1. Организационный | Организовать направленное внимание на начало урока. | Слайд 1. -Здравствуйте! Мы часто обсуждаем с учителями и родителями, какими качествами должен обладать ученик. А как вы думаете, каким должен быть современный успешный школьник? А должен ли хороший ученик сдерживать обещание, быть честным? А Вы часто сдерживаете обещания? А что Вы говорите, когда обещаете? А вот я в своём детстве, когда обещала, говорила: «Честное пионерское!» | Приготовление к уроку. Приветствие учителя. Высказывания учащихся |
2. Актуализация опорных знаний | Формировать УУД: познавательные Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий. | Слайд 2 - Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который сказал о своём творчестве так: «В детских книгах должны быть и юмор, и героика, и настоящие страсти, и большая мысль». Как вы понимаете эти слова? - Дома вы прочитали рассказ писателя, но вам, конечно, хочется узнать и об авторе данного произведения. Приложение 1. (Маркировка текста по мере его чтения) - Что вы узнали о писателе? Какие вопросы Вы можете составить и задать одноклассникам о Леониде Пантелееве? Слайд 3 Приложение 2. Тест (проверка домашнего задания, взаимопроверка) Слайд 4 | Ответы учащихся Самостоятельное чтение текста о Леониде Пантелееве (индивидуальная работа, чтение с пометками). Беседа по тексту Работа в парах, оценивание. |
3. Мотивация. Проблемная ситуация | Мотивировать учащихся на эмоциональное восприятие текста. Формировать УУД: Личностные - самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества. Познавательные – постановка и формулирование проблемы. Регулятивные – определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные – владение монологической речью. | - Какие вопросы показались сложными? (место действия и время написания) - События происходят на Васильевском осторове в Ленинграде, так с 1924 по 1991 г. назывался Санкт-Петербург, в этом городе и родился Пантелеев. Слайд 5 Чтобы понять произведение, читатель должен знать то историческое время и ситуацию, в которой протекает жизнь героя. В начале 1941 года редколлегия журнала "Костер" обратилась к нескольким писателям с просьбой: ответить детям на важные жизненные вопросы, связанные с представлениями о долге, чести и достоинстве. Журнал успел поместить ответы двух писателей: три небольшие новеллы Михаила Зощенко под названием: "Разве это неудобно» и в самые первые дни войны, был опубликован рассказ Леонида Пантелеева "Честное слово". «Зимой 1941 года редактор журнала «Костер» попросил меня написать «на моральную тему»: о честности, о честном слове. Я, было, подумал, что ничего путного не придумается и не напишется. Но в тот же день или даже час, по пути домой, стало что-то мерещиться: широкий приземистый купол Покровской церкви в петербургской Коломне, садик за этой церковью… Вспомнилось, как мальчиком я гулял с нянькой в этом саду и как подбежали ко мне мальчики старше меня и предложили играть с ними «в войну». Сказали, что я – часовой, поставили на пост около какой-то сторожки, взяли слово, что я не уйду, а сами ушли и забыли обо мне. А часовой продолжал стоять, потому что дал «честное слово». Стоял и плакал, и мучился, пока перепуганная нянька не разыскала его и не увела домой». Как называется произведение, которое вы прочитали к уроку? Поделитесь своими впечатлениями. - Объясните значение слов честь, честный…. Слайд 6 ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, благородство души и чистая совесть. ЧЕСТНЫЙ – правдивый, прямой, добросовестный, свободный от всякого лукавства, не преступающий правил морали. Что значит быть честным? (говорить правду) Как понимаете выражение «Дать честное слово»? Честное слово – уверение в истинности, правдивости чего-нибудь. Соблюдение честного слова требует чувства ответственности и правды, уважения к человеку, добросовестному выполнению своих обязанностей. Если человек даёт честное слово и сдерживает его, как мы его можем назвать? Какому человеку присущи честность, высочайшая ответственность? Что значит «настоящий человек»? Настоящий человек – честный, готовый помочь в любой момент, ему не свойственна зависть, человек с честью, совестью, отвагой. Определить, какая связь существует между этими двумя понятиями - цель нашего урока (фиксация на доске): Честное слово ? Настоящий человек Физкультминутка | Высказывания учащихся Ответы учащихся (читательская интерпретация) Словарная работа (честь, честный, честное слово, дать честное слово) |
4. Изучение нового материала | Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать настроение героев. Формировать УУД: Познавательные – работа с источниками информации. Личностные – самоопределение. Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, выделение существенных признаков. | Обратимся к тексту (акцентное вычитывание). Прочитаем первый абзац. Каким предстает перед нами герой рассказа? Прочитаем диалог мальчика и рассказчика-героя (РГ). Групповая работа. Выберите и выпишите в столбик те определения из списка, которые подходят герою рассказа в данное время действия, аргументируйте свой выбор, пользуясь текстом. Слайд 7 Искренний, настойчивый, грустный, обаятельный, маленький, несчастный, гордый, добросовестный, дисциплинированный, жалкий, безутешный, смелый, ответственный, печальный. (Фиксация ответов учащихся на доске) Какую «шутку» сыграли с мальчиком старшие ребята? Как мальчик стал часовым? (Чтение отрывка) Понимал ли, что его обманули? Как РГ решил помочь мальчику? РГ, добрый и отзывчивый человек, решил поступить так, как поступил на его месте другой добрый взрослый человек… попробовал увести ребенка, но…Честное слово!!! Сначала РГ относится ко всей истории с усмешкой, взрослый не может себе представить, что можно так серьезно относиться к игре. А тут особое слово – ЧЕСТНОЕ. Взрослый включился в игру. | Выразительное чтение учащихся, интонирование Ответы учащихся Групповая работа Выразительное чтение учащихся, интонирование |
5. Закрепление нового материала | Коммуникативные – учёт позиции собеседника. Регулятивные – высказывать своё предположение. Коммуникативные – работа в паре Познавательные – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение строить речевые высказывания. Личностные – нравственно-этическое оценивание понятий. | Почему мальчик не принял предложения покинуть пост? Зачитаем диалог мальчика и военного. Как изменился мальчик? (продолжение работы со списком определений, групповая работа) (Фиксация ответов учащихся на доске) Почему? Как так быстро появились такие качества? Эти качества не появляются с рождением человека, а воспитываются в человеке постепенно, в его будничной жизни. Выйдет ли из мальчика настоящий человек, ведь он плачет? (Но он не уходит с поста. Он держит слово). Вот что получается. Первое впечатление - плачет в темноте. Но, преодолевая страх, свои слабости, верен слову и долгу. Настоящий человек – какой он? (Фиксация ответов учащихся на доске) Защищает слабых Держит слово Выполняет свой долг Не подводит других Отстаивает справедливость. Прочитайте последние 4 абзаца (акцентное вычитывание текста). Почему рассказчик еще раз с удовольствием пожал руку мальчику? | Ответы учащихся Работа с текстом Выборочное чтение |