- развить у учащихся кругозор и познавательный интерес.
- развивать умения сравнивать и анализировать.
Воспитательные:
- развивать общение и сотрудничество через работу в парах;
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- развивать способность к самоанализу и самоконтролю.
Планируемые результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
научатся: писать в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ;
получат возможность научиться: обосновывать написание слов с этой орфограммой.
Регулятивные: - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.
Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций.
- принимать и осваивать социальную роль развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
Материалы и оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, музыкальный материал (физминутка), карточки для работы дома с дифференцированными заданиями, сигнальные карточки, сказочные герои: Царевна - Лягушка (с набором стрел), Щелкунчик, Красная Шапочка, Водяной (м/м презентация), Тигренок (обучающий мультфильтфильм).
Виды деятельности: продуктивный, творческий, практический.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия)
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающая.
Этапы урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1.Орг.момент
3 минуты
-Здравствуйте, ребята! Давайте сделаем глубокий вдох носиками и тихонько выдохнем воздух ртом. Теперь поочередно: правой и левой ноздрей. Благодарю. Присаживайтесь!
Посмотрите, кто к нам пришел на урок сегодня? (Царевна – лягушка) – на доске.
- Подумайте и скажите, из какой она сказки к нам пришла?
-Лягушка сегодня весь урок будет с нами! Она будет приводить к нам гостей, придумывать задания для вас. Некоторые из них весьма коварные. За каждый верный ответ на уроке я от Лягушки буду выдавать вам стрелу, а в конце урока подведем итог и посчитаем заработанные вами стрелы.
- Вы готовы к сотрудничеству? Начинаем!
Проводит дыхательную гимнастику.
Включение детей в деятельность урока.
Эмоциональный настрой.
Дети выполняют дыхательную гимнастику, принимают настрой предложенный учителем.
Отвечают на вопросы.
ЛУУД: мотивационная готовность к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Минутка чистописания
7 мин
-В лапках у нашей гостьи стрела, а на стреле записка с первым заданием.
Задание: посмотрите на слова и ответьте на вопросы
девоЧка, белоЧка, моЩный, помоЩник.
- Что необычного в этих словах? (буквы Ч и Щ). – стрела.
- Что вы об этих буквах можете сказать? (эти буквы глухие, непарные, всегда мягкие) – стрела.
- Найдите, пожалуйста, среди этих слов слово из словаря (девочка – словарное слово) - стрела.
- Лягушка предлагает вам, ребята, записать в свои рабочие тетради сочетание букв чк, чн. щн, щк, которые пригодятся на сегодняшнем уроке.
Организует дифференцирован
ную работу учащихся.
Организует письменную работу учащихся.
Следит за посадкой детей за рабочим местом ("Светофорик").
Работают у доски, сверяют результаты работы, согласовывают свои мнения.
Совершенствуют навыки каллиграфии.
Записывают, аргументируют свой выбор. Называют буквы, которые нужно составить. Самостоятельная работа по образцу, данному учителем.
Следят за посадкой.
КУУД:
Контролироль действий партнера.
Пр.УУД: знание правил написания безударной в корне.
- Ребята, а ведь Лягушка привела к нам на урок своих друзей! (открываю доску).
-Давайте вспомним их имена и из каких сказок они к нам пришли? (лисичка(«Колобок»), белочка («Сказка о царе Салтане»), Красная шапочка («Красная шапочка»), Щелкунчик («Щелкунчик»),– за каждый верный ответ – стрела.
- Подумайте и скажите: почему Лягушка привела именно этих героев? (в их именах есть сочетание рассматриваемых букв) - за каждый верный ответ – стрела.
- Кто может предположить: какая сегодня у нас тема урока?
"«Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».
-Перед собой, ребята, я поставила такие цели:
Посмотреть, как вы сами выводите правило при правописании этих сочетаний, как умеете применять это правило при выполнении заданий.
- Какие задачи поставите перед собой на этот урок?
Организует общеклассную дискуссию, отслеживает правильность выполнения задания.
Организует исследовательскую работу детей, отслеживает степень выполнения детьми норм сотрудничества.
Пальчиковая гимнастика.
Дети сравнивают слова в столбиках, анализируют, высказывают свои предположения. работают в парах, высказываются, ведут дискуссию.
Пр.УДД: умение различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак.
РУУД:умение различать способ и результат действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
4.Первичное закрепление материала.
10 мин
ТСО (м/м презентация)
- Посмотрите! К нам пожаловал с болота Лягушки Водяной! Он написал для вас слова:
НОЧЬНОЙ, ХИЩЬНЫЙ, ВЕЧЬНЫЙ, ДОЧЬКА.
-Если вы считаете, что Водяной верно написал эти слова - поднимите зеленую карточку, если неверно - красную.
-А как можно убедить Водяного, что он ошибся?
(формулировка правила детьми)
-Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник на с. 5, найдите правило и прочитайте его. Совпадает с нашими формулировками?
-Молодцы! А теперь запишите в тетрадь эти слова, только правильно.
-Наша гостья предлагает вам попробовать выполнить упр. 4 на с. 5.
- Самопроверка с самооценкой (по слайду) – стрела.
-Молодцы! Лягушка вами довольна.
Организует общеклассную дискуссию.
Организует исследовательскую работу детей, отслеживает взаимооценку обучающихся .
Следит за посадкой детей за рабочим местом ("Светофорик").
Формулируют правило, согласовывают высказывания, приходят к выводу, формулируют правило, читают правило, находят сходство и различие со своим вариантом. Читают правило вслух.
Работают с учебником.
Осуществляют взаимооценку.
Следят за посадкой детей за рабочим местом при выполнении задания ("Светофорик").
РУУД: умение работать с информа
цией.
Физкультминутка.
1 минута
Включаю физминутку (по заготовке)
Демонстрирует упражнения.
Повторяют движения за учителем.
ЛУУД: установка на здоровый образ жизни.
5.Закрепление изученного нового материала на уроке.
4 минуты
Игра «Слово в слове»
-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь Лягушка со своими друзьями замаскировала слова, связанные с темой урока, которые вам придется найти! Она просит аккуратно и грамотно выполнить это задание в тетрадях.
- Итак! Проверим!
-Слушаем внимательно своих товарищей, чтобы не повторять уже названые слова.
- Какие слова вы нашли?
- Проверим, все ли слова названы.(слайд).
- Молодцы! А теперь придумайте свои слова с такой же орфограммой.
Наблюдает за самостоятельной работой детей. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. По ходу высказываний детей появляется запись с со словами, соответствующими требованию задания.
Работают с упражнением в тетрадях. Выписывают слова, соответствующие требованию задания.
Самостоятельная работа учеников при списывании слов со слайда, с использованием нового правила.
РУУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
ПУУД: развитие орфографической зоркости.
РУУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
6. Рефлексия. Итоги урока.
1 мин – мульт.
5-7 мин.
-Лягушка для вас, ребята, пригласила еще одного гостя. Смотрите, кто к нам пришел!(мультфильм)
- Теперь все ваши гости хотят убедиться. Что вами эта тема хорошо усвоена.
Для этого они приготовили для вас карточки, которые лежат на ваших партах.
Карточка.
Выпиши только те слова, в которых НЕ ПИШЕТСЯ мягкий знак: кон..ки, поч..та, птен..чик, мен..ше. хищ..ник, бол..ной.(почта, хищник, птенчик)
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте это задание у своего соседа. Оцените при помощи шкалы.
-Спасибо! А теперь посмотрите, так ли у вас выполнено задание с карточки? (слайд).
Наблюдает за самостоятельной работой детей. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. По ходу высказываний детей появляется запись с со словами, соответствующими требованию задания.
Следит за посадкой детей за рабочим местом ("Светофорик").
Работают с упражнением в тетрадях. Выписывают слова, соответствующие требованию задания, задают уточняющие вопросы.
Следят за посадкой детей за рабочим местом при выполнении задания ("Светофорик").