Классу предлагается объяснить значение пословиц (они закреплены перед каждым рядом парт) и ответить на вопрос: Какая тема объединяет все эти пословицы?
(ответы ребят).
1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Добрыми делами славен человек.
3.Добрые дела - добру учат.
Учитель: Конечно- добро, добрые дела и помыслы.
Тема нашего урока: Что такое добродетель.
Эпиграф к уроку: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
Только надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится Земля быстрей,
Если будем мыс тобой добрей.
Вопросы, которые ребята сами ставят и находят ответ на протяжении всего урока.
-Какие дела мы называем добрыми?
- Часто ли мы их совершаем? Привычны ли они для нас?
-Что означает «добродетель».
(Ответы ребят)
Учитель: Значит добро вошедшее в привычку можно назвать- добродетелью. Заглянем в главную книгу христиан- Библию (наглядный материал, книга- Библия). Работа учащихся с информационным материалом . Поиск значений определений добра , добродетели в тексте учебника (работа в парах).
- В Библии Феофан Затворник описывает добродетель, как определенный святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.
Запись в тетрадь: В христианском понимании, добродетель- определенный святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.
В светском понимании - это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии (на память в приложении).
Учитель: Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел.
Запись в тетрадь: Добрые из всех дел- называются добродетелями (на память в приложении).
Тему доброты затрагивают известные во всем мире люди. Автора вы еще можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте.
Высказывания о добре в приложении «Копилка мудрых мыслей»:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»
Л.Н..Толстой.
«Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.»
Марк Твен.
«Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.»
Виктор Мари Гюго.
Вопрос:Как вы думаете, что может стать символом доброты и добрых дел:'
(Ответ: улыбающееся солнце).
Не случайно народная мудрость гласит: «Доброта что солнце».
Вопрос: Как вы это понимаете?
-Солнышко согревает всех своими лучами.
Вопрос: А от добрых людей мы можем ощущать теплоту? В чём она выражается? (ответы ребят).
-Правильно эти люди согревают нас своим вниманием, теплотой, заботливостью, отзывчивость, добротой, взаимовыручкой, состраданием.
Учитель: Непросто быть хорошим человеком, этому необходимо учиться всю жизнь, а помогают нам в этом не только родители, учителя, но и старые, добрые сказки, ведь именно в сказках добро побеждает зло.
- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость людям, вам нужно догадаться, о ком или о чем идет речь (заглянем в мир сказочных героев и их человеческих поступков в приложении))
1.Он спас кукол от Карабаса-Барабаса и открыл дверь в замечательный театр.
( Буратино)
2.Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3.Эта девочка, оказалась сильнее Снежной королевы, и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)
4.Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах).
Вопрос: Чем же отличаются эти сказочные герои от тех героев, которых вы видите на экране? Баба-Яга, Карабас - Барабас? (Ответ: Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку).
Учитель: Наверное Вы со мной согласитесь, что первый шаг к доброте - это доброе слово.
Вспомним сказку «Цветик - семицветик », в которой с девочкой Женей происходили различные чудеса, когда она получила от волшебницы чудо-цветок.
Вопрос: Вспомните, все ли ее желания были направлены для других?
Задание: Перед Вами ребята чистые листочки- лепесточки цветка.
- Ваша задача написать доброе пожелание тому, кому оно адресовано и прикрепить к общему цветку .
Учитель: Посмотрите как расцвёл наш цветок от добрых пожеланий и слов.
Коллективное чтение небольшой сказки А.Неелова ( Сказка- помощница в приложении):
«Даром ни одно доброе дело не пропадает».
Вспахал крестьянин свою полоску, и посеял хлеб. С утра до вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем прокормиться. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть. «Ну,- думает крестьянин - пропал мой урожай». И что ни день, все в поле ходит на небо посматривает - не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
-Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
-Так-то так, - ответила другая капелька, - да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная - тебе не смочить и самой маленькой травки.
-Правда твоя, - согласилась капелька, - а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: - Не хочу от неё отстать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки - одна крестьянину на лоб, другая - на колос ржи.
-Слава тебе, Господи, дождь собирается,- обрадовался крестьянин;- не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много- много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
-Пойду и я порадую мужичка,- надумала, наконец, одна из капелек.
-И я! И я! И я!- послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
Вопрос: Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова ее основная мысль? (ответы детей)
Вывод:Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, река - в море добра.
Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Сделаем работу сообща, все вместе.
Работа в группе: (чистый лист ватмана делится на 6 частей). У каждой группы свое задание. 1-рисует дом, 2-деревья, 3-детей, 4-облако, солнце, 5-траву, цветы, 6-птиц, зверей.
Как пазлы соединяются воедино разрозненные части ватмана. Получилась общая красивая картина.
- Как назовем эту картину. (Ответы детей).
Рефлексия:
- Что нового узнали на уроке…
- С какими определениями встретились…
Если понравился урок прошу Вас хлопнуть в ладоши.
Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил дерево и воспитал ребенка» (народная мудрость в приложении).
- Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!