kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Честное слово ? Настоящий человек

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная задача уроков литературного чтения – воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых. Надо постараться увидеть картину мира «глазами» автора и выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор. Это реализуется на уроке благодаря технологиям продуктивного чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту, формирование типа правильной читательской деятельности) и развития критического мышления (чтение с пометками, маркировка текста по мере чтения), методам литературной беседы и творческого чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Честное слово ? Настоящий человек»

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение (УМК «Классическая начальная школа»), урок решения учебной задачи

Тема: Честное слово ? Настоящий человек

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

Класс (группа): 3 класс

Аннотация:

Основная задача уроков литературного чтения – воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых. Надо постараться увидеть картину мира «глазами» автора и выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор. Это реализуется на уроке благодаря технологиям продуктивного чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту, формирование типа правильной читательской деятельности) и развития критического мышления (чтение с пометками, маркировка текста по мере чтения), методам литературной беседы и творческого чтения.

Учитель: Богатнаева Ольга Владимировна

Цель урока: Способствовать формированию представлений о честном человеке через создание образов главных героев рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово», совершенствовать умение понимать авторский замысел.

Предметные УУД:

1. Способствовать формированию знаний и представлений у учащихся о творчестве Л. Пантелеева, глубины содержания произведения и его главной мысли.

2. Содействовать развитию речи у учащихся, обогащению словарного запаса путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи.

3. Способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелости.

4. Ввести понятие «рассказчик-герой».

Формировать метапредметные УУД:

Личностные: оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам.

Регулятивные УУД : определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.

Коммуникативные УУД : формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание; совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной речи.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.


Оборудование:

- мультимедийная установка,

- презентация к уроку,

- учебник О.В. Джежелей «Литературное чтение» (часть 3),

- раздаточный материал (биографические данные Леонида Пантелеева),

- портрет писателя.


ХОД УРОКА

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.  Организационный

Организовать направленное внимание на начало урока.

Слайд 1.

-Здравствуйте! Мы часто обсуждаем с учителями и родителями, какими качествами должен обладать ученик.

А как вы думаете, каким должен быть современный успешный школьник?

А должен ли хороший ученик сдерживать обещание, быть честным?

А Вы часто сдерживаете обещания?

А что Вы говорите, когда обещаете?

А вот я в своём детстве, когда обещала, говорила: «Честное пионерское!»

Приготовление к уроку.
Приветствие учителя.

Высказывания учащихся

2. Актуализация   опорных знаний

Формировать УУД: познавательные 
Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Слайд 2

- Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который сказал о своём творчестве так: «В детских книгах должны быть и юмор, и героика, и настоящие страсти, и большая мысль». Как вы понимаете эти слова?

- Дома вы прочитали рассказ писателя, но вам, конечно, хочется узнать и об авторе данного произведения.

Приложение 1. (Маркировка текста по мере его чтения)

- Что вы узнали о писателе?

Какие вопросы Вы можете составить и задать одноклассникам о Леониде Пантелееве?

Слайд 3

Приложение 2.

Тест (проверка домашнего задания, взаимопроверка)

Слайд 4

Ответы учащихся

Самостоятельное чтение текста о Леониде Пантелееве (индивидуальная работа, чтение с пометками).


Беседа по тексту



Работа в парах, оценивание.

3. Мотивация. Проблемная ситуация

Мотивировать учащихся на эмоциональное восприятие текста.
Формировать УУД:

Личностные - самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества.
Познавательные – постановка и формулирование проблемы.
Регулятивные – определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные – владение монологической речью.

- Какие вопросы показались сложными?

(место действия и время написания)

- События происходят на Васильевском осторове в Ленинграде, так с 1924 по 1991 г. назывался Санкт-Петербург, в этом городе и родился Пантелеев.

Слайд 5

Чтобы понять произведение, читатель должен знать то историческое время и ситуацию, в которой протекает жизнь героя.


В начале 1941 года редколлегия журнала "Костер" обратилась к нескольким писателям с просьбой: ответить детям на важные жизненные вопросы, связанные с представлениями о долге, чести и достоинстве. Журнал успел поместить ответы двух писателей: три небольшие новеллы Михаила Зощенко под названием: "Разве это неудобно» и в самые первые дни войны, был опубликован рассказ Леонида Пантелеева "Честное слово".


«Зимой 1941 года редактор журнала «Костер» попросил меня написать «на моральную тему»: о честности, о честном слове. Я, было, подумал, что ничего путного не придумается и не напишется. Но в тот же день или даже час, по пути домой, стало что-то мерещиться: широкий приземистый купол Покровской церкви в петербургской Коломне, садик за этой церковью… Вспомнилось, как мальчиком я гулял с нянькой в этом саду и как подбежали ко мне мальчики старше меня и предложили играть с ними «в войну». Сказали, что я – часовой, поставили на пост около какой-то сторожки, взяли слово, что я не уйду, а сами ушли и забыли обо мне. А часовой продолжал стоять, потому что дал «честное слово». Стоял и плакал, и мучился, пока перепуганная нянька не разыскала его и не увела домой».


Как называется произведение, которое вы прочитали к уроку? Поделитесь своими впечатлениями.


- Объясните значение слов честь, честный….

Слайд 6

ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, благородство души и чистая совесть.

ЧЕСТНЫЙ – правдивый, прямой, добросовестный, свободный от всякого лукавства, не преступающий правил морали.

Что значит быть честным? (говорить правду)

Как понимаете выражение «Дать честное слово»?

Честное слово – уверение в истинности, правдивости чего-нибудь.


Соблюдение честного слова требует чувства ответственности и правды, уважения к человеку, добросовестному выполнению своих обязанностей.

Если человек даёт честное слово и сдерживает его, как мы его можем назвать?

Какому человеку присущи честность, высочайшая ответственность?

Что значит «настоящий человек»?

Настоящий человек – честный, готовый помочь в любой момент, ему не свойственна зависть, человек с честью, совестью, отвагой.

Определить, какая связь существует между этими двумя понятиями - цель нашего урока (фиксация на доске):

Честное слово ? Настоящий человек

Физкультминутка

Высказывания учащихся































Ответы учащихся (читательская интерпретация)

Словарная работа (честь, честный, честное слово, дать честное слово)

4. Изучение нового     материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать настроение героев.

Формировать УУД:

Познавательные – работа с источниками информации.
Личностные – самоопределение. Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, выделение существенных признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Обратимся к тексту (акцентное вычитывание). Прочитаем первый абзац.

Каким предстает перед нами герой рассказа?

Прочитаем диалог мальчика и рассказчика-героя (РГ).


Групповая работа. Выберите и выпишите в столбик те определения из списка, которые подходят герою рассказа в данное время действия, аргументируйте свой выбор, пользуясь текстом.

Слайд 7

Искренний, настойчивый, грустный, обаятельный, маленький, несчастный, гордый, добросовестный, дисциплинированный, жалкий, безутешный, смелый, ответственный, печальный.

(Фиксация ответов учащихся на доске)


Какую «шутку» сыграли с мальчиком старшие ребята?

Как мальчик стал часовым? (Чтение отрывка)

Понимал ли, что его обманули?

Как РГ решил помочь мальчику?

РГ, добрый и отзывчивый человек, решил поступить так, как поступил на его месте другой добрый взрослый человек… попробовал увести ребенка, но…Честное слово!!!

Сначала РГ относится ко всей истории с усмешкой, взрослый не может себе представить, что можно так серьезно относиться к игре. А тут особое слово – ЧЕСТНОЕ.

Взрослый включился в игру.

Выразительное чтение учащихся, интонирование

Ответы учащихся

Групповая работа










Выразительное чтение учащихся, интонирование



5. Закрепление нового материала

Коммуникативные – учёт позиции собеседника.

Регулятивные – высказывать своё предположение.

Коммуникативные – работа в паре

Познавательные – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение строить речевые высказывания.

Личностные – нравственно-этическое оценивание понятий.

Почему мальчик не принял предложения покинуть пост?

Зачитаем диалог мальчика и военного.

Как изменился мальчик? (продолжение работы со списком определений, групповая работа)

(Фиксация ответов учащихся на доске)

Почему?

Как так быстро появились такие качества?

Эти качества не появляются с рождением человека, а воспитываются в человеке постепенно, в его будничной жизни.

Выйдет ли из мальчика настоящий человек, ведь он плачет?

(Но он не уходит с поста. Он держит слово).

Вот что получается. Первое впечатление - плачет в темноте. Но, преодолевая страх, свои слабости, верен слову и долгу. Настоящий человек – какой он?

(Фиксация ответов учащихся на доске)

Защищает слабых

Держит слово

Выполняет свой долг

Не подводит других

Отстаивает справедливость.


Прочитайте последние 4 абзаца (акцентное вычитывание текста).

Почему рассказчик еще раз с удовольствием пожал руку мальчику?

Ответы учащихся


Работа с текстом


Выборочное чтение







6. Рефлексия

Формировать УУД:

Личностные – самооценка на основе критерия успешности
Коммуникативные–формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Какая же связь между умением держать слово и настоящим человеком? (вопросительный знак заменяем знаком «равно»)

А вы умеете держать свое слово?

Вернемся к началу урока и словам писателя о детской книге.

Подходят ли эти слова к рассказу «Честное слово»?

Какая русская пословица напоминает о правиле жизни, которое прозвучало в рассказе Леонида Пантелеева «Честное слово»?

Домашнее задание. Эссе «Кого я могу назвать настоящим человеком»

Слайд 8

Спасибо за работу!

Высказывания детей


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Честное слово ? Настоящий человек

Автор: Богатнаева Ольга Владимировна

Дата: 18.10.2023

Номер свидетельства: 638229

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л. ПАНТЕЛЕЕВ «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»"
    ["seo_title"] => string(70) "uroklitieraturnoghochtieniiav3klassietiemalpantielieievchiestnoieslovo"
    ["file_id"] => string(6) "271526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451579879"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Воспитательский час на тему " Верность слову" "
    ["seo_title"] => string(45) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-viernost-slovu"
    ["file_id"] => string(6) "236870"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444168410"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Беседа "Слова Абая- голос самого народа" "
    ["seo_title"] => string(42) "biesieda-slova-abaia-gholos-samogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "126362"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415168047"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Комбинированный   урок  русская  грамота  и  самопознание  1  класс. Тема: «Волшебное слово»  Валентина  Александровна  Осеева "
    ["seo_title"] => string(122) "kombinirovannyi-urok-russkaia-ghramota-i-samopoznaniie-1-klass-tiema-volshiebnoie-slovo-valientina-alieksandrovna-osieieva"
    ["file_id"] => string(6) "104910"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402769080"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Беседа: "Будь честным и правдивым. Добросовестно учись"."
    ["seo_title"] => string(49) "biesiedabudchiestnymipravdivymdobrosoviestnouchis"
    ["file_id"] => string(6) "294210"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455620289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства