Тема: «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных»
Цель: на практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.
Задачи урока:
1.Создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных.
2.Начать обобщение знаний о написании большой буквы в именах собственных и первого слова в предложении.
3.Развивать речи и мышление учащихся.
4. Формировать ценностное отношение учащихся к собственному здоровью
5. Предупредить утомление и усталость учащихся.
Ход урока.
-Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания.
Сядьте по удобнее, начинаем урок русского языка.
Я прошу вас быть внимательными и активными.
Аутогенная тренировка.
- Теперь закройте глаза, повторяйте со мной:
«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке»
- Пусть урок принесет вам радость!
Физминутка.
- Сядьте на стул поудобнее. Сделайте вдох и выдох. Медленно выдыхайте.
- Вдох, задержите дыхание, выдохните.
- Растирайте грудь, спину. Выпрямляем позвоночник.
-Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность на уроке помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.
I. Постановка проблемы, ее решение
-Девочка, вытри, пожалуйста, доску!
-Извини, я не к тебе обратилась с просьбой…а к тебе
-Нет, я не тебя звала. Почему не подошла та, кого я звала?
(Вы попросили, но не назвали)
-Дети, а что я должна назвать?
(имя, фамилию)
-Да в вашем главном документе, «Свидетельство о рождении», записано ваше имя. Это имя вам присвоено. Это ваше собственное имя. А какие имена вы знаете?
-А зачем нужны имена?
II. Работа в тетради.
-А чтобы правильно, красиво
Вы писали все в тетрадь.
Вам пальчики необходимо
Как следует, как следует размять.
а) Пальчиковая гимнастика.
Чтоб здоров был пальчик наш
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрем
И к другому перейдем.
-Откройте тетради, запишем число.
б) Чистописание
(на доске буквы)
К Р В А Д Ф
-Что вы можете сказать об этих буквах?
-Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке.
-Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными.
-Расскажите, какие буквы не получились, что в них неправильно.
-Как вы думаете, ребята, пригодятся ли заглавные буквы нам с вами сегодня на уроке?
III. Физминутка.
Имена собственные - хлопки в ладоши, если другие существительные не хлопают
-Найдите, какие слова прятались сегодня в нашем классе?
(собака, дежурный, Петя, столовая, Шарик, котик, Пушок, Мурзик)
Эти слова развешаны по всему классу
-Кто первый найдет, тот его снимет и нам его зачитает.
IV. Использование нового материала в письменной речи.
-Какую работу вы можете предложить с этими словами
- А почему некоторые слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?
-Ребята, чье задание вы выбираете?
(ребята выполняют задание)
- Ребята, что интересного вы заметили?
(шарик-Шарик, пушок- Пушок)
-Я предлагаю вам составить предложения, в которых эти слова будут выступать в разной роли: у девочек в роли имени собственного, а у мальчиков - в другой.
(дети выполняют)
-Прочитайте предложение, в котором слово шарик написано с маленькой буквы.
-Прочитайте предложение, в котором слово Шарик написано с большой буквы.
-Замечательно. А теперь, посмотрите, какие я предложения записала.
-Что заметили?
V. Музыкальная пальчиковая гимнастика «ПРЯТКИ».
Выполняем по указаниям записи.
VI. Работа с учебником.
-Хотите выполнить еще одно задание?
-Запишем предложения:
Прилежный Олег пишет красиво. Прилежная ученица пишет красиво.
Подчеркните в предложении слова, о ком говорится в предложении одной чертой.
-Какие слова вы написали с большой буквы и почему?
-Что значит прилежный?
-Это хорошо быть прилежным?
-Как вы думаете, кого из ребят имели в виду, когда писали второе предложение?
-Но в классе есть и прилежные ученики!
-А кто из вас тоже хочет писать красиво?
-Я верю, что каждый из вас станет прилежным, научится красиво, разборчиво писать.
-А сейчас напишите предложение со своим собственным именем. Я готова оказать помощь, если вы не знаете, как писать свое имя – поднимите руку, я к вам подойду.
-Зачитайте свои предложения.
-Я думала, что разница в предложениях будет только в именах…
- Скажите, это только в нашем классе имена пишутся с большой буквы?
-Да, это закон русского языка, а мы с вами законопослушные люди. И теперь мы, наверное, можем точно сформулировать тему урока?
-Все, что вы назвали, и есть имена собственные.
VII. Электронная физкультминутка.
VI. Дом. задание
-Когда вы будете рассказывать дома, чем занимались сегодня на уроке, попросите у родителей телефонную книжку и запишите в нее несколько телефонов своих друзей.
VII. Подведение итогов.
-Теперь вы уже, наверное, поняли, почему мы сегодня повторили с вами написание заглавных букв.
-А кто-нибудь догадался, для чего я вас попросила дома записать в телефонную книжку телефоны своих друзей?
-Какие знания вы примените?
-Я верю, что все справятся с заданием самостоятельно. Как вы думаете, а завтра вы будете умнее, чем сегодня?
-Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
-Отдохнем одну минутку,
Восстановим зоркость глаз
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
Нет печали, нет тревог.
Потрудились славно дети,
Завершается урок.
-Всем спасибо!