kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Добродетель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классу предлагается объяснить значение пословиц (они закреплены перед каждым рядом парт) и ответить на вопрос: Какая тема объединяет все эти пословицы?

(ответы ребят).

1.Жизнь дана на добрые дела.

2.Добрыми   делами славен человек.

3.Добрые дела - добру учат.

Учитель: Конечно-  добро, добрые дела и помыслы.

 

Тема нашего урока: Что такое добродетель.

 

Эпиграф к уроку: Не стой в стороне равнодушно,

            Когда у кого-то беда.

                            Рвануться на выручку нужно

                  В любую минуту всегда.

                       Только надо добрым быть

                              И в беде  друг друга не забыть

                            И завертится Земля быстрей,

                                 Если будем  мыс тобой добрей.

 

Вопросы, которые ребята сами ставят и находят ответ на протяжении всего урока.

-Какие дела мы называем добрыми?  

- Часто ли мы их совершаем? Привычны ли они для нас?

-Что означает «добродетель».  

(Ответы ребят)

Учитель: Значит добро вошедшее в привычку можно назвать- добродетелью.                                                               Заглянем в главную книгу христиан- Библию (наглядный материал, книга- Библия). Работа учащихся с информационным материалом . Поиск значений определений добра , добродетели в тексте учебника (работа в парах).

- В Библии Феофан Затворник описывает добродетель, как определенный святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.

Запись в тетрадь: В христианском понимании, добродетель- определенный святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.

В светском понимании - это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии (на память в приложении).

Учитель: Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел.

Запись в тетрадь: Добрые из всех  дел- называются добродетелями (на память в приложении).

Тему доброты затрагивают известные во всем мире люди. Автора вы еще можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте.

Высказывания о добре в приложении «Копилка мудрых мыслей»:

 «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»

Л.Н..Толстой.

«Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.»

 Марк Твен.

 «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.»

 Виктор Мари Гюго.

 

Вопрос:Как вы думаете, что может стать символом доброты и добрых дел:'

(Ответ: улыбающееся солнце).

Не случайно народная мудрость гласит: «Доброта что солнце».

Вопрос:  Как вы это понимаете?

-Солнышко согревает всех своими лучами.

Вопрос: А  от добрых людей мы можем ощущать  теплоту? В чём она выражается? (ответы ребят).

-Правильно эти люди согревают  нас своим вниманием, теплотой, заботливостью, отзывчивость, добротой, взаимовыручкой, состраданием.

Учитель: Непросто быть хорошим человеком, этому необходимо учиться всю жизнь, а помогают нам в этом не только родители, учителя, но и старые, добрые сказки, ведь именно в сказках добро побеждает зло.

- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость людям, вам нужно догадаться, о ком или о чем идет речь (заглянем в мир сказочных героев и их человеческих поступков в приложении))

1.Он спас кукол от Карабаса-Барабаса и открыл дверь в замечательный театр. 

( Буратино)

2.Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3.Эта девочка, оказалась сильнее Снежной королевы, и спасла своего друга из      ледяного плена.  (Герда)

4.Этот   сказочный герой помог своему хозяину   стать   маркизом, жениться  на принцессе  и стать владельцем огромного замка.  (Кот в сапогах).

Вопрос: Чем же отличаются  эти сказочные герои от тех героев, которых вы видите на экране?   Баба-Яга, Карабас - Барабас? (Ответ: Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку).

Учитель: Наверное Вы со мной согласитесь, что  первый шаг к доброте - это доброе слово. 

Вспомним сказку   «Цветик - семицветик », в которой  с девочкой Женей происходили различные чудеса, когда она получила от волшебницы чудо-цветок.

Вопрос: Вспомните, все ли ее желания были направлены для других?

Задание: Перед Вами ребята чистые листочки- лепесточки цветка.

- Ваша задача написать доброе пожелание тому, кому оно адресовано и прикрепить к общему цветку .

Учитель: Посмотрите как расцвёл наш цветок от добрых пожеланий и слов.

 

Коллективное чтение небольшой сказки А.Неелова ( Сказка- помощница в приложении):

 «Даром ни одно доброе дело не пропадает».

Вспахал крестьянин свою полоску, и посеял хлеб. С утра до вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем  прокормиться. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть. «Ну,- думает крестьянин - пропал мой урожай». И что ни день, все в поле ходит на небо посматривает - не пошлет ли Бог дождичка.

Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

-Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.

-Так-то так, - ответила другая капелька, - да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная - тебе не смочить и самой маленькой травки.

-Правда твоя, - согласилась капелька, - а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: - Не хочу от неё отстать, пойду и я за ней.

И вот упали обе капельки - одна крестьянину на лоб, другая - на колос ржи.

-Слава тебе, Господи, дождь собирается,- обрадовался крестьянин;- не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много- много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

-Пойду и я порадую мужичка,- надумала, наконец, одна из капелек.

-И я! И я! И я!- послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.

Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.

 

Вопрос: Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова ее основная мысль? (ответы детей)

Вывод:Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, река - в море добра.

Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Сделаем работу сообща, все вместе.

Работа в группе: (чистый лист ватмана делится на  6 частей). У каждой группы свое задание. 1-рисует дом, 2-деревья, 3-детей, 4-облако, солнце, 5-траву, цветы, 6-птиц, зверей.

Как пазлы соединяются воедино разрозненные части ватмана. Получилась общая красивая картина.

- Как назовем эту картину. (Ответы детей).

Рефлексия:

- Что нового узнали на уроке…

- С какими определениями встретились…

Если понравился урок прошу Вас хлопнуть в ладоши.

  Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил дерево и воспитал ребенка» (народная мудрость в приложении).

 

- Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Добродетель" »

Методическая разработка урока по теме: «Что такое добродетель»

4 класс, предмет ОРКСЭ

Учитель: Бербец Ольга Викторовна, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы Самарской области

Ход урока:

Классу предлагается объяснить значение пословиц (они закреплены перед каждым рядом парт) и ответить на вопрос: Какая тема объединяет все эти пословицы?

(ответы ребят).

1.Жизнь дана на добрые дела.

2.Добрыми делами славен человек.

3.Добрые дела - добру учат.

Учитель: Конечно- добро, добрые дела и помыслы.


Тема нашего урока: Что такое добродетель.


Эпиграф к уроку: Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Только надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

И завертится Земля быстрей,

Если будем мыс тобой добрей.


Вопросы, которые ребята сами ставят и находят ответ на протяжении всего урока.

-Какие дела мы называем добрыми?

- Часто ли мы их совершаем? Привычны ли они для нас?

-Что означает «добродетель».

(Ответы ребят)

Учитель: Значит добро вошедшее в привычку можно назвать- добродетелью. Заглянем в главную книгу христиан- Библию (наглядный материал, книга- Библия). Работа учащихся с информационным материалом . Поиск значений определений добра , добродетели в тексте учебника (работа в парах).

- В Библии Феофан Затворник описывает добродетель, как определенный святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.

Запись в тетрадь: В христианском понимании, добродетель- определенный святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.

В светском понимании - это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии (на память в приложении).

Учитель: Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел.

Запись в тетрадь: Добрые из всех дел- называются добродетелями (на память в приложении).

Тему доброты затрагивают известные во всем мире люди. Автора вы еще можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте.

Высказывания о добре в приложении «Копилка мудрых мыслей»:

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»

Л.Н..Толстой.

«Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.»

Марк Твен.

«Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.»

Виктор Мари Гюго.


Вопрос:Как вы думаете, что может стать символом доброты и добрых дел:'

(Ответ: улыбающееся солнце).

Не случайно народная мудрость гласит: «Доброта что солнце».

Вопрос: Как вы это понимаете?

-Солнышко согревает всех своими лучами.

Вопрос: А от добрых людей мы можем ощущать теплоту? В чём она выражается? (ответы ребят).

-Правильно эти люди согревают нас своим вниманием, теплотой, заботливостью, отзывчивость, добротой, взаимовыручкой, состраданием.

Учитель: Непросто быть хорошим человеком, этому необходимо учиться всю жизнь, а помогают нам в этом не только родители, учителя, но и старые, добрые сказки, ведь именно в сказках добро побеждает зло.

- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость людям, вам нужно догадаться, о ком или о чем идет речь (заглянем в мир сказочных героев и их человеческих поступков в приложении))

1.Он спас кукол от Карабаса-Барабаса и открыл дверь в замечательный театр.

( Буратино)

2.Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3.Эта девочка, оказалась сильнее Снежной королевы, и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)

4.Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах).

Вопрос: Чем же отличаются эти сказочные герои от тех героев, которых вы видите на экране? Баба-Яга, Карабас - Барабас? (Ответ: Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку).

Учитель: Наверное Вы со мной согласитесь, что первый шаг к доброте - это доброе слово.

Вспомним сказку «Цветик - семицветик », в которой с девочкой Женей происходили различные чудеса, когда она получила от волшебницы чудо-цветок.

Вопрос: Вспомните, все ли ее желания были направлены для других?

Задание: Перед Вами ребята чистые листочки- лепесточки цветка.

- Ваша задача написать доброе пожелание тому, кому оно адресовано и прикрепить к общему цветку .

Учитель: Посмотрите как расцвёл наш цветок от добрых пожеланий и слов.


Коллективное чтение небольшой сказки А.Неелова ( Сказка- помощница в приложении):

«Даром ни одно доброе дело не пропадает».

Вспахал крестьянин свою полоску, и посеял хлеб. С утра до вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем прокормиться. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть. «Ну,- думает крестьянин - пропал мой урожай». И что ни день, все в поле ходит на небо посматривает - не пошлет ли Бог дождичка.

Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

-Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.

-Так-то так, - ответила другая капелька, - да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная - тебе не смочить и самой маленькой травки.

-Правда твоя, - согласилась капелька, - а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: - Не хочу от неё отстать, пойду и я за ней.

И вот упали обе капельки - одна крестьянину на лоб, другая - на колос ржи.

-Слава тебе, Господи, дождь собирается,- обрадовался крестьянин;- не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много- много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

-Пойду и я порадую мужичка,- надумала, наконец, одна из капелек.

я! И я! И я!- послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.

Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.


Вопрос: Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова ее основная мысль? (ответы детей)

Вывод:Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, река - в море добра.

Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Сделаем работу сообща, все вместе.

Работа в группе: (чистый лист ватмана делится на 6 частей). У каждой группы свое задание. 1-рисует дом, 2-деревья, 3-детей, 4-облако, солнце, 5-траву, цветы, 6-птиц, зверей.

Как пазлы соединяются воедино разрозненные части ватмана. Получилась общая красивая картина.

- Как назовем эту картину. (Ответы детей).

Рефлексия:

- Что нового узнали на уроке…

- С какими определениями встретились…

Если понравился урок прошу Вас хлопнуть в ладоши.

Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил дерево и воспитал ребенка» (народная мудрость в приложении).


- Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!






























Дополнительный материал к уроку


Пословицы




1.Жизнь дана на добрые дела.


2.Добрыми делами славен человек.


3.Добрые дела - добру учат.






Вопрос: Какая тема объединяет все эти пословицы?





































Тема урока: Добродетель.







Эпиграф :



Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Только надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

И завертится Земля быстрей,

Если будем мыс тобой добрей.

































Образ Добродетели.





















На память







Запись в тетрадь: В христианском понимании, добродетель- определенный святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.

В светском понимании - это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.















Запись в тетрадь: Добрые из всех дел- называются добродетелями.



























Копилка мудрых мыслей





«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»

Л.Н..Толстой.





«Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.»


Марк Твен.






«Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.»


Виктор Мари Гюго.

























Мир сказочных героев

Он спас кукол от Карабаса-Барабаса

И открыл дверь в замечательный театр.



















Этот герой лечил зверей и птиц,

Спас больных зверей Африки .




















Эта девочка, оказалась

сильнее Снежной королевы,

И спасла своего друга из

ледяного плена.














Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.



























Отрицательные персонажы





















































Народная мудрость



Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил дерево и воспитал ребенка».













Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!

Спасибо ребята за вашу активную работу!














































Автор: А.Неелова

Сказка: «Даром ни одно доброе дело не пропадает».


Вспахал крестьянин свою полоску, и посеял хлеб. С утра до вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем прокормиться. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть. «Ну,- думает крестьянин - пропал мой урожай». И что ни день, все в поле ходит на небо посматривает - не пошлет ли Бог дождичка.

Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

-Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.

-Так-то так, - ответила другая капелька, - да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная - тебе не смочить и самой маленькой травки.

-Правда твоя, - согласилась капелька, - а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: - Не хочу от неё отстать, пойду и я за ней.

И вот упали обе капельки - одна крестьянину на лоб, другая - на колос ржи.

-Слава тебе, Господи, дождь собирается,- обрадовался крестьянин;- не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много- много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

-Пойду и я порадую мужичка,- надумала, наконец, одна из капелек.

я! И я! И я!- послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.

Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.







Вопрос: Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова ее основная мысль?



Вывод:Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, река - в море добра.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.





















Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил дерево и воспитал ребенка».









Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Добродетель"

Автор: Бербец Ольга Викторовна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130302


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства