kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Добродетель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классу предлагается объяснить значение пословиц (они закреплены перед каждым рядом парт) и ответить на вопрос: Какая тема объединяет все эти пословицы?

(ответы ребят).

1.Жизнь дана на добрые дела.

2.Добрыми   делами славен человек.

3.Добрые дела - добру учат.

Учитель: Конечно-  добро, добрые дела и помыслы.

 

Тема нашего урока: Что такое добродетель.

 

Эпиграф к уроку: Не стой в стороне равнодушно,

            Когда у кого-то беда.

                            Рвануться на выручку нужно

                  В любую минуту всегда.

                       Только надо добрым быть

                              И в беде  друг друга не забыть

                            И завертится Земля быстрей,

                                 Если будем  мыс тобой добрей.

 

Вопросы, которые ребята сами ставят и находят ответ на протяжении всего урока.

-Какие дела мы называем добрыми?  

- Часто ли мы их совершаем? Привычны ли они для нас?

-Что означает «добродетель».  

(Ответы ребят)

Учитель: Значит добро вошедшее в привычку можно назвать- добродетелью.                                                               Заглянем в главную книгу христиан- Библию (наглядный материал, книга- Библия). Работа учащихся с информационным материалом . Поиск значений определений добра , добродетели в тексте учебника (работа в парах).

- В Библии Феофан Затворник описывает добродетель, как определенный святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.

Запись в тетрадь: В христианском понимании, добродетель- определенный святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.

В светском понимании - это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии (на память в приложении).

Учитель: Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел.

Запись в тетрадь: Добрые из всех  дел- называются добродетелями (на память в приложении).

Тему доброты затрагивают известные во всем мире люди. Автора вы еще можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте.

Высказывания о добре в приложении «Копилка мудрых мыслей»:

 «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»

Л.Н..Толстой.

«Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.»

 Марк Твен.

 «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.»

 Виктор Мари Гюго.

 

Вопрос:Как вы думаете, что может стать символом доброты и добрых дел:'

(Ответ: улыбающееся солнце).

Не случайно народная мудрость гласит: «Доброта что солнце».

Вопрос:  Как вы это понимаете?

-Солнышко согревает всех своими лучами.

Вопрос: А  от добрых людей мы можем ощущать  теплоту? В чём она выражается? (ответы ребят).

-Правильно эти люди согревают  нас своим вниманием, теплотой, заботливостью, отзывчивость, добротой, взаимовыручкой, состраданием.

Учитель: Непросто быть хорошим человеком, этому необходимо учиться всю жизнь, а помогают нам в этом не только родители, учителя, но и старые, добрые сказки, ведь именно в сказках добро побеждает зло.

- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость людям, вам нужно догадаться, о ком или о чем идет речь (заглянем в мир сказочных героев и их человеческих поступков в приложении))

1.Он спас кукол от Карабаса-Барабаса и открыл дверь в замечательный театр. 

( Буратино)

2.Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3.Эта девочка, оказалась сильнее Снежной королевы, и спасла своего друга из      ледяного плена.  (Герда)

4.Этот   сказочный герой помог своему хозяину   стать   маркизом, жениться  на принцессе  и стать владельцем огромного замка.  (Кот в сапогах).

Вопрос: Чем же отличаются  эти сказочные герои от тех героев, которых вы видите на экране?   Баба-Яга, Карабас - Барабас? (Ответ: Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку).

Учитель: Наверное Вы со мной согласитесь, что  первый шаг к доброте - это доброе слово. 

Вспомним сказку   «Цветик - семицветик », в которой  с девочкой Женей происходили различные чудеса, когда она получила от волшебницы чудо-цветок.

Вопрос: Вспомните, все ли ее желания были направлены для других?

Задание: Перед Вами ребята чистые листочки- лепесточки цветка.

- Ваша задача написать доброе пожелание тому, кому оно адресовано и прикрепить к общему цветку .

Учитель: Посмотрите как расцвёл наш цветок от добрых пожеланий и слов.

 

Коллективное чтение небольшой сказки А.Неелова ( Сказка- помощница в приложении):

 «Даром ни одно доброе дело не пропадает».

Вспахал крестьянин свою полоску, и посеял хлеб. С утра до вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем  прокормиться. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть. «Ну,- думает крестьянин - пропал мой урожай». И что ни день, все в поле ходит на небо посматривает - не пошлет ли Бог дождичка.

Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

-Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.

-Так-то так, - ответила другая капелька, - да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная - тебе не смочить и самой маленькой травки.

-Правда твоя, - согласилась капелька, - а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: - Не хочу от неё отстать, пойду и я за ней.

И вот упали обе капельки - одна крестьянину на лоб, другая - на колос ржи.

-Слава тебе, Господи, дождь собирается,- обрадовался крестьянин;- не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много- много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

-Пойду и я порадую мужичка,- надумала, наконец, одна из капелек.

-И я! И я! И я!- послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.

Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.

 

Вопрос: Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова ее основная мысль? (ответы детей)

Вывод:Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, река - в море добра.

Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Сделаем работу сообща, все вместе.

Работа в группе: (чистый лист ватмана делится на  6 частей). У каждой группы свое задание. 1-рисует дом, 2-деревья, 3-детей, 4-облако, солнце, 5-траву, цветы, 6-птиц, зверей.

Как пазлы соединяются воедино разрозненные части ватмана. Получилась общая красивая картина.

- Как назовем эту картину. (Ответы детей).

Рефлексия:

- Что нового узнали на уроке…

- С какими определениями встретились…

Если понравился урок прошу Вас хлопнуть в ладоши.

  Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил дерево и воспитал ребенка» (народная мудрость в приложении).

 

- Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Добродетель" »

Методическая разработка урока по теме: «Что такое добродетель»

4 класс, предмет ОРКСЭ

Учитель: Бербец Ольга Викторовна, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы Самарской области

Ход урока:

Классу предлагается объяснить значение пословиц (они закреплены перед каждым рядом парт) и ответить на вопрос: Какая тема объединяет все эти пословицы?

(ответы ребят).

1.Жизнь дана на добрые дела.

2.Добрыми делами славен человек.

3.Добрые дела - добру учат.

Учитель: Конечно- добро, добрые дела и помыслы.


Тема нашего урока: Что такое добродетель.


Эпиграф к уроку: Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Только надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

И завертится Земля быстрей,

Если будем мыс тобой добрей.


Вопросы, которые ребята сами ставят и находят ответ на протяжении всего урока.

-Какие дела мы называем добрыми?

- Часто ли мы их совершаем? Привычны ли они для нас?

-Что означает «добродетель».

(Ответы ребят)

Учитель: Значит добро вошедшее в привычку можно назвать- добродетелью. Заглянем в главную книгу христиан- Библию (наглядный материал, книга- Библия). Работа учащихся с информационным материалом . Поиск значений определений добра , добродетели в тексте учебника (работа в парах).

- В Библии Феофан Затворник описывает добродетель, как определенный святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.

Запись в тетрадь: В христианском понимании, добродетель- определенный святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.

В светском понимании - это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии (на память в приложении).

Учитель: Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел.

Запись в тетрадь: Добрые из всех дел- называются добродетелями (на память в приложении).

Тему доброты затрагивают известные во всем мире люди. Автора вы еще можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте.

Высказывания о добре в приложении «Копилка мудрых мыслей»:

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»

Л.Н..Толстой.

«Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.»

Марк Твен.

«Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.»

Виктор Мари Гюго.


Вопрос:Как вы думаете, что может стать символом доброты и добрых дел:'

(Ответ: улыбающееся солнце).

Не случайно народная мудрость гласит: «Доброта что солнце».

Вопрос: Как вы это понимаете?

-Солнышко согревает всех своими лучами.

Вопрос: А от добрых людей мы можем ощущать теплоту? В чём она выражается? (ответы ребят).

-Правильно эти люди согревают нас своим вниманием, теплотой, заботливостью, отзывчивость, добротой, взаимовыручкой, состраданием.

Учитель: Непросто быть хорошим человеком, этому необходимо учиться всю жизнь, а помогают нам в этом не только родители, учителя, но и старые, добрые сказки, ведь именно в сказках добро побеждает зло.

- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость людям, вам нужно догадаться, о ком или о чем идет речь (заглянем в мир сказочных героев и их человеческих поступков в приложении))

1.Он спас кукол от Карабаса-Барабаса и открыл дверь в замечательный театр.

( Буратино)

2.Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3.Эта девочка, оказалась сильнее Снежной королевы, и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)

4.Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах).

Вопрос: Чем же отличаются эти сказочные герои от тех героев, которых вы видите на экране? Баба-Яга, Карабас - Барабас? (Ответ: Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку).

Учитель: Наверное Вы со мной согласитесь, что первый шаг к доброте - это доброе слово.

