Воспитательский час на тему " Верность слову"
Цель: показать, что верность своему слову - одно из достоинств человека. Доказать, что от верности данного слова зависит отношение окружающих людей.
План:
Дать понятия «верность», «обещание», «вера в человека», «слово и дело», «честность и нечестность».
Чтение рассказа А. Пантелеева «Честное слово».
Деловая игра.
Дать понятия «верность», «обещание», «вера в человека», «слово и дело», «честность и нечестность».
Одно из верных качеств человека - верность слову.
- Что такое верность слову? Как вы понимаете?
Верность - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека.
- Как вы понимаете выражение «вера в человека»?
Вера в человека - глубокая уверенность в этом человеке, т.е. если этот человек пообещает что-либо, то обязательно выполнит.
- Что такое обещание?
Обещание - добровольное обязательство сделать что-либо.
- Как такого человека можно назвать, который все делает, что пообещает? (Честный.) Кто же такой честный?
Честный человек - искренний, прямой, добросовестный, верный своему слову.
Нечестный - лишенный честности, неверный своему слову.
Честный человек должен быть правдивым. Честным человеком мы называем такого, который не запачкал себя притворством, трусостью и ложью.
Честный человек - тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких и прочих остальных знакомых и даже незнакомых людей.
- Что общего в значении слов «верность», «честность», «искренность». Все эти качества присущи человеку, который дорожит своей честью.
- Какие пословицы вы слышали об этих качествах человека?
Береги платье снову, а честь - смолоду.
Не дал слово - крепись, а давши - держись.
2. Чтение рассказа А. Пантелеева «Честное слово».
Почему мальчик не ушел из сада?
Как вышли из этой ситуации?
Почему автор считает, что этот мальчик вырастет настоящим человеком?
Вывод:
Ни одно слово, ни одно обещание не должно звучать попусту. Выполнить простую, казалось бы, просьбу, сдержать слово бывает не всегда легко - каждый из нас знает это по себе. Верность слову, обещаниям невозможна без проявления настойчивости, требовательности к себе, умения распоряжаться своим словом. Нарисовать рисунок к рассказу «Честное слово».
3. Верность слову. Деловая игра
Ситуация 1
В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать ее. И вот в это время по математике должна быть контрольная. Учитель вошел в класс, записал задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял ее, прочитал - вся задача была решена.
- Как вы думаете, что произойдет дальше?
Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительнице не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Катя, она получила за контрольную работу «2». Урок уже кончился, Гена вдруг встал, подошел к учительнице и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2». пятерка не моя оценка, я работу списал».
Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил «5», а не «2».
Как вы оцениваете поступок Гены?
Почему Гена решился на нечестный поступок?
Можно ли оправдать его поступок болезнью матери?
Как вы оцениваете признание в своей ошибке?
Всякий ли школьник может поступить так, как Гена? Почему?
Ситуация 2
Сережа оставил в классе красивый карандаш, который ему подарила бабушка. Миша на следующий день пришел в класс первый и нашел карандаш. Он долго рассматривал его и положил себе в портфель.
- Как вы оцениваете поступок Миши? Как нужно было поступить
в этой ситуации?
Ситуация 3
Дело было так. Ребята решили всей компанией пойти на утренник в цирк. Собрали деньги на билеты и стали соображать, кому поручить их купить.
Давайте мне, - заявил Петухов.
Приду за час до начала, куплю самые хорошие билеты и буду ждать вас у входа.
- А не подведешь? - усомнилась Наташа.
Она почему-то на Васю не очень надеялась.
- Что ты! Честное слово! - сказал Петухов.
Утром ребята нарядились и ровно в половине двенадцатого собрались около цирка. Васи еще не было видно. Но все понимали, что достать билеты в выходной день нелегко.
- Наверное, в очереди стоит, - посочувствовала Лена.
Прошло пять, десять минут. Вася не появлялся, мимо проходили, торопясь, оживленные, взволнованные мальчики и девочки. Они вынимали из карманов билеты и скрывались в дверях цирка.
У ребят радостное настроение начало сменяться тревогой. Куда же пропал Петухов?
До начала спектакля осталось пять минут.
- А может быть, возьмем билеты сами? - предложила Лена.
Стали подсчитывать деньги, но оказалось, что не хватает на два билета. Ведь все деньги отдали Васе, оставили только на мороженое.
Стрелка на больших часах у входа подошла к двенадцати. Через неплотно закрытые двери вестибюля было слышно, как прозвучал третий звонок. Раздалась веселая музыка оркестра.
Ребята не сводили глаз с каждого подходящего автобуса, с каждого троллейбуса. Как обидно стоять и мерзнуть, когда в цирке такое интересное представление! У Лены даже выступили на глазах слезы.
В этот момент показался деловитый и озабоченный Петухов.
- Ну, как? Все собрались? Сейчас мы все организуем!
Но над кассой уже висело объявление «На сегодня все билеты проданы».
Как, по вашему мнению, реагировали ребята на этот поступок Васи?
Как характеризует этот случай Васю Петухова?
Какие чувства испытали ребята в этой ситуации?
Что можно посоветовать Васе? Что значит быть верным своему слову?
- Какими пословицами можно было бы ответить Васе?
Ситуация 4
Галя с Олей договорились пойти в библиотеку. У Оли была книга Гали, которая должна эту книгу сдать. Договорились встретиться у библиотеки в 10 часов утра в воскресенье. Галя пришла вовремя и ждала Олю, но та не появилась.
Как вы оцениваете поступок Оли?
Как нужно поступить, если не можешь прийти вовремя?
Домашнее задание.
1)Привести примеры из книг, сказок о верности своему слову литературных героев.
2)Запишите пословицы, а дома разберите, что это значит:
Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.
Не давши слова - крепись, а давши - держись.
Нет большего позора, как не выполнить уговора.
«Помогу, помогу», - а пришло: «Не могу».