kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комбинированный урок русская грамота и самопознание 1 класс. Тема: «Волшебное слово» Валентина Александровна Осеева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1. Совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения целыми словами; учить находить главную мысль части; связно излагать прочитанное.

 2 .Развивать внимание, память, логическое и образное мышление, умение высказывать свое мнение и отстаивать его, расширять  активный  и  пассивный словарь;

 3. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающим, вежливого поведения.

Ход  урока:

1.            Круг  радости.

- Здравствуйте, ребята! Давайте  встанем  в  круг, расправим  плечи – вот  так,  чтобы  легко  было  дышать.

- Мы  с  вам  много  говорим  о  том, как  нам  надо  поступать  в  различных  ситуациях, когда  кому-то  плохо, когда  кому-то  нужна  помощь. Вы  научились  видеть  какие  чувства  отражаются, у  человека  на  лице. Сегодня  эти  знания  мы  будем  применять  на  практике.

- А  для  того, чтобы  нам  легче  было  работать, давайте  вложим  в  своё  сердце  как  можно  больше  добрых  чувств. Сложите  руки  возле  груди, раскройте  ладошки. Представьте  себе, что  здесь  лежат  радость, сопереживание, добро, любовь. Почувствуйте  тепло  в  ладонях  приятно  ощущать  тепло. Оно  проникает  в  нашу  грудь, в  нашу  душу. Давайте  впустим  эти  добрые  чувства  к  нам  в  душу. (Ладони  прижимаются  к  груди). Чувствуете  тепло? Тепло  нашей  души? Тепло  тех, кто  находится  рядом  с  нами? Давайте  поделимся  своими  добрыми  чувствами  друг  с  другом. Дети  садятся  на  свои  места.

2.   Беседа

   - Скажите, вы  когда-нибудь  видели  волшебников? (Ответы  детей) 

- А  в  жизни  есть  волшебники?  (Ответы  детей) 

- Кто  видел  волшебников  в  жизни? (Ответы  детей) 

- Вы  верите, что  каждый  из  вас  может  стать  волшебников?

- Я  расскажу  как  это  можно  сделать.

Чтение  стихотворения  С. Погореловского  «Попробуй  волшебником  стать», по  ходу  чтения  стихотворения  обыгрываются  все  строчки.

Стать  волшебником

- Ну-ка, попробуй!

Тут  хитрости  вовсе  не  нужно  особой:

Понять  и  исполнить  желанье  другого –

Одно  удовольствие  честное  слово!

На  клумбе  цветок, его  листья  повисли.

Грустит  он… О чём? Угадай  его  мысли.

Он  хочет  напиться. Эй, дождик, полей!

И  дождик  из  лейки  струится  моей.

А  что  же  сестренка  скучает  в  сторонке?

Волшебное  что-нибудь  сделай  сестренке!

И  ты  обернулся  ретивым  конем –

Галопом  сестренка  помчалась  на  нем!

 

Хоть  мама  еще  не  вернулась  с  работы,

Нетрудно  узнать  ее  думы, заботы:

« Вернутся – хорошо  бы  пошить, почитать,

Но  надо  с  обедом  возиться  опять».

И  ты  совершаешь  великое  чудо:

Ковер  засверкал, засияла  посуда!

И  ахнула  мама, вернувшись, домой:

- Да  это  как  в  сказке, волшебник  ты  мой!

 

Стать  волшебником

- Ну-ка, попробуй!

Тут  хитрости  вовсе  не  нужно  особой:

Понять  и  исполнить  желанье  другого –

Одно  удовольствие  честное  слово!

- Видите, ребята, все  мы  можем  стать  лучше, добрее, если  научимся  понимать  и  угадывать  желания  тех, кто  нас  окружает.

- Что  же  произошло  в  стихотворении? Как  можно  стать  волшебником?

- Что  он  увидел  глядя  на  цветок? (Ответы  детей) 

- На  сестренку? (Ответы  детей) 

- На  маму? (Ответы  детей) 

- А  как  бы  вы  поступил, если  бы  увидели, что  мама  плачет? Или  расстроена  чем-то? (Ответы  детей) 

- Каждый  из  нас  может, если  этого  захочет, понять  и  исполнить  желание  другого. А  значит  стать  добрым  волшебником.

3. Работа  с  пиктограммами.

- Ребята, а  вы  можете  отличить  доброго  человека  от  злого?

- А  как  мы  это  можем  сделать? На  что  мы  должны  обратить  внимание? ( На      выражение  лица, рук, ног)

Игра «Это  что  за  человек?» Выставляются  пиктограммы  с  выражениями  радости, злости, испуга.  

Дети  называют  эмоции  и  приводят  свои  доводы  в  защиту  своего  высказывания.

4. Психогимнастика. Игра «Зеркало»

1) «Мне  скучно»

2) «Я  тебя  сейчас  побью»

3) «Я  увидел  вот  такого  слона»

4) « Я  боюсь  эту  собаку»

5) « Мне  весело»

5. Работа  с  ситуационными  картинками.

- Внимательно  посмотрите  на  картинки. Какая  ситуация  здесь  изображена? Как  вы  думаете, какие  чувства  испытывает  каждый  из  малышей?

- Дорисуйте  их  лица, используя  картинки-портреты. ( Дети  подбирают  портреты  с  соответствующими  выражениями  лица  и  прикладывают  их  на  картинку. Зачем  объясняют  почему  они  выбрали  именно  этот  портрет).

- Молодцы! Вы  правильно  подобрали  портреты. Вы  уже  хорошо  можете  разбираться  в  различных  ситуациях.

6. Работа  над  текстом. «Волшебное  слово» В.А.Осеева

- Мы сегодня познакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово». И к концу урока постараемся ответить на вопрос, что значит быть вежливым.

- В юные годы Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей сочиняла рассказы и сказки. 

- О чем может быть рассказ с таким названием?

- Почему вы так считаете?

- Сегодня мы с вами постараемся поговорить о главных героях, поразмышлять об их поступках. И главная наша цель – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа.

            Найдите его. (Может ли слово быть волшебным?)

Вместе с нами на уроке будет солнышко. Но пока оно грустное, не улыбается, давайте  постараемся  сегодня  поработать  так, чтобы  солнышко  заулыбалось.

Чтение и анализ произведения

Анализ первой части текста

- Расскажите, как вёл себя мальчик при встрече с незнакомым человеком. Обратите внимание на слова, которые описывают его поведение и настроение.

Подобрать  пиктограммы, заполнить  таблицу

 - Что вы можете сказать о Павлике? Каким он вам показался?

- Что можете сказать о старике? Представьте его, как он выглядел?

- Почему он захотел помочь Павлику?

- Сразу ли мальчик поверил ему?

Физминутка

- Ребята, Павлику и дедушке, когда они сидели в сквере, дул ветерок. Давайте представим, как это было.

Работа над второй частью текста (чтение  учителем)

- Ребята, а что же в рассказе было дальше?

- Давайте определим действующих лиц второй части. (Павлик, Лена, автор)

- Кто такая Лена?

- Какое волшебное слово сказал Павлик?

- Как подействовало волшебное слово на Лену?

(широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала, удивилась, предложила краски, записать  в  таблицу)

Работа над третьей частью текста

- К кому следующему пошёл мальчик?

Пересказ

- Расскажите, как прошла их встреча.

Анализ

- Что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово? (Выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке, записать  в  таблицу)

Работа над четвёртой частью

- Какое самое трудное испытание приготовил Павлик для волшебного слова в третий раз?

Выборочное чтение

-Как  Павлик вёл себя за столом.

- Как он обратился к брату?

Анализ

- Ребята, а почему вдруг все полюбили Павлика и выполнили его просьбы?

- В чём секрет волшебного слова?

- Зачем  Павлик  выскочил  на  улицу?

- Каким  Павлик  показался  в  начале  рассказа?

- Изменилось  ли  его  поведение?

- Какова  главная  мысль  рассказа?

- Такие слова ещё называют вежливыми. (Записать  слова  на  лучиках  солнца)

- А какие вы ещё вежливые слова знаете?

- Сейчас послушайте стихи про другие слова

- Ребята, так в чём же секрет эти волшебных слов?

- А сейчас посмотрим на наше солнышко.

- Что же с ним стало? Оно заулыбалось.

- А вам стало теплее? Давайте ещё раз перечитаем вежливые слова.

- А про какое слово мы с вами не говорили? (благодарю)

- Когда нужно говорить это слово?

- Я надеюсь, что вы запомнили эти слова.

Работа  над  пословицами.

Вежливости  открываются  все  двери.

Волшебное слово помочь всегда готово.

7.  Итог  урока. «От  сердца  к  сердцу»

- Потому  что  вы  научились  быть  добрыми  волшебниками. Вы  можете  поделиться  с  друзьями  игрушками, сладостями, умеете  быть  внимательными  друг  к  другу, не  обижать, не  драться.

- Закройте  глаза  и  досчитайте  до  10.

(В  класс  вносятся  шары  с  нарисованными  на  них  эмоциями: страх, обида, злость, гнев, любовь, доброта.)

Шары  рассматриваются, все  негативные  эмоции  выбрасываются (шар  лопается). Шары  с  позитивными  эмоциями  остаются.

- Нет  больше  страха, гнева, обиды, злости. Мы  выбросили  эти  чувства. С  нами  остались  только  любовь, только  доброта.

- У  каждого  из  вас  на  парте  есть  сердечко, напишите  на  нем  добрые  пожелания  и  подарите  соседу  по  парте.

Просмотр содержимого документа
«Комбинированный урок русская грамота и самопознание 1 класс. Тема: «Волшебное слово» Валентина Александровна Осеева »


Интегрированный урок русская грамота и самопознание 1 класс

Учитель: Страмбовская Любовь Николаевна


Тема: «Волшебное слово» Валентина Александровна Осеева

Цель: 1. Совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения целыми словами; учить находить главную мысль части; связно излагать прочитанное.

 2 .Развивать внимание, память, логическое и образное мышление, умение высказывать свое мнение и отстаивать его, расширять активный и пассивный словарь;

3. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающим, вежливого поведения.

Ход урока:

  1. Круг радости.

- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, расправим плечи – вот так, чтобы легко было дышать.

- Мы с вам много говорим о том, как нам надо поступать в различных ситуациях, когда кому-то плохо, когда кому-то нужна помощь. Вы научились видеть какие чувства отражаются, у человека на лице. Сегодня эти знания мы будем применять на практике.

- А для того, чтобы нам легче было работать, давайте вложим в своё сердце как можно больше добрых чувств. Сложите руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте себе, что здесь лежат радость, сопереживание, добро, любовь. Почувствуйте тепло в ладонях приятно ощущать тепло. Оно проникает в нашу грудь, в нашу душу. Давайте впустим эти добрые чувства к нам в душу. (Ладони прижимаются к груди). Чувствуете тепло? Тепло нашей души? Тепло тех, кто находится рядом с нами? Давайте поделимся своими добрыми чувствами друг с другом. Дети садятся на свои места.

2.

- Скажите, вы когда-нибудь видели волшебников? (Ответы детей)

- А в жизни есть волшебники? (Ответы детей)

- Кто видел волшебников в жизни? (Ответы детей)

- Вы верите, что каждый из вас может стать волшебников?

- Я расскажу как это можно сделать.

Чтение стихотворения С. Погореловского «Попробуй волшебником стать», по ходу чтения стихотворения обыгрываются все строчки.

Стать волшебником

- Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие честное слово!


На клумбе цветок, его листья повисли.

Грустит он… О чём? Угадай его мысли.

Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!

И дождик из лейки струится моей.


А что же сестренка скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь сделай сестренке!

И ты обернулся ретивым конем –

Галопом сестренка помчалась на нем!


Хоть мама еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать ее думы, заботы:

« Вернутся – хорошо бы пошить, почитать,

Но надо с обедом возиться опять».


И ты совершаешь великое чудо:

Ковер засверкал, засияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись, домой:

- Да это как в сказке, волшебник ты мой!


Стать волшебником

- Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие честное слово!


- Видите, ребята, все мы можем стать лучше, добрее, если научимся понимать и угадывать желания тех, кто нас окружает.

- Что же произошло в стихотворении? Как можно стать волшебником?

- Что он увидел глядя на цветок? (Ответы детей)

- На сестренку? (Ответы детей)

- На маму? (Ответы детей)

- А как бы вы поступил, если бы увидели, что мама плачет? Или расстроена чем-то? (Ответы детей)

- Каждый из нас может, если этого захочет, понять и исполнить желание другого. А значит стать добрым волшебником.

3. Работа с пиктограммами.

- Ребята, а вы можете отличить доброго человека от злого?

- А как мы это можем сделать? На что мы должны обратить внимание? ( На выражение лица, рук, ног)

Игра «Это что за человек?» Выставляются пиктограммы с выражениями радости, злости, испуга.


Дети называют эмоции и приводят свои доводы в защиту своего высказывания.

4. Психогимнастика. Игра «Зеркало»

1) «Мне скучно»

2) «Я тебя сейчас побью»

3) «Я увидел вот такого слона»

4) « Я боюсь эту собаку»

5) « Мне весело»

5. Работа с ситуационными картинками.

- Внимательно посмотрите на картинки. Какая ситуация здесь изображена? Как вы думаете, какие чувства испытывает каждый из малышей?



- Дорисуйте их лица, используя картинки-портреты. ( Дети подбирают портреты с соответствующими выражениями лица и прикладывают их на картинку. Зачем объясняют почему они выбрали именно этот портрет).

- Молодцы! Вы правильно подобрали портреты. Вы уже хорошо можете разбираться в различных ситуациях.

6. Работа над текстом. «Волшебное слово» В.А.Осеева

- Мы сегодня познакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово». И к концу урока постараемся ответить на вопрос, что значит быть вежливым.

- В юные годы Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей сочиняла рассказы и сказки.

- О чем может быть рассказ с таким названием?

- Почему вы так считаете?
- Сегодня мы с вами постараемся поговорить о главных героях, поразмышлять об их поступках. И главная наша цель – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа.

Найдите его. (Может ли слово быть волшебным?)

Вместе с нами на уроке будет солнышко. Но пока оно грустное, не улыбается, давайте постараемся сегодня поработать так, чтобы солнышко заулыбалось.

Чтение и анализ произведения

Анализ первой части текста

- Расскажите, как вёл себя мальчик при встрече с незнакомым человеком. Обратите внимание на слова, которые описывают его поведение и настроение.

Подобрать пиктограммы, заполнить таблицу

сердитое лицо

сердито буркнул

сжал кулаки

крикнул

стукнул кулаком по скамейке


Сестренка


Бабушка


Брат


- Что вы можете сказать о Павлике? Каким он вам показался?

- Что можете сказать о старике? Представьте его, как он выглядел?

- Почему он захотел помочь Павлику?

- Сразу ли мальчик поверил ему?

Физминутка

- Ребята, Павлику и дедушке, когда они сидели в сквере, дул ветерок. Давайте представим, как это было.

Работа над второй частью текста (чтение учителем)

- Ребята, а что же в рассказе было дальше?

- Давайте определим действующих лиц второй части. (Павлик, Лена, автор)

- Кто такая Лена?

- Какое волшебное слово сказал Павлик?

- Как подействовало волшебное слово на Лену?

(широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала, удивилась, предложила краски, записать в таблицу)

Работа над третьей частью текста

- К кому следующему пошёл мальчик?

Пересказ

- Расскажите, как прошла их встреча.

Анализ

- Что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово? (Выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке, записать в таблицу)

Работа над четвёртой частью

- Какое самое трудное испытание приготовил Павлик для волшебного слова в третий раз?

Выборочное чтение

-Как Павлик вёл себя за столом.

- Как он обратился к брату?

Анализ

- Ребята, а почему вдруг все полюбили Павлика и выполнили его просьбы?

- В чём секрет волшебного слова?

- Зачем Павлик выскочил на улицу?

- Каким Павлик показался в начале рассказа?

- Изменилось ли его поведение?

- Какова главная мысль рассказа?

сердитое лицо

сердито буркнул

сжал кулаки

крикнул

стукнул кулаком по скамейке


Сестренка

смущённо пробормотала, удивилась

Бабушка

выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке

Брат

Положил руку на плечо, поднял брови и усмехнулся,

громко засмеялся, потрепал по плечу, взъерошил волосы



- Такие слова ещё называют вежливыми. (Записать слова на лучиках солнца)

- А какие вы ещё вежливые слова знаете?

- Сейчас послушайте стихи про другие слова

- Ребята, так в чём же секрет эти волшебных слов?

- А сейчас посмотрим на наше солнышко.

- Что же с ним стало? Оно заулыбалось.

- А вам стало теплее? Давайте ещё раз перечитаем вежливые слова.

- А про какое слово мы с вами не говорили? (благодарю)

- Когда нужно говорить это слово?

- Я надеюсь, что вы запомнили эти слова.

Работа над пословицами.

Вежливости открываются все двери.

Волшебное слово помочь всегда готово.

7. Итог урока. «От сердца к сердцу»

- Потому что вы научились быть добрыми волшебниками. Вы можете поделиться с друзьями игрушками, сладостями, умеете быть внимательными друг к другу, не обижать, не драться.

- Закройте глаза и досчитайте до 10.

(В класс вносятся шары с нарисованными на них эмоциями: страх, обида, злость, гнев, любовь, доброта.)

Шары рассматриваются, все негативные эмоции выбрасываются (шар лопается). Шары с позитивными эмоциями остаются.

- Нет больше страха, гнева, обиды, злости. Мы выбросили эти чувства. С нами остались только любовь, только доброта.

- У каждого из вас на парте есть сердечко, напишите на нем добрые пожелания и подарите соседу по парте.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Страмбовская Любовь Николаевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104910

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства