой активности и инициативы педагогов;
повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о казахской и русской народных культурах;
представление новых форм работы с педагогами по активизации знаний у них о казахском и русском народных фольклорах.
Правила игры: в начале игры выбираются члены и председатель жюри. Участники игры отвечают на вопросы и выполняют задания. Всего 6 заданий. За правильный ответ получают фишку. В конце игры подсчитывается количество набранных фишек. У кого больше – тот победил.
Ход игры:
Задание 1. Разминка «Пословица неспроста молвится»
Назвать казахские и русские пословицы, в которых есть число «семь» и слово «единство».
Возможные ответы:
В единстве народа – его свобода.
Беда семь бед приводит.
Без единства жизни нет.
Лук от семи недуг.
Народ, не знающий единства, с нуждой дружит; народ, сильный единством, со счастьем дружит.
Семь пятниц на неделе.
Сила в единстве.
Один пашет, семеро руками машут.
Когда единства нет, ни в одном деле толку нет.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Истинное богатство не в достатке, а в единстве.
Семеро одного не ждут.
Задание 2. «Всякое дело человеком ставится и человеком славится»
На подносе выложены карточки с вопросами, педагоги берут по одной и отвечают на свой вопрос.
Назовите национальное жилище казахов и его убранство.
В чем сходство и различие изделий из Хохломы и Городца?
Назовите старинную казахскую кухонную утварь.
Расскажите, что вы знаете о Гжели.
Назовите казахскую национальную одежду.
Расскажите, что вы знаете о жостовской росписи.
Какие казахские национальные узоры (орнамент) вы знаете?
Что вы можете рассказать о каргопольской игрушке?
Задание 3. «Пень не околица, глупая речь не пословица»
Решение педагогического кроссворда.
з
с
к
х
п
б
с
у
т
ф
е
д
к
ч
По горизонтали:
1. Основной вид народного устного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Ответ: сказка.)
2. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Ответ: поговорка.)
3. Устное народное творчество, «народная мудрость». (Ответ: фольклор.)
4. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Ответ: Дымково.)
5. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся приплясом. (Ответ: частушка.)
По вертикали:
1. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Ответ: стека.)
2. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Ответ: былина.)
3. Вид устного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Ответ: загадка.)
4. Система цветовых сочетаний изделия. (Ответ: колорит.)
5. «Золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Ответ: хохлома.)
6. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Ответ: узор.)
Задание 4. «Пословица – цветочек, поговорка – ягодка»
Правильно угадать форму устного фольклорного произведения.
Собаке хорошо, где сытно, а джигиту – на Родине.
(Ответ: пословица)
Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе – хлеб, соль, вода, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Говори скорей, не задерживай добрых людей.
(Ответ: считалка)
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи,
Хлеба – каравай,
Хоть весь день поливай!
(Ответ: приговорка, припевка)
Жил-был царь.
У царя был кол,
На колу – мочало,
Его ветром качало.
Не начать ли сказочку сначала?
(Ответ: докучная сказка)
Что возьмешь?
Ниточку или иголочку?
Сахару кусочек или красненький платочек?
(Ответ: скороговорка)
Родина – мать народу, народ – мать джигиту.
(Ответ: пословица)
В брюхе – баня,
В носу – решето,
Всего одна рука, да и та на спине.
(Ответ: загадка)
(Ответ на загадку: чайник)
Задание 5. «Человек без родины – что соловей без вести»
Назовите как можно больше праздников, отмечаемых в Казахстане и в России.
Примерные ответы:
07.01 – Рождество Христово;
19.01 – Крещение Господне;
день, месяц – Масленица;
22.03 – Наурыз мейрамы;
день, месяц – Ораза-айт;
день, месяц – Вербное воскресенье;
день, месяц – Пасха;
19.08 – Яблочный спас;
день, месяц – Курбан-Байрам
16.06 – День Святой Троицы.
Задание 6. Узнать по звучанию казахские и русские народные музыкальные инструменты.
Домбра;
Мандолина;
Кобыз;
Балалайка;
Сыбызгы;
Дудка;
Жетыген;
Трещотка;
Шертер;
Ложки.
Участники подсчитывают количество фишек, полученных в ходе игры. Председатель жюри награждает победителей призами.
Просмотр содержимого документа
««Что вы знаете о казахской и русской народных культурах?»»
Игровое моделирование с педагогами детского сада
«Что вы знаете о казахской и русской народных культурах?»
Цели:
развитие творческой активности и инициативы педагогов;
повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о казахской и русской народных культурах;
представление новых форм работы с педагогами по активизации знаний у них о казахском и русском народных фольклорах.
Правила игры: в начале игры выбираются члены и председатель жюри. Участники игры отвечают на вопросы и выполняют задания. Всего 6 заданий. За правильный ответ получают фишку. В конце игры подсчитывается количество набранных фишек. У кого больше – тот победил.
Ход игры:
Задание 1. Разминка «Пословица неспроста молвится»
Назвать казахские и русские пословицы, в которых есть число «семь» и слово «единство».
Возможные ответы:
В единстве народа – его свобода.
Беда семь бед приводит.
Без единства жизни нет.
Лук от семи недуг.
Народ, не знающий единства, с нуждой дружит; народ, сильный единством, со счастьем дружит.
Семь пятниц на неделе.
Сила в единстве.
Один пашет, семеро руками машут.
Когда единства нет, ни в одном деле толку нет.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Истинное богатство не в достатке, а в единстве.
Семеро одного не ждут.
Задание 2. «Всякое дело человеком ставится и человеком славится»
На подносе выложены карточки с вопросами, педагоги берут по одной и отвечают на свой вопрос.
Назовите национальное жилище казахов и его убранство.
В чем сходство и различие изделий из Хохломы и Городца?
Назовите старинную казахскую кухонную утварь.
Расскажите, что вы знаете о Гжели.
Назовите казахскую национальную одежду.
Расскажите, что вы знаете о жостовской росписи.
Какие казахские национальные узоры (орнамент) вы знаете?
Что вы можете рассказать о каргопольской игрушке?
Задание 3. «Пень не околица, глупая речь не пословица»
Решение педагогического кроссворда.
3 з
1 с
к
а
з
к
а
4 к
5 х
г
2 п
о
г
о
в
о
р
к
а
2 б
а
л
х
1 с
ы
д
о
л
6 у
т
3 ф
о
л
ь
к
л
о
р
о
з
е
и
а
и
4 д
ы
м
к
о
в
о
к
н
т
а
р
5 ч
а
с
т
у
ш
к
а
По горизонтали:
1. Основной вид народного устного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Ответ: сказка.)
2. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Ответ: поговорка.)
3. Устное народное творчество, «народная мудрость». (Ответ: фольклор.)
4. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Ответ: Дымково.)
5. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся приплясом. (Ответ: частушка.)
По вертикали:
1. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Ответ: стека.)
2. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Ответ: былина.)
3. Вид устного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Ответ: загадка.)
4. Система цветовых сочетаний изделия. (Ответ: колорит.)
5. «Золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Ответ: хохлома.)
6. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Ответ: узор.)
Задание 4. «Пословица – цветочек, поговорка – ягодка»
Правильно угадать форму устного фольклорного произведения.
Собаке хорошо, где сытно, а джигиту – на Родине.
(Ответ: пословица)
Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе – хлеб, соль, вода, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Говори скорей, не задерживай добрых людей.
(Ответ: считалка)
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи,
Хлеба – каравай,
Хоть весь день поливай!
(Ответ: приговорка, припевка)
Жил-был царь.
У царя был кол,
На колу – мочало,
Его ветром качало.
Не начать ли сказочку сначала?
(Ответ: докучная сказка)
Что возьмешь?
Ниточку или иголочку?
Сахару кусочек или красненький платочек?
(Ответ: скороговорка)
Родина – мать народу, народ – мать джигиту.
(Ответ: пословица)
В брюхе – баня,
В носу – решето,
Всего одна рука, да и та на спине.
(Ответ: загадка)
(Ответ на загадку: чайник)
Задание 5. «Человек без родины – что соловей без вести»
Назовите как можно больше праздников, отмечаемых в Казахстане и в России.
Примерные ответы:
07.01 – Рождество Христово;
19.01 – Крещение Господне;
день, месяц – Масленица;
22.03 – Наурыз мейрамы;
день, месяц – Ораза-айт;
день, месяц – Вербное воскресенье;
день, месяц – Пасха;
19.08 – Яблочный спас;
день, месяц – Курбан-Байрам
16.06 – День Святой Троицы.
Задание 6. Узнать по звучанию казахские и русские народные музыкальные инструменты.
Звучит:
Домбра;
Мандолина;
Кобыз;
Балалайка;
Сыбызгы;
Дудка;
Жетыген;
Трещотка;
Шертер;
Ложки.
Участники подсчитывают количество фишек, полученных в ходе игры. Председатель жюри награждает победителей призами.