kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Большая буква в именах собственных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ: Закрепление понятия нарицательных и собственных имен существительных.

ЗАДАЧИ:

-формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках);

-развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;

-воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;

-расширять кругозор учащихся.

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ:

компьютер, мультимедийный проектор,экран, мультимедийное приложение, таблицы для индивидуальной работы, тренажёр Л.Г. Масько.

Слайд 1.  Заставка.

Слайд 2. Путь к познанию.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, у вас хорошее настроение? Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Шагаем по ступеням по щелчку мыши

НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД

Слайд 3. Подумай.

- Дети, у каждого из вас на партах таблички, которые мы должны заполнить. Ответы на загадки и вопросы записываем в левую колонку.

По щелчку мыши появляются задания. А в таблице после ответов детей – слова-отгадки.

  1. Той девчонки нет прекрасней

Той девчонки нет умней,

И Пьеро, её вздыхатель,

Целый день поёт о ней.   (Мальвина)

             2.В Простоквашино живёт

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точно я не знаю,

Но фамилия морская.    (Матроскин)

 

  1. Продолжите фразу:

Лиса Патрикеевна, Кот Котофеевич и Михайло …  (Потапыч)

  1. Как звали любимую корову кота Матроскина?
  2. В какой деревне жил дядя Фёдор со своими друзьями (Простоквашино)
  3. Где жили Чук и Гек со своей мамой?  (Москва)
  4. Главная река Краснодарского края.   (Кубань)

- Что обозначает каждое из записанных вами слов? Запишите в правую колонку   В правой  колонке появляются слова после заполнения ее учениками по щелчку мыши (для самоконтроля).

1Мальвина   имя

2 Матроскин  фамилия

3 Потапыч  отчество

4 Мурка кличка

5 Простоквашино деревня

6 Москва город

7. Кубань река

- Что можете сказать о записанных словах?

- Как назовём таблицу?

Над таблицей по щелчку мыши появляется название таблицы «Имена собственные»

- Как вы думаете, почему последняя строка пустая? (высказывания детей)

- Сегодня тема нашего урока «Большая буква в именах собственных».

- Новая ли для вас эта тема («Нет, не новая»)?

- Вспомните, когда мы с ней познакомились?

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия, пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо.

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой уважения знак.

- Правильно! Тема эта достаточно важная, многогранная, и нам придется  ещё не раз к ней возвращаться.

Слайд 4. Группировка.

- Распределите слова на две группы:

Москва. Шар. Реки. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Дик. Собаки. Яна.

 Возможные варианты группировки (устно):

  1. М. р.- Ж. р.
  2. Собственные - нарицательные.
  3. Мн.ч. – Ед. ч.
  4. Одушевлённые – Неодушевлённые
  5. Переносится – не  переносится.
  6. Ударение на первом и на втором слоге
  7. - Запишите слова, которые всегда пишутся с большой буквы. (Москва, Гагарин, Ольга Петровна, Дик, Яна). Как называются эти слова? (имена собственные). По щелчку мыши имена собственные выделяются.

- Выпишите слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы, в зависимости от места слова в предложении. Как называются эти слова? (нарицательные). Когда они пишутся с большой буквы? (в начале предложения). По щелчку мыши имена нарицательные подчёркиваются.

Слайд 5. Составь предложение.

- Составь  и напиши предложения с данными словами:

Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.

(Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.)

По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения.

 

Слайд 6. Составь предложение.

Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Скворцов. Сделал.

(Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.)

По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения.

- Назовите имена собственные. По щелчку мыши задание проверяется.

Слайд 7. Разбор предложения.

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

По щелчку мыши задание проверяется.

Учитель обращает внимание детей на то, что подлежащее может быть выражено двумя существительными. В данном случае имя и фамилия.

Слайд 8. Полина серёжка.

На экране появляется текст стихотворения.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя серёжка.

- Почему одни и те же слова пишутся то с маленькой, то с большой буквы?

-  Как будут звать детей, когда они вырастут? Назовите их полные имена.

Физминутка. Упражнения на коррекцию зрения (Разработка Л.Г. Масько ) Переход по гиперссылке на презентацию по коррекции зрения.

Слайд 9. Почему так?

Работа над новым материалом «Кавычки».  Постановка проблемы.

На экране по щелчку мыши появляются пары картинок:

А) рисунок собаки (под ней написано Тузик); рядом конфета, а на ней написано «Тузик»

Б) сказочный домик, под ним написано теремок; книжка с названием «Теремок»

Слайд 10. Почему так?

В) горизонт, магазин «Горизонт»

Г) г. Тихорецк, газета «Тихорецкие вести».

Разбор картинок с пояснениями учителя.

Слайд 11. Обобщение.

