Сегодня вы мои ученики. Меня зовут Лазарева Антонина Александровна. Я очень рада видеть вас. Сегодня девизом нашего урока я выбрала пословицу: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете? (Каждый день в школе ты получаешь знания, которые тебе пригодятся в жизни».) (Слайд 2)
Наши знания – это богатства, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня я предлагаю вам отправиться за новыми знаниями в одну удивительную страну, название которой вы угадаете сами. Предлагаю вам быть сегодня на уроке внимательными, целеустремленными, общительными. Все согласны? Желаю успеха и в добрый путь!
2. Введение в тему. Постановка проблемного вопроса.
Ребята, помогите мне решить одну проблему. Нужно правильно написать следующее предложение: У меня есть шарик.
Кто пойдет к доске? (вызываю двух учеников)
С какой буквы вы написали слово шарик?
А почему один из вас написал шарик с маленькой буквы, а другой с большой буквы? У кого ошибка?
А если слово Шарик хотим написать с большой буквы, то какое слово можно добавить? (Собака)
А если слово шарик хотим написать с маленькой буквы, то какое слово можно добавить? (Воздушный).
А вот и вторая проблема:читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (Объяснение детей). (Слайды3-4)
- Кто мне может сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Правильно, сегодня речь пойдет о большой букве. И совершим мы с вами путешествие …, название которой вы угадайте сами. Правильно, волшебник приглашает нас в страну заглавных букв. Здесь нас ожидает немало трудностей. Но я надеюсь, что вы легко справитесь с заданиями, а для этого разделимся на 3 группы.(Слайд 5-6)
II этап. Основной (информационно – аналитический).
- А путешествовать мы с вами будем по станциям:
1) «Чистописание»
2) «Орфографическая»
3) «Географическая»
4) «Отдыхай»
5) «Литературная»
5) «Обобщай-ка»
6) «Конечная»
- Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!(Исполнение песни «Мы едем, едем, едем).(Слайд7)
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
1. 1-я станция «Чистописание».
Начнем урок с минутки чистописания.
Откройте свои тетради и запишите дату. (Слайды 8- 9)
- Посмотрите внимательно на слайд и назовите лишнюю букву. (к, т, ф, Р, ш, с)
- Почему буква «Р» лишняя? (Все буквы строчные, а «Р» - заглавная)
- Охарактеризуйте их. (Согласные, звонкие, непарные)
- По какому ещё признаку можно исключить букву «Р» из этого списка? (Буква «Р» обозначает непарный звонкий согласный звук, а остальные буквы – парные глухие согласные звуки).
- Запишите заглавную букву «Р». Посмотрите на слайд и вспомните, как она правильно пишется.
- Запишем эту букву в тетради. Пишем красиво и аккуратно.
- В этом предложении есть слова-близнецы. Они звучат одинаково, а значение и написание имеют разное. Что это за слова? (Розе – розу)
- Что обозначает слово, написанное с заглавной буквы? (Имя)
- А с маленькой? (Цветок)
- Какие ещё имя начинаются с буквы «Р»? (Роман).
- Как вы напишите эти слова? (С заглавной буквы)
- А кто подарил Розе цветок? (Это Роман)
- А теперь образуйте фамилию от имени Роман. (Романов). Как вы напишите эту фамилию? ( С заглавной буквы).
- А теперь образуем отчество. (Романович). Как вы его напишите? ( С заглавной буквы).
- Итак, мы получили слова Роман Романович Романов. Как мы их напишем? ?С заглавной буквы).
- Все три слова? Почему? (Они обозначают имя, фамилию, отчество).
- Запишите в тетрадь имя, отчество и фамилию человека, который подарил Розе цветок.
- Проверьте правильность написания. (Слайд 12).
- Сделайте вывод, когда имена существительные пишутся с большой буквы? (Когда они обозначают имена, отчества и фамилии людей).
- Внимание! Новая орфограмма: «Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы».
3.Чтение стихотворения
Для закрепления знаний вместе прочитаем стихотворение.(Слайд 13)
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей
И Сережа, и Андрей!
Никогда не забывайте,
Имя буквой выделяйте!
4. Следующая станция «Географическая». (Слайд 14)
Готовы ли вы сегодня к свершению добрых дел и добыванию новых знаний? Я получила письмо от Незнайки. Давайте прочитаем его письмо. Посмотрите, как он подписал конверт.
От кого незнайки
Откуда город солнечный
Кому лазаревой антонине
александровне
Куда россия
чувашская республика
янтиковский район
село Яншихово – норваши
ул. школьная, 14
«Привет, ребята! Пишет к вам незнайка. У меня много друзей. Мой друг знайка очень любит читать книги. друг гулька живет на улице маргариток. А сам я мечтаю полететь на луну. До свидания, ребята».
-Вы, наверное, заметили, что у Незнайки в письме есть ошибки, давайте их исправим.
Каждая группа работает по исправлению ошибок на листе и проверяет у другой группы.
О чем не знает Незнайка? (Слайды15-16)
Вывод: Названия стран, республик, районов, городов, сел, улиц нужно писать с большой буквы.
А вы, ребята, можете правильно назвать свой адрес? Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова.
Мы живём на планете Земля, в стране Россия, в деревне Алдиарово. Я живу на улице …
Запишите текст, название улицы запишите самостоятельно. Проверьте . (Слайд 17)
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия, пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо.
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой уважения знак .(Слайд 18)
Вывод: названия стран, республик, районов, городов, сел, улиц нужно писать с большой буквы! (Слайд 19)
V. Станция «Отдыхай» .(Слайд 20)
Физкультминутка
Вот идет черный кот.
(Шаги с высоким подниманием ног.)
Притаился – мышку ждет.
(Приседания, руки к коленям.)
Мышка норку обойдет.
(Встать, повернуться.)
И к коту не подойдет.
(Руки в стороны.)
VI. Станция «Литературная» .(Слайд 21)
И прибываем на станцию «Литературная»
Запишите фамилию, имя, отчество автора по иллюстрациям его произведений. .(Слайд 22-25)
1.Александр Сергеевич Пушкин
К каким произведениям вы видите иллюстрации? («Сказка о золотой рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
2. Корней Иванович Чуковский
Что он написал? («Мойдодыр», «Федорино горе»)
3. Ганс Христиан Андерсен. Назовите его сказки. («Дюймовочка», «Снежная королева»).
4. Николай Николаевич Некрасов. Назовите главного героя его рассказов. (Незнайка).
- Как вы написали фамилии, имена и отчества? (С большой буквы).
Подумайте, пожалуйста, а как нужно писать названия рассказов, сказок и героев?
Вывод: названия рассказов, сказок и героев тоже пишем с большой буквы.
VII. Станция «Обобщай-ка».(Слайд 26)
1. Создание кластера. (Слайд 27-28)
Сегодня на уроке вы получили много информации. Все запомнить очень трудно. Вот листок бумаги. Он не помещается в мой карман. Если я сложу этот листок, он хорошо поместится в кармане. Наши знания тоже можно «упаковать». Для этого мы заполним кластер. Он имеет форму Солнечной системы. В центре – солнышко. Там написано: заглавная буква, вокруг солнца вращаются планеты. Вам нужно заполнить пустые овалы. Вспомните, какие слова мы пишем с большой буквы. (Работа в группах).
Взаимопроверка
2. Проведение теста.
Для закрепления проведем тестирование. Поставьте знак «+» около тех слов, которые нужно писать с большой буквы, знак «-» около слов, которые пишутся с маленькой буквы.(Слайд 29)
3. Подобрать животным клички и написать их рядом
кошка Шарик корова Сокол
собака Мурка конь Зорька.(Слайд 30)
4.Распределить слова на две группы:
Москва. Шар. Реки. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Дик. Собаки. Яна (слайд 31)
- Запишите слова, которые всегда пишутся с большой буквы. (Москва, Гагарин, Ольга Петровна, Дик, Яна). По щелчку мыши слова выделяются (самопроверка.)
- Выпишите слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы, в зависимости от места слова в предложении. Когда они пишутся с большой буквы? (в начале предложения). По щелчку мыши слова подчёркиваются.
5. Решить ребусы.
.(Слайд 32)
VIII. Станция «Конечная».
Рефлексия.(Слайд 34).
Давайте оценим свою работу на уроке. Сами себе поставьте оценку.
Сегодня на уроке
я
узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников
за …
IХ. Домашнее задание.
Сочинить сказку про большую букву. (Слайд 35)
Сказка
Большая буква
Жили-были буквы. Все были маленькие, а одна большая. Маленькие буквы смеялись над большой буквой, а ей было очень обидно. И однажды она ушла от них.
Идёт по дорожке, плачет, а навстречу ей такая же, как она – большая буква.
- Чего ты плачешь? – спрашивает она.
- Я плачу, потому что я такая большая, а все маленькие буквы смеются надо мной.
- Не плачь. Мы больше других, потому что с нас начинаются предложения, имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, улиц, рек. И называемся мы заглавными буквами!
Большая буква обрадовалась и, вернувшись домой, рассказала всё маленьким буквам. С тех пор маленькие буквы перестали её обижать, а стали уважать.