Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло»
Задачи:
- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Основные термины и понятия: добро , зло.
Формы организации учащихся:
Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа
Виды деятельности:
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются справедливыми и милосердными.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения («золотое правило нравственности»).
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметные результаты - универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметными результаты:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, доброта.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что такое добро и зло! (Методическая разработка) »
Технологическая карта урока
Тема: «Добро и зло»
Цель урока:
Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло»
Задачи:
- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Основные термины и понятия: добро , зло.
Формы организации учащихся:
Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа
Виды деятельности:
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются справедливыми и милосердными.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения («золотое правило нравственности»).
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметные результаты - универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметными результаты:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, доброта.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организационный момент
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.
-Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Учитель проверяет готовность детей к уроку.
Приветствуют учителя.
Готовятся к уроку.
2
Актуализация знаний.
Постановка цели
-Прочитайте эпиграфы (Слайд 1)«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».(В.О.Ключевский.)
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».
(Древнекитайское изречение.)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.(Слайд 2)
Читают эпиграфы
Ответы детей.
Дискуссия
3
Открытие новых знаний
1.Работа с понятиями «добро», «зло», «доброта» (по толковому словарю Ожегова и по учебнику)
2.Задание: выписать из пособия, что такое добро, что такое зло, что такое доброта. (слайды 3, 4, 5)
3.Работа с притчей «Притча о Добре и Зле»(Слайд 6)
Учитель читает притчу. (щелчок)
Беседа:
- Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?
– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
4. Работа с пословицами.
- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Объединитесь в группы, обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословицы, а затем всем расскажите ваше общее мнение.(Слайд7).
- Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.
-Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить.
5. Игра «Доскажи словечко» (Слайд 8)
- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?
именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.
Читают по строчке текст пособия.
Выписывают определение слов: добро, зло, гуманность.
Слушают притчу.
Ответы учащихся
Работа детей в группах.
Рассказы детей о своих мнениях по пословицам.
Фронтальная работа; ответы хором, вслух.
4. Физкульт – минутка
6. Поступки. Обсуждение ситуаций. (Слайд 9)
- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?
Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек?
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики. (Слайд 10)
Слушают рассказ.
Обсуждают поступки людей.
Ответы детей.
Выполняют физ. минутку.
5
Закрепление нового материала.
Совместная работа. Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие и т.д.
Проверь себя. (Слайд 11)
При правильном ответе на слайде появляются части картинки. Команда черепашек Ниндзя.
Дети распределяют слова в 2 столбика и записывают в тетрадях.
Дети решают тест совместно.
6
Рефлексия
Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.
Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.
Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".
7
Домашнее задание
1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)
« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».
2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло»