Цели: - повторить правило написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- учить различать написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу под
ударением и в безударном положении;
- упражнять в определении частей речи;
- учить анализировать и делать выводы;
- продолжить работу по развитию орфографической зоркости.
Ход урока
Психологический настрой учащихся.
- Мы с вами вновь открываем учебник русского языка, который помогает нам всё лучше узнать свой родной язык. Чем лучше вы знаете свой родной язык, тем выше культура вашей речи, тем интереснее окружающим людям общаться с вами.
- Прочитайте пословицы и сформулируйте главную мысль, заключённую в этих пословицах..
Грамоте учиться всегда пригодится.
С грамотой вскачь – без грамоты хоть плачь.
Вывод: Грамотный человек будет успешным в жизни.
Актуализация знаний.
- Правописание каких слов мы изучали на прошлом уроке?
(слова с удвоенной согласной)
- Можно ли проверить написание удвоенных согласных? (нет, написание слов с удвоенной согласной надо запомнить и проверять по словарю)
- Задание: Я читаю стихотворение, вы выписываете слова с удвоенной согласной, выделяете орфограммы.
Мы гурьбой бежим из класса.
Впечатлений нынче масса:
Кросс сегодня мы бежали,
В теннис мы потом играли,
Изучали килограмм
И его частицу – грамм.
День рожденья был у Аллы –
Съели мы конфет немало.
Ей нарциссы мы вручили
И подарки подарили.
- Прочитайте, какие слова записали? Назовите удвоенную согласную. Запишите свои 2-3 слова на это правило.
Подготовка к усвоению нового материала.
- Задание «Помоги пчёлам собрать мёд»
(работа с электронным приложением)
- Чтобы помочь пчёлам собрать мёд, вы должны правильно заполнить пропуски, т.е. вставить пропущенные буквы.
- Поставьте ударение в словах. Найдите слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, на которые падает ударение. Запишите. (Кача?ться, обеща?ние, пассажи?р, ши?ть, печа?льный, рыча?ть)
Найдите слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, на которые не падает ударение. Запишите. (Часовой, чащоба, чудесный, жилище).
- Назовите орфограмму в этих словах, подберите устно проверочное слово.
- Ребята, смысл какого слова для вас не совсем понятен?
ЧАЩОБА – это то же, что чаща. Близким по значению является слово «непролазный», т.е. такой, из которого трудно выбраться или сквозь который трудно пробраться, «сплошной». Употребляется словосочетание «непролазная чаща».
- продолжить работу по развитию орфографической зоркости.
Ход урока
Психологический настрой учащихся.
- Мы с вами вновь открываем учебник русского языка, который помогает нам всё лучше узнать свой родной язык. Чем лучше вы знаете свой родной язык, тем выше культура вашей речи, тем интереснее окружающим людям общаться с вами.
- Прочитайте пословицы и сформулируйте главную мысль, заключённую в этих пословицах..
Грамоте учиться всегда пригодится.
С грамотой вскачь – без грамоты хоть плачь.
Вывод: Грамотный человек будет успешным в жизни.
Актуализация знаний.
- Правописание каких слов мы изучали на прошлом уроке?
(слова с удвоенной согласной)
- Можно ли проверить написание удвоенных согласных? (нет, написание слов с удвоенной согласной надо запомнить и проверять по словарю)
- Задание: Я читаю стихотворение, вы выписываете слова с удвоенной согласной, выделяете орфограммы.
Мы гурьбой бежим из класса.
Впечатлений нынче масса:
Кросс сегодня мы бежали,
В теннис мы потом играли,
Изучали килограмм
И его частицу – грамм.
День рожденья был у Аллы –
Съели мы конфет немало.
Ей нарциссы мы вручили
И подарки подарили.
- Прочитайте, какие слова записали? Назовите удвоенную согласную. Запишите свои 2-3 слова на это правило.
Подготовка к усвоению нового материала.
- Задание «Помоги пчёлам собрать мёд»
(работа с электронным приложением)
- Чтобы помочь пчёлам собрать мёд, вы должны правильно заполнить пропуски, т.е. вставить пропущенные буквы.
- Поставьте ударение в словах. Найдите слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, на которые падает ударение. Запишите. (Качаˊться, обещаˊние, пассажиˊр, шиˊть, печаˊльный, рычаˊть)
Найдите слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, на которые не падает ударение. Запишите. (Часовой, чащоба, чудесный, жилище).
- Назовите орфограмму в этих словах, подберите устно проверочное слово.
- Ребята, смысл какого слова для вас не совсем понятен?
ЧАЩОБА – это то же, что чаща. Близким по значению является слово «непролазный», т.е. такой, из которого трудно выбраться или сквозь который трудно пробраться, «сплошной». Употребляется словосочетание «непролазная чаща».