Просмотр содержимого документа
«Человек и мир. Изменения в жизни диких животных зимой.»
Урок человек и мир
Тема: Изменения в жизни диких животных зимой.
Цель: сформировать представление об изменениях в жизни диких животных зимой как приспособлении к условиям жизни — похолоданию, уменьшению или
исчезновению корма.
Задачи:
сформировать представление об особенностях поведения зимующих птиц, зверей, их причинах;
содействовать актуализации чувств сочувствия диким животным, желания оказать помощь птицам;
закрепить представления о зимующих и перелетных птицах, способствовать
развитию умения узнавать птиц, устанавливать причинноследственные связи, а также мышления, памяти, внимания, речи;
воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена, воспитывать любовь к родной природе.
Ход урока
Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Актуализация изученных знаний.
Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (зима)
Что вы уже знаете об этом времени года? Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:
Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
Какие признаки зимы вы можете назвать? (С каждым днём становится всё холоднее. Небо чаще покрыто облаками. Осадки выпадают в виде снега. Дни становятся короче, а ночи длиннее.)
Игра «Хлопки»
-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
Кому из вас нравится зима? А кому трудно в зимнее время?
Тему нашего сегодняшнего урока мы узнаем, когда отгадаем кроссворд. (кроссворд о диких животных с загадками)
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А сам всех боится. (Заяц)
В птичник повадится — Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы. (Лиса)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Какой общий признак объединяет все эти отгадки? (Это дикие животные)
Почему этих животных называют дикими? (Дикие животные живут в лесу, поле, водоеме. Они сами добывают пищу и строят жилища, о них никто не заботится)
Сообщение цели и темы урока.
Что вы уже знаете о диких животных? А что ещё хотели бы узнать? Сегодня на уроке мы поговорим об особенностях жизни некоторых диких животных зимой.
Физкультминутка
Холод - стужа, (потирают ладошки, стучат ими по бедрам)
Холод - стужа.
Снег колючий
Кружит, кружит. ( кружатся, разведя руки в стороны)
Весь засыпан снегом лес.(повернулись вправо, повернулись влево)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)
Там синичек села стайка.(машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседаем)
Там в дупле бельчонка дом.(встаём, поднимаем руки вверх)
Изучение нового материала.
Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (зимующие)
Каких птиц вы видели зимой?
Что для птиц страшнее – холод или голод? Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом - голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. Мухи, муравьи, бабочки зимой прячутся в норки, щели и засыпают. Жуки и их личинки прячутся в коре деревьев. И все-таки некоторые птицы остаются зимовать.
Есть птицы, которые выводят птенцов даже зимой, среди снега. Это клёсты. Они выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками.
Как мы можем им помочь птицам, которые остаются зимовать? (ответы детей) Какой корм вы кладёте в кормушки? (семечки, крошки хлеба, зерно, крупу, кусочки сала)
Откройте учебник на странице 33. Какие птицы изображены? (снегирь, синица, воробей, ласточка, сорока). Какая из них не прилетит зимой к кормушке? (ласточка, она улетает) Почему она улетает в теплые края? (Она питается мошками, которых зимой нет)
А теперь откроем свои тетради на странице 16, выполняем задание 2. Найдите в наклейках изображения птиц, которые могут прилететь к этой кормушке. (воробей, синица, сорока)
Ребята, а кто знает, как проводят зиму ежи, ящерицы, лягушки, жабы, змеи? (находятся в спячке) А что такое спячка? (это глубокий и продолжительный сон)
Какие ещё звери впадают на зиму в спячку? (медведь, ёж, барсук)
Почему одни животные засыпают, а другие нет? (засыпают те животные, которым зимой нет пропитания)
Закрепление изученного.
Игра «Угадай следы»
Зимой в лесу много снега. Поэтому те животные, которые не засыпают, оставляют много следов. Сейчас мы станем настоящими следопытами и угадаем, какому животному какие принадлежат следы
Физкультминутка для глаз
Теперь дадим нашим глазам отдохнуть и сделаем физкультминутку.
Как же подготовился к зиме заяц? (Зайцы к зиме одеваются в белую тёплую, густую шубку. Кормятся побегами и корой различных деревьев. Любят иву и осину. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды, а в стогах – полакомиться сеном. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов под кустами. Запасов на зиму заяц не делает.)
А как готовилась белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. К зиме белочка делает съестные припасы.)
Как проводит зиму лиса? (Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Зимой можно увидеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.)
Игра «Раздели животных» (парное задание)
У вас на парте лежат карточки с изображением животных. Сейчас вам нужно будет объединиться с соседом по парте и разделить их. Тех животных, кто впадает на зиму в спячку, соединим с первым домиком – берлогой. Тех, кто делает запасы – во второй домик – дупло. А тех, кто ведет активный образ жизни соединим с третьим домом – норкой.
Проверка задания.
Животным приходится очень трудно зимой, без помощи людей не обойтись. Как люди помогают диким животным зимой? (Для лосей подрубают молодые осины, они любят также ветки рябины и осины. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, репу, желуди. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, оленей и зайцев.)
Подведение итогов урока.
Если вы были внимательны на уроке, если наблюдательны, много читаете и любите узнавать новое, вы сможете ответить на все вопросы.
У вас на парте у каждого лежит листочек, разделенный на клетки. Сейчас я буду читать утверждения, если вы с ним согласны, ставите в клеточку плюс, если не согласны – минус.
Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Поднимитесь, у кого 1 или 2 ошибки. Встаньте те, у кого больше 2 неправильных ответов.
Рефлексия.
Продолжите предложение:
На уроке я узнал…
Мне было интересно…
На парте перед вами круги. Нарисуйте на них, с каким настроением вы заканчиваете урок.
Поделимся своими результатами друг с другом. Если вы считаете, что старались на уроке и, как белочка, сделали запас из знаний, поместите свое личико вверху дерева, вокруг дупла. Если вам кажется, что нужно ещё подумать, «походить», чтобы усвоить новые знание, разместите личико на снегу возле дерева. И если кто-то, как медведь зимой, весь урок проспал и ничего не запомнил, поместите круг внизу, под деревом.
Спасибо за вашу старательную работу. Урок окончен.