Интегрированный урок русского языка. ( 2 класс)
Тема: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу- щу.
Цель: развивать умения определять в словах орфограммы и правильно писать их; совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов; учить учащихся анализировать и обобщать; познакомить с интересными сведениями об овощах; развивать связную речь; воспитывать старательность и аккуратность.
Оборудование: Задания для работы в парах, индивидуальной работы; иллюстрации с изображением героев из мультфильма « Мешок яблок» ; видеосюжет из мультфильма « Мешок яблок»;микрофон; предметные рисунки.
Ход урока
- Организация класса.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот- тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
Сегодня в классе у ребят –
Урок уж очень важный.
II. Актуализация знаний.
- Минута каллиграфии.
- Отгадайте загадки, запишите буквосочетания в тетрадь.
A) Две новые кленовые
Подошвы двухметровые;
На них поставил две ноги-
И по большим снегам беги. ( Лыжи)
Б) Пять мальчиков, пять чуланчиков,
Разошлись мальчики
В темные чуланчики.
Каждый мальчик- в свой чуланчик. ( Перчатка)
- На какие правила отгадки? Записать буквосочетания жи- ши, ча- ща в тетрадь.
III. Работа над темой урока.
- Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы продолжим работу над написанием буквосочетаний жи- ши, ча- ща, чу- щу.
На уроке нам будут помогать герои мультфильма « Мешок яблок». Герои мультфильма пришли к нам со своими заданиями. Итак, начинаем трудиться.
- Словарный диктант.
- Главный герой мультфильма принес нам в своем мешке первое задание. Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
Чаща, час, чулок, зайчата, кувшин, чужой, жил, душистый.
- Послушайте песенку зайца и назовите слова на изучаемую орфограмму.(Просмотр сюжета из мультфильма « Мешок яблок», песенка зайца)
Все гостинцы хороши,
Будут рады малыши:
Ушастик, Пушистик,
Звонок, Прыгунок,
Все по лавкам скок-поскок.
- Работа в парах. Зайчик просит нас вас поработать в парах и посоветовавшись друг с другом ответить на вопросы:
-Почему сочетания жи- ши нужно писать с буквой и?
- Почему сочетания чу- щу нужно писать с буквой у?
- Почему сочетания ча- ща нужно писать с буквой а?
Придумайте и запишите по два слова с буквосочетаниями.
( Дети обсуждают в парах свои версии написания сочетаний и говорят свои версии)
- Зайчик благодарит вас за выполненное задание и, и кладет нам в лукошко картофель.
Картофель пришел к нам из Южной Америки более 500 лет назад.Затем клубни картофеля попали в Испанию, затем Италию, Францию. Позже распространились по всему свету. Наши прапрабабушки прозвали клубни картофелем. Не зря говорят: « Картошка- второй хлеб». Все мы любим картофель в любом виде.
Физкультминутка.
- Закрепление материала.
- Письмо по памяти.
К нам на урок прилетела из леса героиня мультфильма Ворона. Она принесла на хвосте новости из леса. Они записаны на листочках, прочитайте новости, запомните их и запишите по памяти.
Волки рыщут, пищу ищут.
С мышами во ржи подружились ежи.
- Какая орфограмма встретилась в скороговорках?
Молодцы, ребята. За то, что вы хорошо поработали Ворона кладет нам в корзинку лук.
Лук родился в Азии. Был он и в Европе и в Африке. Древнеегипетские фараоны не ели его из-за резкого запаха, но своих рабов силком заставляли есть лук. Считалось, что от лука люди становятся сильными, смелыми. Сейчас мы считаем лук лекарством от разных болезней, особенно от простуды.
- Наша гостья- Коза. Она хочет поиграть с нами. Я буду называть слова, а вы называть орфограмму.
Ошибка, пружина, малыши, снежинка, чудо, задача, щука.
За хорошую работу коза угощает нас капустой. Капуста приехала к нам с берегов теплого Средиземноморья. « Капут»- так называли ее древние Римляне, что в переводе означает « голова». Капуста- тоже лекарь.
- Обобщение знаний.
- Работа в группах. Задание для нас на своих иголках принес Ёжик. Вспомните, как звали Ёжика? Ёжик Колючая голова просит нас поработать в группах. Вам необходимо соединить стрелочками слова с одинаковой орфограммой
Ч.ща ч…до
Маш…на волч…та
Нож… ч.шка
Ч.й ш…на
Ч…лок ж…знь
Ёжик за хорошую работу угощает нас морковкой.
Морковка богата витаминами. Она способна восстановить зрение.
- Самостоятельная работа. Списывание. Выполнение упражнения из учебника. Это задание дает нам дядя Миша. За правильное выполнение дядя Миша кладет нам в корзинку свеклу. Свекла снижает давление, очень полезна для обновления крови.
- Итог урока
-Какие правила повторяли?
- Как пишутся буквосочетания жи-ши, ча- ща, чу- щу?