Вспомним сказку «Цветик - семицветик », в которой с девочкой Женей происходили различные чудеса, когда она получила от волшебницы чудо-цветок.

Вопрос: Вспомните, все ли ее желания были направлены для других?

Задание: Перед Вами ребята чистые листочки- лепесточки цветка.

- Ваша задача написать доброе пожелание тому, кому оно адресовано и прикрепить к общему цветку .

Учитель: Посмотрите как расцвёл наш цветок от добрых пожеланий и слов.


Коллективное чтение небольшой сказки А.Неелова ( Сказка- помощница в приложении):

«Даром ни одно доброе дело не пропадает».

Вспахал крестьянин свою полоску, и посеял хлеб. С утра до вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем прокормиться. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть. «Ну,- думает крестьянин - пропал мой урожай». И что ни день, все в поле ходит на небо посматривает - не пошлет ли Бог дождичка.

Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

-Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.

-Так-то так, - ответила другая капелька, - да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная - тебе не смочить и самой маленькой травки.

-Правда твоя, - согласилась капелька, - а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: - Не хочу от неё отстать, пойду и я за ней.

И вот упали обе капельки - одна крестьянину на лоб, другая - на колос ржи.

-Слава тебе, Господи, дождь собирается,- обрадовался крестьянин;- не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много- много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

-Пойду и я порадую мужичка,- надумала, наконец, одна из капелек.

я! И я! И я!- послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.

Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.


Вопрос: Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова ее основная мысль? (ответы детей)

Вывод:Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, река - в море добра.

Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Сделаем работу сообща, все вместе.

Работа в группе: (чистый лист ватмана делится на 6 частей). У каждой группы свое задание. 1-рисует дом, 2-деревья, 3-детей, 4-облако, солнце, 5-траву, цветы, 6-птиц, зверей.

Как пазлы соединяются воедино разрозненные части ватмана. Получилась общая красивая картина.

- Как назовем эту картину. (Ответы детей).

Рефлексия:

- Что нового узнали на уроке…

- С какими определениями встретились…

Если понравился урок прошу Вас хлопнуть в ладоши.

Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил дерево и воспитал ребенка» (народная мудрость в приложении).


- Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!






























Дополнительный материал к уроку


Пословицы




1.Жизнь дана на добрые дела.


2.Добрыми делами славен человек.


3.Добрые дела - добру учат.






Вопрос: Какая тема объединяет все эти пословицы?





































Тема урока: Добродетель.







Эпиграф :



Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Только надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

И завертится Земля быстрей,

Если будем мыс тобой добрей.

































Образ Добродетели.





















На память







Запись в тетрадь: В христианском понимании, добродетель- определенный святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.

В светском понимании - это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.















Запись в тетрадь: Добрые из всех дел- называются добродетелями.



























Копилка мудрых мыслей





«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»

Л.Н..Толстой.





«Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.»


Марк Твен.






«Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.»


Виктор Мари Гюго.

























Мир сказочных героев

Он спас кукол от Карабаса-Барабаса

И открыл дверь в замечательный театр.



















Этот герой лечил зверей и птиц,

Спас больных зверей Африки .




















Эта девочка, оказалась

сильнее Снежной королевы,

И спасла своего друга из

ледяного плена.














Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.



























Отрицательные персонажы





















































Народная мудрость



Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил дерево и воспитал ребенка».













Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!

Спасибо ребята за вашу активную работу!














































Автор: А.Неелова

Сказка: «Даром ни одно доброе дело не пропадает».


Вспахал крестьянин свою полоску, и посеял хлеб. С утра до вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем прокормиться. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть. «Ну,- думает крестьянин - пропал мой урожай». И что ни день, все в поле ходит на небо посматривает - не пошлет ли Бог дождичка.

Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

-Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.

-Так-то так, - ответила другая капелька, - да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная - тебе не смочить и самой маленькой травки.

-Правда твоя, - согласилась капелька, - а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: - Не хочу от неё отстать, пойду и я за ней.

И вот упали обе капельки - одна крестьянину на лоб, другая - на колос ржи.

-Слава тебе, Господи, дождь собирается,- обрадовался крестьянин;- не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много- много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

-Пойду и я порадую мужичка,- надумала, наконец, одна из капелек.

я! И я! И я!- послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.

Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.







Вопрос: Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова ее основная мысль?



Вывод:Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, река - в море добра.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.





















Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил дерево и воспитал ребенка».









Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Добродетель"

Автор: Бербец Ольга Викторовна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130302


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства