Игровое моделирование с педагогами детского сада 
«Что вы знаете о казахской и русской народных культурах?» 
Цели: 
	развитие творческой активности и инициативы педагогов; 
	повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о казахской и русской народных культурах; 
	представление новых форм работы с педагогами  по активизации знаний у них о казахском и русском народных фольклорах. 
 
Правила игры:  в начале игры выбираются члены и председатель жюри. Участники игры отвечают на вопросы и выполняют задания. Всего 6 заданий. За правильный ответ получают фишку. В конце игры подсчитывается количество набранных фишек. У кого больше – тот победил.
Ход игры: 
Задание 1. Разминка «Пословица неспроста молвится» 
Назвать казахские и русские пословицы, в которых есть число «семь» и слово «единство».
Возможные ответы:
	В единстве народа – его свобода. 
	Беда семь бед приводит. 
	Без единства жизни нет. 
	Лук от семи недуг. 
	Народ, не знающий единства, с нуждой дружит; народ, сильный единством, со счастьем дружит. 
	Семь пятниц на неделе. 
	Сила в единстве. 
	Один пашет, семеро руками машут. 
	Когда единства нет, ни в одном деле толку нет. 
	Один с сошкой, семеро с ложкой. 
	Истинное богатство не в достатке, а в единстве. 
	Семеро одного не ждут. 
 
Задание 2. «Всякое дело человеком ставится и человеком славится» 
На подносе выложены карточки с вопросами, педагоги берут по одной и отвечают на свой вопрос.
	Назовите национальное жилище казахов и его убранство. 
	В чем сходство и различие изделий из Хохломы и Городца? 
	Назовите старинную казахскую кухонную утварь. 
	Расскажите, что вы знаете о Гжели. 
	Назовите казахскую национальную одежду. 
	Расскажите, что вы знаете о жостовской росписи. 
	Какие казахские национальные узоры (орнамент) вы знаете? 
	Что вы можете рассказать о каргопольской игрушке? 
 
Задание 3. «Пень не околица, глупая речь не пословица» 
Решение педагогического кроссворда.
	з 
 
	с 
 
	к 
 
	х 
 
	п 
 
	б 
 
	с 
 
	у 
 
т
	ф 
 
е
	д 
 
к
	ч 
 
По горизонтали:
1. Основной вид народного устного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Ответ: сказка.) 
2. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Ответ: поговорка.) 
3. Устное народное творчество, «народная мудрость». (Ответ: фольклор.) 
4. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Ответ: Дымково.) 
5. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся приплясом. (Ответ: частушка.) 
По вертикали:
1. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Ответ: стека.) 
2. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Ответ: былина.) 
3. Вид устного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Ответ: загадка.) 
4. Система цветовых сочетаний изделия. (Ответ: колорит.) 
5. «Золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Ответ: хохлома.) 
6. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Ответ: узор.) 
Задание 4. «Пословица – цветочек, поговорка – ягодка» 
Правильно угадать форму устного фольклорного произведения.
Собаке хорошо, где сытно, а джигиту – на Родине.
(Ответ: пословица) 
Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе – хлеб, соль, вода, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Говори скорей, не задерживай добрых людей.
(Ответ: считалка) 
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи,
Хлеба – каравай,
Хоть весь день поливай!
(Ответ: приговорка, припевка) 
Жил-был царь.
У царя был кол,
На колу – мочало,
Его ветром качало.
Не начать ли сказочку сначала?
(Ответ: докучная сказка) 
Что возьмешь?
Ниточку или иголочку?
Сахару кусочек или красненький платочек?
(Ответ: скороговорка) 
Родина – мать народу, народ – мать джигиту.
(Ответ: пословица) 
В брюхе – баня,
В носу – решето,
Всего одна рука, да и та на спине.
(Ответ: загадка) 
(Ответ на загадку: чайник) 
Задание 5. «Человек без родины – что соловей без вести» 
Назовите как можно больше праздников, отмечаемых в Казахстане и в России.
Примерные ответы:
	07.01 – Рождество Христово; 
	19.01 – Крещение Господне; 
	день, месяц – Масленица; 
	22.03 – Наурыз мейрамы; 
	день, месяц – Ораза-айт; 
	день, месяц – Вербное воскресенье; 
	день, месяц – Пасха; 
	19.08 – Яблочный спас; 
	день, месяц – Курбан-Байрам 
	16.06 – День Святой Троицы. 
 
Задание 6. Узнать по звучанию казахские и русские народные музыкальные инструменты. 
	Домбра; 
	Мандолина; 
	Кобыз; 
	Балалайка; 
	Сыбызгы; 
	Дудка; 
	Жетыген; 
	Трещотка; 
	Шертер; 
	Ложки. 
 
Участники подсчитывают количество фишек, полученных в ходе игры. Председатель  жюри  награждает победителей призами.
 
    
    
    
    
            
                Просмотр содержимого документа 
                 
                ««Что вы знаете о казахской и русской народных культурах?»» 
             
            
                                                                
  Игровое моделирование с педагогами детского сада 
    
  «Что вы знаете о казахской и русской народных культурах?» 
    
    
  Цели: 
   развитие творческой активности и инициативы педагогов;
  повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о казахской и русской народных культурах;
  представление новых форм работы с педагогами по активизации знаний у них о казахском и русском народных фольклорах.
      
    
  Правила игры:  в начале игры выбираются члены и председатель жюри. Участники игры отвечают на вопросы и выполняют задания. Всего 6 заданий. За правильный ответ получают фишку. В конце игры подсчитывается количество набранных фишек. У кого больше – тот победил.
    
    
  Ход игры: 
  Задание 1. Разминка «Пословица неспроста молвится» 
  Назвать казахские и русские пословицы, в которых есть число «семь» и слово «единство».
  Возможные ответы:
   В единстве народа – его свобода.
  Беда семь бед приводит.
  Без единства жизни нет.
  Лук от семи недуг.
  Народ, не знающий единства, с нуждой дружит; народ, сильный единством, со счастьем дружит.
  Семь пятниц на неделе.
  Сила в единстве.
  Один пашет, семеро руками машут.
  Когда единства нет, ни в одном деле толку нет.
  Один с сошкой, семеро с ложкой.
  Истинное богатство не в достатке, а в единстве.
  Семеро одного не ждут.  
    Задание 2. «Всякое дело человеком ставится и человеком славится» 
  На подносе выложены карточки с вопросами, педагоги берут по одной и отвечают на свой вопрос.
   Назовите национальное жилище казахов и его убранство.
  В чем сходство и различие изделий из Хохломы и Городца?
  Назовите старинную казахскую кухонную утварь.
  Расскажите, что вы знаете о Гжели.
  Назовите казахскую национальную одежду.
  Расскажите, что вы знаете о жостовской росписи.
  Какие казахские национальные узоры (орнамент) вы знаете?
  Что вы можете рассказать о каргопольской игрушке?
      
    
  Задание 3. «Пень не околица, глупая речь не пословица» 
  Решение педагогического кроссворда.
    
                                                
      
      
      
      
      
      
      
      
    3 з
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
         
      
      
      
    1 с
    к
    а
    з
    к
    а
      
      
    4 к
      
      
      
    5 х
      
      
      
      
         
      
      
      
      
      
      
      
      
    г
      
    2 п
    о
    г
    о
    в
    о
    р
    к
    а
      
         
      
      
      
      
      
      
    2 б
      
    а
      
      
    л
      
      
      
    х
      
      
      
      
         
    1 с  
      
      
      
      
      
    ы
      
    д
      
      
    о
      
      
      
    л
      
    6 у
      
      
         
    т  
      
      
      
    3 ф
    о
    л
    ь
    к
    л
    о
    р
      
      
      
    о
      
    з
      
      
         
    е  
      
      
      
      
      
    и
      
    а
      
      
    и
      
    4 д
    ы
    м
    к
    о
    в
    о
         
    к  
      
      
      
      
      
    н
      
      
      
      
    т
      
      
      
    а
      
    р
      
      
       5   ч
    а
    с
    т
    у
    ш
    к
    а
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
     
    
    
  По горизонтали:
  1. Основной вид народного устного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Ответ: сказка.) 
  2. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Ответ: поговорка.) 
  3. Устное народное творчество, «народная мудрость». (Ответ: фольклор.) 
  4. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Ответ: Дымково.) 
  5. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся приплясом. (Ответ: частушка.) 
  По вертикали:
  1. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Ответ: стека.) 
  2. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Ответ: былина.) 
  3. Вид устного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Ответ: загадка.) 
  4. Система цветовых сочетаний изделия. (Ответ: колорит.) 
  5. «Золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Ответ: хохлома.) 
  6. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Ответ: узор.) 
    
    
  Задание 4. «Пословица – цветочек, поговорка – ягодка» 
  Правильно угадать форму устного фольклорного произведения.
    
  Собаке хорошо, где сытно, а джигиту – на Родине.
  (Ответ: пословица) 
    
  Катилася торба с высокого горба.
  В этой торбе – хлеб, соль, вода, пшеница.
  С кем хочешь поделиться?
  Говори скорей, не задерживай добрых людей.
  (Ответ: считалка) 
    
  Дождик, дождик, пуще!
  Дам тебе я гущи,
  Хлеба – каравай,
  Хоть весь день поливай!
  (Ответ: приговорка, припевка) 
    
  Жил-был царь.
  У царя был кол,
  На колу – мочало,
  Его ветром качало.
  Не начать ли сказочку сначала?
  (Ответ: докучная сказка) 
    
    
  Что возьмешь?
  Ниточку или иголочку?
  Сахару кусочек или красненький платочек?
  (Ответ: скороговорка) 
    
  Родина – мать народу, народ – мать джигиту.
  (Ответ: пословица) 
    
  В брюхе – баня,
  В носу – решето,
  Всего одна рука, да и та на спине.
  (Ответ: загадка) 
  (Ответ на загадку: чайник) 
    
    
  Задание 5. «Человек без родины – что соловей без вести» 
  Назовите как можно больше праздников, отмечаемых в Казахстане и в России.
  Примерные ответы:
   07.01 – Рождество Христово;
  19.01 – Крещение Господне;
  день, месяц – Масленица;
  22.03 – Наурыз мейрамы;
  день, месяц – Ораза-айт;
  день, месяц – Вербное воскресенье;
  день, месяц – Пасха;
  19.08 – Яблочный спас;
  день, месяц – Курбан-Байрам
  16.06 – День Святой Троицы.
      
    
  Задание 6. Узнать по звучанию казахские и русские народные музыкальные инструменты. 
  Звучит:
   Домбра;
  Мандолина;
  Кобыз;
  Балалайка;
  Сыбызгы;
  Дудка;
  Жетыген;
  Трещотка;
  Шертер;
  Ложки.
      
    
  Участники подсчитывают количество фишек, полученных в ходе игры. Председатель жюри награждает победителей призами.