2 .Развивать внимание, память, логическое и образное мышление, умение высказывать свое мнение и отстаивать его, расширять активный и пассивный словарь;
3. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающим, вежливого поведения.
Ход урока:
1. Круг радости.
- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, расправим плечи – вот так, чтобы легко было дышать.
- Мы с вам много говорим о том, как нам надо поступать в различных ситуациях, когда кому-то плохо, когда кому-то нужна помощь. Вы научились видеть какие чувства отражаются, у человека на лице. Сегодня эти знания мы будем применять на практике.
- А для того, чтобы нам легче было работать, давайте вложим в своё сердце как можно больше добрых чувств. Сложите руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте себе, что здесь лежат радость, сопереживание, добро, любовь. Почувствуйте тепло в ладонях приятно ощущать тепло. Оно проникает в нашу грудь, в нашу душу. Давайте впустим эти добрые чувства к нам в душу. (Ладони прижимаются к груди). Чувствуете тепло? Тепло нашей души? Тепло тех, кто находится рядом с нами? Давайте поделимся своими добрыми чувствами друг с другом. Дети садятся на свои места.
2. Беседа
- Скажите, вы когда-нибудь видели волшебников? (Ответы детей)
- А в жизни есть волшебники? (Ответы детей)
- Кто видел волшебников в жизни? (Ответы детей)
- Вы верите, что каждый из вас может стать волшебников?
- Я расскажу как это можно сделать.
Чтение стихотворения С. Погореловского «Попробуй волшебником стать», по ходу чтения стихотворения обыгрываются все строчки.
Стать волшебником
- Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие честное слово!
На клумбе цветок, его листья повисли.
Грустит он… О чём? Угадай его мысли.
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик из лейки струится моей.
А что же сестренка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестренке!
И ты обернулся ретивым конем –
Галопом сестренка помчалась на нем!
Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы:
« Вернутся – хорошо бы пошить, почитать,
Но надо с обедом возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо:
Ковер засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись, домой:
- Да это как в сказке, волшебник ты мой!
Стать волшебником
- Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие честное слово!
- Видите, ребята, все мы можем стать лучше, добрее, если научимся понимать и угадывать желания тех, кто нас окружает.
- Что же произошло в стихотворении? Как можно стать волшебником?
- Что он увидел глядя на цветок? (Ответы детей)
- На сестренку? (Ответы детей)
- На маму? (Ответы детей)
- А как бы вы поступил, если бы увидели, что мама плачет? Или расстроена чем-то? (Ответы детей)
- Каждый из нас может, если этого захочет, понять и исполнить желание другого. А значит стать добрым волшебником.
3. Работа с пиктограммами.
- Ребята, а вы можете отличить доброго человека от злого?
- А как мы это можем сделать? На что мы должны обратить внимание? ( На выражение лица, рук, ног)
Игра «Это что за человек?» Выставляются пиктограммы с выражениями радости, злости, испуга.
Дети называют эмоции и приводят свои доводы в защиту своего высказывания.
4. Психогимнастика. Игра «Зеркало»
1) «Мне скучно»
2) «Я тебя сейчас побью»
3) «Я увидел вот такого слона»
4) « Я боюсь эту собаку»
5) « Мне весело»
5. Работа с ситуационными картинками.
- Внимательно посмотрите на картинки. Какая ситуация здесь изображена? Как вы думаете, какие чувства испытывает каждый из малышей?
- Дорисуйте их лица, используя картинки-портреты. ( Дети подбирают портреты с соответствующими выражениями лица и прикладывают их на картинку. Зачем объясняют почему они выбрали именно этот портрет).
- Молодцы! Вы правильно подобрали портреты. Вы уже хорошо можете разбираться в различных ситуациях.
6. Работа над текстом. «Волшебное слово» В.А.Осеева
- Мы сегодня познакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово». И к концу урока постараемся ответить на вопрос, что значит быть вежливым.
- В юные годы Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей сочиняла рассказы и сказки.
- О чем может быть рассказ с таким названием?
- Почему вы так считаете?
- Сегодня мы с вами постараемся поговорить о главных героях, поразмышлять об их поступках. И главная наша цель – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа.
Найдите его. (Может ли слово быть волшебным?)
Вместе с нами на уроке будет солнышко. Но пока оно грустное, не улыбается, давайте постараемся сегодня поработать так, чтобы солнышко заулыбалось.
Чтение и анализ произведения
Анализ первой части текста
- Расскажите, как вёл себя мальчик при встрече с незнакомым человеком. Обратите внимание на слова, которые описывают его поведение и настроение.
Подобрать пиктограммы, заполнить таблицу
- Что вы можете сказать о Павлике? Каким он вам показался?
- Что можете сказать о старике? Представьте его, как он выглядел?
- Почему он захотел помочь Павлику?
- Сразу ли мальчик поверил ему?
Физминутка
- Ребята, Павлику и дедушке, когда они сидели в сквере, дул ветерок. Давайте представим, как это было.
Работа над второй частью текста (чтение учителем)
- Ребята, а что же в рассказе было дальше?
- Давайте определим действующих лиц второй части. (Павлик, Лена, автор)
- Что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово? (Выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке, записать в таблицу)
Работа над четвёртой частью
- Какое самое трудное испытание приготовил Павлик для волшебного слова в третий раз?
Выборочное чтение
-Как Павлик вёл себя за столом.
- Как он обратился к брату?
Анализ
- Ребята, а почему вдруг все полюбили Павлика и выполнили его просьбы?
- В чём секрет волшебного слова?
- Зачем Павлик выскочил на улицу?
- Каким Павлик показался в начале рассказа?
- Изменилось ли его поведение?
- Какова главная мысль рассказа?
- Такие слова ещё называют вежливыми. (Записать слова на лучиках солнца)
- А какие вы ещё вежливые слова знаете?
- Сейчас послушайте стихи про другие слова
- Ребята, так в чём же секрет эти волшебных слов?
- А сейчас посмотрим на наше солнышко.
- Что же с ним стало? Оно заулыбалось.
- А вам стало теплее? Давайте ещё раз перечитаем вежливые слова.
- А про какое слово мы с вами не говорили? (благодарю)
- Когда нужно говорить это слово?
- Я надеюсь, что вы запомнили эти слова.
Работа над пословицами.
Вежливости открываются все двери.
Волшебное слово помочь всегда готово.
7. Итог урока. «От сердца к сердцу»
- Потому что вы научились быть добрыми волшебниками. Вы можете поделиться с друзьями игрушками, сладостями, умеете быть внимательными друг к другу, не обижать, не драться.
- Закройте глаза и досчитайте до 10.
(В класс вносятся шары с нарисованными на них эмоциями: страх, обида, злость, гнев, любовь, доброта.)
Шары рассматриваются, все негативные эмоции выбрасываются (шар лопается). Шары с позитивными эмоциями остаются.
- Нет больше страха, гнева, обиды, злости. Мы выбросили эти чувства. С нами остались только любовь, только доброта.
- У каждого из вас на парте есть сердечко, напишите на нем добрые пожелания и подарите соседу по парте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Развивать внимание, память, логическое и образное мышление, умение высказывать свое мнение и отстаивать его, расширять активный и пассивный словарь;
3. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающим, вежливого поведения.
Ход урока:
Круг радости.
- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, расправим плечи – вот так, чтобы легко было дышать.
- Мы с вам много говорим о том, как нам надо поступать в различных ситуациях, когда кому-то плохо, когда кому-то нужна помощь. Вы научились видеть какие чувства отражаются, у человека на лице. Сегодня эти знания мы будем применять на практике.
- А для того, чтобы нам легче было работать, давайте вложим в своё сердце как можно больше добрых чувств. Сложите руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте себе, что здесь лежат радость, сопереживание, добро, любовь. Почувствуйте тепло в ладонях приятно ощущать тепло. Оно проникает в нашу грудь, в нашу душу. Давайте впустим эти добрые чувства к нам в душу. (Ладони прижимаются к груди). Чувствуете тепло? Тепло нашей души? Тепло тех, кто находится рядом с нами? Давайте поделимся своими добрыми чувствами друг с другом. Дети садятся на свои места.
2.
- Скажите, вы когда-нибудь видели волшебников? (Ответы детей)
- А в жизни есть волшебники? (Ответы детей)
- Кто видел волшебников в жизни? (Ответы детей)
- Вы верите, что каждый из вас может стать волшебников?
- Я расскажу как это можно сделать.
Чтение стихотворения С. Погореловского «Попробуй волшебником стать», по ходу чтения стихотворения обыгрываются все строчки.
Стать волшебником
- Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие честное слово!
На клумбе цветок, его листья повисли.
Грустит он… О чём? Угадай его мысли.
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик из лейки струится моей.
А что же сестренка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестренке!
И ты обернулся ретивым конем –
Галопом сестренка помчалась на нем!
Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы:
« Вернутся – хорошо бы пошить, почитать,
Но надо с обедом возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо:
Ковер засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись, домой:
- Да это как в сказке, волшебник ты мой!
Стать волшебником
- Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие честное слово!
- Видите, ребята, все мы можем стать лучше, добрее, если научимся понимать и угадывать желания тех, кто нас окружает.
- Что же произошло в стихотворении? Как можно стать волшебником?
- Что он увидел глядя на цветок? (Ответы детей)
- На сестренку? (Ответы детей)
- На маму? (Ответы детей)
- А как бы вы поступил, если бы увидели, что мама плачет? Или расстроена чем-то? (Ответы детей)
- Каждый из нас может, если этого захочет, понять и исполнить желание другого. А значит стать добрым волшебником.
3. Работа с пиктограммами.
- Ребята, а вы можете отличить доброго человека от злого?
- А как мы это можем сделать? На что мы должны обратить внимание? ( На выражение лица, рук, ног)
Игра «Это что за человек?» Выставляются пиктограммы с выражениями радости, злости, испуга.
Дети называют эмоции и приводят свои доводы в защиту своего высказывания.
4. Психогимнастика. Игра «Зеркало»
1) «Мне скучно»
2) «Я тебя сейчас побью»
3) «Я увидел вот такого слона»
4) « Я боюсь эту собаку»
5) « Мне весело»
5. Работа с ситуационными картинками.
- Внимательно посмотрите на картинки. Какая ситуация здесь изображена? Как вы думаете, какие чувства испытывает каждый из малышей?
- Дорисуйте их лица, используя картинки-портреты. ( Дети подбирают портреты с соответствующими выражениями лица и прикладывают их на картинку. Зачем объясняют почему они выбрали именно этот портрет).
- Молодцы! Вы правильно подобрали портреты. Вы уже хорошо можете разбираться в различных ситуациях.
6. Работа над текстом. «Волшебное слово» В.А.Осеева
- Мы сегодня познакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово». И к концу урока постараемся ответить на вопрос, что значит быть вежливым.
- В юные годы Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей сочиняла рассказы и сказки.
- О чем может быть рассказ с таким названием?
- Почему вы так считаете? - Сегодня мы с вами постараемся поговорить о главных героях, поразмышлять об их поступках. И главная наша цель – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа.
Найдите его. (Может ли слово быть волшебным?)
Вместе с нами на уроке будет солнышко. Но пока оно грустное, не улыбается, давайте постараемся сегодня поработать так, чтобы солнышко заулыбалось.
Чтение и анализ произведения
Анализ первой части текста
- Расскажите, как вёл себя мальчик при встрече с незнакомым человеком. Обратите внимание на слова, которые описывают его поведение и настроение.
Подобрать пиктограммы, заполнить таблицу
сердитое лицо
сердито буркнул
сжал кулаки
крикнул
стукнул кулаком по скамейке
Сестренка
Бабушка
Брат
- Что вы можете сказать о Павлике? Каким он вам показался?
- Что можете сказать о старике? Представьте его, как он выглядел?
- Почему он захотел помочь Павлику?
- Сразу ли мальчик поверил ему?
Физминутка
- Ребята, Павлику и дедушке, когда они сидели в сквере, дул ветерок. Давайте представим, как это было.
Работа над второй частью текста (чтение учителем)
- Ребята, а что же в рассказе было дальше?
- Давайте определим действующих лиц второй части. (Павлик, Лена, автор)
- Что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово? (Выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке, записать в таблицу)
Работа над четвёртой частью
- Какое самое трудное испытание приготовил Павлик для волшебного слова в третий раз?
Выборочное чтение
-Как Павлик вёл себя за столом.
- Как он обратился к брату?
Анализ
- Ребята, а почему вдруг все полюбили Павлика и выполнили его просьбы?
- В чём секрет волшебного слова?
- Зачем Павлик выскочил на улицу?
- Каким Павлик показался в начале рассказа?
- Изменилось ли его поведение?
- Какова главная мысль рассказа?
сердитое лицо
сердито буркнул
сжал кулаки
крикнул
стукнул кулаком по скамейке
Сестренка
смущённо пробормотала, удивилась
Бабушка
выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке
Брат
Положил руку на плечо, поднял брови и усмехнулся,
громко засмеялся, потрепал по плечу, взъерошил волосы
- Такие слова ещё называют вежливыми. (Записать слова на лучиках солнца)
- А какие вы ещё вежливые слова знаете?
- Сейчас послушайте стихи про другие слова
- Ребята, так в чём же секрет эти волшебных слов?
- А сейчас посмотрим на наше солнышко.
- Что же с ним стало? Оно заулыбалось.
- А вам стало теплее? Давайте ещё раз перечитаем вежливые слова.
- А про какое слово мы с вами не говорили? (благодарю)
- Когда нужно говорить это слово?
- Я надеюсь, что вы запомнили эти слова.
Работа над пословицами.
Вежливости открываются все двери.
Волшебное слово помочь всегда готово.
7. Итог урока. «От сердца к сердцу»
- Потому что вы научились быть добрыми волшебниками. Вы можете поделиться с друзьями игрушками, сладостями, умеете быть внимательными друг к другу, не обижать, не драться.
- Закройте глаза и досчитайте до 10.
(В класс вносятся шары с нарисованными на них эмоциями: страх, обида, злость, гнев, любовь, доброта.)
Шары рассматриваются, все негативные эмоции выбрасываются (шар лопается). Шары с позитивными эмоциями остаются.
- Нет больше страха, гнева, обиды, злости. Мы выбросили эти чувства. С нами остались только любовь, только доброта.
- У каждого из вас на парте есть сердечко, напишите на нем добрые пожелания и подарите соседу по парте.