- Когда употребляются кавычки в письменной речи с именами собственными?

- Ребята, а какие газеты выписывают в вашей семье?  (ответы учеников).

- О чём пишут в газетах?   (ответы учеников).

- Сейчас у нас много средств массовой информации. А как люди раньше узнавали о новостях?    Заслушиваются ответы детей.

Сделать вывод об употреблении в письменной речи кавычек с именами собственными.

Слайд 12. Фразеологизм.

- Много лет назад в Москве для зачтения важных указов царя народ собирался на Ивановской площади в Кремле. Свое название площадь получила от колокольни Ивана Великого. Она была самым высоким зданием в Москве. Глашатаи громко зачитывали царские указы и другие важные распоряжения. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал «во всю Ивановскую».

Дети приходят к выводу, что Ивановская площадь тоже имя собственное.

Слайд 13. Знаешь ли ты названия мультфильмов?

Работа по  учебнику. Упражнение 100.

Картинки из мультфильмов появляются на экране. Беседа с учащимися. Щелкнуть мышью по изображению. Вместо него появляется название мультфильма.

Названия мультфильмов записать в тетрадь.

Слайд 14. Вывод.

Заполнить 8-ю строку таблицы.

1 Мальвина   Имя

2 Матроскин Фамилия

3 Потапыч Отчество

4 Мурка Кличка

5 Простоквашино Деревня

6 Москва Город

7. Кубань Река

8. «…»   ? ? ?

- Ребята, теперь вы можете заполнить последнюю строку таблицы?

Высказывания детей. Заполняется таблица.

Слайд 10. Рефлексия. Собирание цветка.

- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения.

Дети выбирают из палитры цвета в нижней части экрана желаемый цвет. После щелчка мыши в избранный цветной кружок окрашиваются лепестки цветка на рисунке.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Арабаджи Н.И. Имя собственное»

Урок русского языка во 2 классе.

Система Л. В. Занкова.

Арабаджи Наталья Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ Гимназия № 6 г. Тихорецка.








ТЕМА: Большая буква в именах собственных.


ЦЕЛИ: Закрепление понятия нарицательных и собственных имен существительных.


ЗАДАЧИ:

-формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках);

-развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;

-воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;

-расширять кругозор учащихся.


НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ:

компьютер, мультимедийный проектор,экран, мультимедийное приложение, таблицы для индивидуальной работы, тренажёр Л.Г. Масько.


Слайд 1. Заставка.


Слайд 2. Путь к познанию.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, у вас хорошее настроение? Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Шагаем по ступеням по щелчку мыши

НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД


Слайд 3. Подумай.

- Дети, у каждого из вас на партах таблички, которые мы должны заполнить. Ответы на загадки и вопросы записываем в левую колонку.

По щелчку мыши появляются задания. А в таблице после ответов детей – слова-отгадки.

  1. Той девчонки нет прекрасней

Той девчонки нет умней,

И Пьеро, её вздыхатель,

Целый день поёт о ней. (Мальвина)


  1. В Простоквашино живёт

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точно я не знаю,

Но фамилия морская. (Матроскин)


  1. Продолжите фразу:

Лиса Патрикеевна, Кот Котофеевич и Михайло … (Потапыч)


  1. Как звали любимую корову кота Матроскина?


  1. В какой деревне жил дядя Фёдор со своими друзьями (Простоквашино)


  1. Где жили Чук и Гек со своей мамой? (Москва)


  1. Главная река Краснодарского края. (Кубань)


- Что обозначает каждое из записанных вами слов? Запишите в правую колонку


В правой колонке появляются слова после заполнения ее учениками по щелчку мыши (для самоконтроля).


1

Мальвина

имя

2

Матроскин

фамилия

3

Потапыч

отчество

4

Мурка

кличка

5

Простоквашино

деревня

6

Москва

город

7.

Кубань

река





- Что можете сказать о записанных словах?

- Как назовём таблицу?

Над таблицей по щелчку мыши появляется название таблицы «Имена собственные»

- Как вы думаете, почему последняя строка пустая? (высказывания детей)

- Сегодня тема нашего урока «Большая буква в именах собственных».

- Новая ли для вас эта тема («Нет, не новая»)?

- Вспомните, когда мы с ней познакомились?


Подготовленный ученик читает стихотворение:

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия, пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо.

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой уважения знак.


- Правильно! Тема эта достаточно важная, многогранная, и нам придется ещё не раз к ней возвращаться.


Слайд 4. Группировка.

- Распределите слова на две группы:

Москва. Шар. Реки. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Дик. Собаки. Яна.

Возможные варианты группировки (устно):

  1. М. р.- Ж. р.

  2. Собственные - нарицательные.

  3. Мн.ч. – Ед. ч.

  4. Одушевлённые – Неодушевлённые

  5. Переносится – не переносится.

  6. Ударение на первом и на втором слоге.


- Запишите слова, которые всегда пишутся с большой буквы. (Москва, Гагарин, Ольга Петровна, Дик, Яна). Как называются эти слова? (имена собственные). По щелчку мыши имена собственные выделяются.

- Выпишите слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы, в зависимости от места слова в предложении. Как называются эти слова? (нарицательные). Когда они пишутся с большой буквы? (в начале предложения). По щелчку мыши имена нарицательные подчёркиваются.


Слайд 5. Составь предложение.

- Составь и напиши предложения с данными словами:

Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.

(Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.)

По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения.


Слайд 6. Составь предложение.

Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Скворцов. Сделал.

(Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.)

По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения.


- Назовите имена собственные. По щелчку мыши задание проверяется.

Слайд 7. Разбор предложения.

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

По щелчку мыши задание проверяется.

Учитель обращает внимание детей на то, что подлежащее может быть выражено двумя существительными. В данном случае имя и фамилия.


Слайд 8. Полина серёжка.

На экране появляется текст стихотворения.


Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя серёжка.


- Почему одни и те же слова пишутся то с маленькой, то с большой буквы?

- Как будут звать детей, когда они вырастут? Назовите их полные имена.


Физминутка. Упражнения на коррекцию зрения (Разработка Л.Г. Масько ) Переход по гиперссылке на презентацию по коррекции зрения.


Слайд 9. Почему так?

Работа над новым материалом «Кавычки». Постановка проблемы.

На экране по щелчку мыши появляются пары картинок:

А) рисунок собаки (под ней написано Тузик); рядом конфета, а на ней написано «Тузик»

Б) сказочный домик, под ним написано теремок; книжка с названием «Теремок»


Слайд 10. Почему так?

В) горизонт, магазин «Горизонт»

Г) г. Тихорецк, газета «Тихорецкие вести».


Разбор картинок с пояснениями учителя.


Слайд 11. Обобщение.

- Когда употребляются кавычки в письменной речи с именами собственными?

- Ребята, а какие газеты выписывают в вашей семье? (ответы учеников).

- О чём пишут в газетах? (ответы учеников).

- Сейчас у нас много средств массовой информации. А как люди раньше узнавали о новостях? Заслушиваются ответы детей.

Сделать вывод об употреблении в письменной речи кавычек с именами собственными.


Слайд 12. Фразеологизм.

- Много лет назад в Москве для зачтения важных указов царя народ собирался на Ивановской площади в Кремле. Свое название площадь получила от колокольни Ивана Великого. Она была самым высоким зданием в Москве. Глашатаи громко зачитывали царские указы и другие важные распоряжения. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал «во всю Ивановскую».

Дети приходят к выводу, что Ивановская площадь тоже имя собственное.


Слайд 13. Знаешь ли ты названия мультфильмов?

Работа по учебнику. Упражнение 100.

Картинки из мультфильмов появляются на экране. Беседа с учащимися. Щелкнуть мышью по изображению. Вместо него появляется название мультфильма.

Названия мультфильмов записать в тетрадь.


Слайд 14. Вывод.

Заполнить 8-ю строку таблицы.


1

Мальвина

Имя

2

Матроскин

Фамилия

3

Потапыч

Отчество

4

Мурка

Кличка

5

Простоквашино

Деревня

6

Москва

Город

7.

Кубань

Река

8.

«…»

? ? ?


- Ребята, теперь вы можете заполнить последнюю строку таблицы?

Высказывания детей. Заполняется таблица.


Слайд 10. Рефлексия. Собирание цветка.

- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения.

Дети выбирают из палитры цвета в нижней части экрана желаемый цвет. После щелчка мыши в избранный цветной кружок окрашиваются лепестки цветка на рисунке.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Большая буква в именах собственных.

Автор: Пономаренко Людмила Алексеевна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Интегриророванный урок по письму и окружающему миру в 3 коррекционном классе на тему:«Написание с большой буквы имен собственных»"
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirorovannyi_urok_po_pis_mu_i_okruzhaiushchiemu_miru_v_3_korriektsionnom_"
    ["file_id"] => string(6) "424493"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1501077062"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Большая буква в именах собственных"
    ["seo_title"] => string(39) "bolshaia_bukva_v_imenakh_sobstvennykh_1"
    ["file_id"] => string(6) "599820"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1644323104"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях." "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-propisnaia-bukva-v-sobstviennykh-naimienovaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "148126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419589983"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Разработка урока по теме ""Большая буква в именах собственных. "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-uroka-po-tiemie-bol-shaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "240399"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445008793"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка на тему "Заглавная буква в именах собственных""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "306849"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458209388"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства