kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: - повторить правило написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

            - учить различать написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу под  

              ударением и в безударном положении;

            - упражнять в определении частей речи;

            - учить анализировать и делать выводы;

            - продолжить работу по развитию орфографической зоркости.

 

 

Ход урока

  1. Психологический настрой учащихся.

- Мы с вами вновь открываем учебник русского языка, который помогает нам всё лучше узнать свой родной язык. Чем лучше вы знаете свой родной язык, тем выше культура вашей речи, тем интереснее окружающим людям общаться с вами.

- Прочитайте пословицы и сформулируйте главную мысль, заключённую в этих пословицах..

                      Грамоте учиться всегда пригодится.

                      С грамотой вскачь – без грамоты хоть плачь.

Вывод: Грамотный человек будет успешным в жизни.

 

  1. Актуализация знаний.

- Правописание каких слов мы изучали на прошлом уроке?

(слова с удвоенной согласной)

- Можно ли проверить написание удвоенных согласных? (нет, написание слов с удвоенной согласной надо запомнить и проверять по словарю)

- Задание: Я читаю стихотворение, вы выписываете слова с удвоенной согласной, выделяете орфограммы.

                              Мы гурьбой бежим из класса.

                              Впечатлений нынче масса:

                              Кросс сегодня мы бежали,

                              В теннис мы потом играли,

                              Изучали килограмм

                              И его частицу – грамм.

                              День рожденья был у Аллы –

                             Съели мы конфет немало.

                             Ей нарциссы мы вручили

                             И подарки подарили.

- Прочитайте, какие слова записали? Назовите удвоенную согласную. Запишите свои 2-3 слова на это правило.

 

  1. Подготовка к усвоению нового материала.

 

- Задание  «Помоги пчёлам собрать мёд»

(работа с электронным приложением)

- Чтобы помочь пчёлам собрать мёд, вы должны правильно заполнить пропуски, т.е. вставить пропущенные буквы.

Душ…стый, сторож…ть, друж…ть,  пуш…стый, ш…ло, снеж…нка, ш…ть, суш…ть, ш…тый, ш…шки.

 

- Что объединяет все эти слова?

- Какое правило будем повторять? (Правописание буквосочетаний жи-ши)

- Какие ещё орфограммы надо знать? (Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу)

 

Физкультминутка.

Мы писали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Головкой покачали – раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели,

Никого мы не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

  1. Изучение нового материала.

1. Повторение правила «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».  Хоровое прочтение стихотворения.

Русские слова с жи, ши

Через и всегда пиши.

И конечно, ча и ща

Мы напишем с буквой а.

Ну а щу, шу, жу и чу, -

Я серьёзно, не шучу, -

С буквой у всегда дружны.

И заметить мы должны:

В иностранных лишь словах

Ю встречается в корнях:

Парашют, жюри, брошюра –

Вот такая в них структура.

 

 

2.  Задание «Составь группы слов по значению»

- Ребята, вы должны не только вставить пропущенные буквы, но и  правильно распределить слова в три колонки по вопросам.  

- Дайте определение имени существительному, имени прилагательному, глаголу.

 

Группы слов по значению.

 

Кто? что?                               Какой?                                Что делать?

 

(Ч…совой, кач…ться, обещ…ние, пассаж…р, ш…ть, печ…льный, ч…щоба, ч..десный, ж…лище, рыч…ть)  

 

- Поставьте ударение в словах. Найдите слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, на которые падает ударение. Запишите. (Кача?ться, обеща?ние, пассажи?р, ши?ть, печа?льный, рыча?ть)

Найдите слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, на которые не падает ударение. Запишите. (Часовой, чащоба, чудесный, жилище).

- Назовите орфограмму в этих словах, подберите устно проверочное слово.

 

- Ребята, смысл какого слова для вас не совсем понятен?

ЧАЩОБА – это то же, что чаща. Близким по значению является слово «непролазный», т.е. такой, из которого трудно выбраться или сквозь который трудно пробраться, «сплошной». Употребляется словосочетание «непролазная чаща».

 

3. Запись под диктовку.

- Запишите словосочетания.

Непролазная чаща, звонкие чижи, лесные шалаши, усатые моржи, цветные карандаши, любимая чашка, чудный голос.

 

4.  Задание «Запиши слова без ошибок»

(работа с электронным приложением)

камыши                    точный

малыши                     гаражи

хищник                      дача

чижи                         машина

шишки                       чулок

- Какие ещё орфограммы надо знать? (Правописание буквосочетаний чн,  щн,  чк)

5. Работа по учебнику, стр.53 упр.81.

Работа с пословицами (по вариантам).

 

Добрая слава леж…т, а плохая быстро беж…т.

Ж…ви для людей, пож…вут и люди для тебя.

Свой хлеб слаще ч…жого калач….

 

- Сформулируйте главную мысль, заключённую в этих пословицах.

 

6. Работа по карточкам.

- Выпишите слова с буквосочетаниями (у каждого ученика карточка с заданием на парте).

 

 

1 вариант.  Вот шмель пушистый, жирный

                   В шиповнике жужжит.

                   Поужинал душистым

                   Нектаром и спешит.

 

2 вариант. У Саши шишки сосновые,

                  У Серёжи шишки еловые,

                  У Алёши шишки кедровые

                  А у Миши на лбу бедовые.

 

3 вариант. Пыжик – это оленёнок,

                  Он пушистый и смешной.

                  К маме ласково спросонок

                  Прижимается спиной.

                  Только спит он очень мало,

                 Непоседою прослыл,

                 Мама спрашивать устала:

                «Пыжик, Пыжик, где ты был?».

 

  1. Рефлексия.

- Какие орфограммы повторили на уроке?

- Какое задание понравилось больше всего?

 

  1. Домашнее задание.

Выполнить упр.82 стр.53

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. »



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД КУМЕРТАУ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН










ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 3 Б КЛАССЕ

«Правописание буквосочетаний

жи-ши, ча-ща, чу-щу»


Выполнила учитель

начальных классов

МБОУ «СОШ №10»

Галяутдинова

Эльвира Талгатовна




Кумертау 2013


Цели: - повторить правило написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- учить различать написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу под

ударением и в безударном положении;

- упражнять в определении частей речи;

- учить анализировать и делать выводы;

- продолжить работу по развитию орфографической зоркости.



Ход урока

  1. Психологический настрой учащихся.

- Мы с вами вновь открываем учебник русского языка, который помогает нам всё лучше узнать свой родной язык. Чем лучше вы знаете свой родной язык, тем выше культура вашей речи, тем интереснее окружающим людям общаться с вами.

- Прочитайте пословицы и сформулируйте главную мысль, заключённую в этих пословицах..

Грамоте учиться всегда пригодится.

С грамотой вскачь – без грамоты хоть плачь.

Вывод: Грамотный человек будет успешным в жизни.


  1. Актуализация знаний.

- Правописание каких слов мы изучали на прошлом уроке?

(слова с удвоенной согласной)

- Можно ли проверить написание удвоенных согласных? (нет, написание слов с удвоенной согласной надо запомнить и проверять по словарю)

- Задание: Я читаю стихотворение, вы выписываете слова с удвоенной согласной, выделяете орфограммы.

Мы гурьбой бежим из класса.

Впечатлений нынче масса:

Кросс сегодня мы бежали,

В теннис мы потом играли,

Изучали килограмм

И его частицу – грамм.

День рожденья был у Аллы –

Съели мы конфет немало.

Ей нарциссы мы вручили

И подарки подарили.

- Прочитайте, какие слова записали? Назовите удвоенную согласную. Запишите свои 2-3 слова на это правило.


  1. Подготовка к усвоению нового материала.


- Задание «Помоги пчёлам собрать мёд»

(работа с электронным приложением)

- Чтобы помочь пчёлам собрать мёд, вы должны правильно заполнить пропуски, т.е. вставить пропущенные буквы.

Душ…стый, сторож…ть, друж…ть, пуш…стый, ш…ло, снеж…нка, ш…ть, суш…ть, ш…тый, ш…шки.


- Что объединяет все эти слова?

- Какое правило будем повторять? (Правописание буквосочетаний жи-ши)

- Какие ещё орфограммы надо знать? (Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу)


Физкультминутка.

Мы писали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Головкой покачали – раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели,

Никого мы не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

  1. Изучение нового материала.

1. Повторение правила «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу». Хоровое прочтение стихотворения.

Русские слова с жи, ши

Через и всегда пиши.

И конечно, ча и ща

Мы напишем с буквой а.

Ну а щу, шу, жу и чу, -

Я серьёзно, не шучу, -

С буквой у всегда дружны.

И заметить мы должны:

В иностранных лишь словах

Ю встречается в корнях:

Парашют, жюри, брошюра –

Вот такая в них структура.



2. Задание «Составь группы слов по значению»

- Ребята, вы должны не только вставить пропущенные буквы, но и правильно распределить слова в три колонки по вопросам.

- Дайте определение имени существительному, имени прилагательному, глаголу.


Группы слов по значению.


Кто? что? Какой? Что делать?


(Ч…совой, кач…ться, обещ…ние, пассаж…р, ш…ть, печ…льный, ч…щоба, ч..десный, ж…лище, рыч…ть)


- Поставьте ударение в словах. Найдите слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, на которые падает ударение. Запишите. (Качаˊться, обещаˊние, пассажиˊр, шиˊть, печаˊльный, рычаˊть)

Найдите слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, на которые не падает ударение. Запишите. (Часовой, чащоба, чудесный, жилище).

- Назовите орфограмму в этих словах, подберите устно проверочное слово.


- Ребята, смысл какого слова для вас не совсем понятен?

ЧАЩОБА – это то же, что чаща. Близким по значению является слово «непролазный», т.е. такой, из которого трудно выбраться или сквозь который трудно пробраться, «сплошной». Употребляется словосочетание «непролазная чаща».


3. Запись под диктовку.

- Запишите словосочетания.

Непролазная чаща, звонкие чижи, лесные шалаши, усатые моржи, цветные карандаши, любимая чашка, чудный голос.


4. Задание «Запиши слова без ошибок»

(работа с электронным приложением)

камыши точный

малыши гаражи

хищник дача

чижи машина

шишки чулок

- Какие ещё орфограммы надо знать? (Правописание буквосочетаний чн, щн, чк)

5. Работа по учебнику, стр.53 упр.81.

Работа с пословицами (по вариантам).


Добрая слава леж…т, а плохая быстро беж…т.

Ж…ви для людей, пож…вут и люди для тебя.

Свой хлеб слаще ч…жого калач….


- Сформулируйте главную мысль, заключённую в этих пословицах.


6. Работа по карточкам.

- Выпишите слова с буквосочетаниями (у каждого ученика карточка с заданием на парте).



1 вариант. Вот шмель пушистый, жирный

В шиповнике жужжит.

Поужинал душистым

Нектаром и спешит.


2 вариант. У Саши шишки сосновые,

У Серёжи шишки еловые,

У Алёши шишки кедровые

А у Миши на лбу бедовые.


3 вариант. Пыжик – это оленёнок,

Он пушистый и смешной.

К маме ласково спросонок

Прижимается спиной.

Только спит он очень мало,

Непоседою прослыл,

Мама спрашивать устала:

«Пыжик, Пыжик, где ты был?».


  1. Рефлексия.

- Какие орфограммы повторили на уроке?

- Какое задание понравилось больше всего?


  1. Домашнее задание.

Выполнить упр.82 стр.53



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Автор: Галяутдинова Эльвира Талгатовна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134523


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства