Тема урока: Человек – разумное существо.
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Живые обитатели планеты», тема 6 «Человек – разумное существо».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных УУД.
Этап урока | Время, мин. | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ФУУД |
Мотивационный момент | 1 мин. | Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмем И к сердечку поднесем. | | | Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Коммуникативные УУД: -планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные УУД: -Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 7 мин. | 1.Повторение. Путешествуя в мир природы, мы познакомились с живыми обитателями нашей планеты. С какими? (Слайд 1) Посмотрите внимательно на экран и скажите, что здесь лишнее и почему? (Слайд 2) (Они пьют, дышат, употребляют пищу, двигаются, размножаются, умирают.) (Вода, воздух, солнечный свет, пища.) Откуда они берут все необходимое для жизни? Можно ли сказать, что живые организмы – это часть природы? (Слайд 5) 2.Откройте свои учебники на стр. 70 Послушайте рассказ и догадайтесь, о ком будет идти речь на сегодняшнем уроке. (Человек.) 3.-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Слайд 6) | Диалогическое проблемное изложение Проблемная ситуация | фронтальная | Проводит параллель с ранее изученным материалом, подводит к теме урока, ставит проблемный вопрос. Читает текст | Отвечают на вопросы по пройденному материалу. Открывают учебники. Определяют тему урока. Составляют план урока с помощью учителя. 1.Что связывает человека с разными животными. 2.Кто такой человек. 3.Какова его роль на планете. | Познавательные УУД: -Развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов. -На основе анализа объектов делать выводы. -Обобщать и классифицировать по признакам. -Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: -Развивать умение слушать и понимать других. -Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: -Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом учебника. -Прогнозировать предстоящую работу (планировать свою деятельность). Личностные УУД: -Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Совместное открытие знаний. | 25 мин. | 1.Работа в учебнике. Как вы думаете, человек – часть природы? (Слайд 7) Докажите. Что необходимо живым организмам для жизни? А необходимо ли это человеку? (Воздух, чтобы дышать, вода и пища, а также тепло.) Откуда человек берет все необходимое для жизни? (Из природы.) Какой вывод мы можем сделать? Является ли человек частью природы? (Человек, как и растения и животные, является частью природы.) К какой группе живых существ можно отнести человека? 2.Работа в тетради. Давайте рассмотрим, что общего у человека и животных. Откройте тетради на с.65, задание №1. (Слайд 8) Самостоятельное выполнение. Проверка. (Слайд 8) Самооценка. Что ты должен был сделать? Ты выполнил все правильно или были недочеты? Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью? Каким цветом ты закрасишь свой кружочек? | Самостоятельная работа Анализ Сравнение | фронтальная индивидуальная | Организовывает, дает советы. | Работают с текстом на стр.70. Отвечают на вопросы по тексту. Самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради на с. 65, №1. Отвечают на вопрос. Оценивают свою деятельность. | Познавательные УУД: -Развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов. -Выявлять сущность, особенности объектов. -На основе анализа объектов делать выводы. -Обобщать и классифицировать по признакам. -Находить ответы на вопросы в иллюстрации. -Формировать умение формулировать ответ на вопросы учителя. Коммуникативные УУД: -Развивать умение слушать и понимать других. -Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -Умение работать в группе, самостоятельно. Регулятивные УУД: -Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом учебника. -Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
| | 3.Физкультминутка. | | | Включает видео, организует детей | Выполняют определенные движения. | |
| | 4.Работа в группах. (Приложение 3) Задание для 1 группы. Выберите карточки с названиями действий, которые могут совершать только животные. Задание для 2 группы. Выберите карточки с названиями действий, которые могут совершать только люди. Проверка. Самооценка. Сравнение групп слов. Перечислите действия, которые человек может совершать, в отличие от животного. (Разговаривает, осваивает профессии, решает задачи и т.д.) Как вы понимаете и общаетесь друг с другом? (С помощью речи) (Приложение 2) Что вам помогает учиться? (Человек может учиться и мыслить, у него есть память и ум.) Значит человек обладает разумом. Чтобы человеку что-то создать, изобрести, что для этого необходимо сделать (Потрудиться.) Что создано руками человека? Какие же главные отличия мы выявили? Давайте сделаем вывод, кто такой человек? (Человек – существо разумное, которое владеет речью и умеет трудиться.) (Слайд 9) Сравним свой вывод с выводом учебника. А какие действия может совершать и человек и животные? (Бегать, прыгать, плавать.) Как вы думаете, если устроить соревнования в беге между человеком и животным, например, лошадью, кто победит? А в плавании между человеком и дельфином? А с птицей человек может соревноваться? У человека нет копыт, крыльев, плавников, но он может состязаться с разными животными. Как? 5.Игра «Найди пару». (Приложение 3) | Анализ Синтез Самооценка Анализ Сравнение Обобщение Наглядный Сравнение | групповая | Прикрепляет на доску таблички со словами «Человек», «Животное». Раздает каждой группе набор карточек со словами и лист формата А3. Организует работу в группах, помогает, направляет, дает советы. Прикрепляет табличку со словом «Речь». Прикрепляет табличку «Разум». Прикрепляет табличку со словом «Труд», «Человек – разумное существо» Крепит на доску изображения лошади, дельфина, птицы. | Выполняют задание по группам. Выступление одного представителя то каждой группы. Оценивают свою деятельность. Сравнивают действия человека и животных. Отвечают на поставленные вопросы Делают вывод. Читают вывод в учебнике на стр.70. Коллективная работа. 3 человека работают у доски, находят пару каждому животному и обосновывают свой выбор. | |
Применение нового знания. | 10 мин. | Так как человек – существо разумное, он должен отвечать за всю природу на Земле. Значит все его поступки должны быть обдуманными. Давайте рассмотрим ситуации и определим, как себя ведут люди – как разумные существа или нет и почему.(Слайд 10) 1 ситуация. На экране – изображение мальчика, стреляющего из рогатки (Слайд 11). 2 ситуация. Мальчик сидит в автобусе, а рядом стоит бабушка с тяжелой сумкой.(Слайд 12) 3 ситуация. Девочка за столом ест грязными руками. (Слайд 13) 4 ситуация. Мальчик бежит через дорогу за мячом. (Слайд 14) Давайте сформулируем правила разумного человека. Какие разумные поступки совершали вы? Я надеюсь, что эти правила не останутся только на словах, а отразятся на поступках. А как вы думаете, легко ли быть человеком? (Слайд 15) | Анализ Обобщение | Фронтальная | | Коллективно обсуждают ситуации. Формулируют правила поведения разумного человека. | Познавательные УУД: -Развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов. -На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: -Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: -Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: -Развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции. -Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. |
Итог урока. Рефлексия. | 2 мин. | | Самоконтроль | | | Продолжают предложения. Оценивают свою работу на уроке. | Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |