kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бережное отношение к природе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причина многих неблаговидных поступков в природе - незнание. Поэтому первая наша задача - изучать жизнь обитателей природы: узнавать, почему нужно поступать так, а не иначе. Природа - общий дом для растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бережное отношение к природе»

ТЕМА: «Бережное отношение к природе».


ЦЕЛИ: познакомить с правилами поведения в природе, прививать любовь и бережное отношение ко всему, что нас окружает.

ОБОРУДОВАНИЕ: плакат «Охранять природу – значит охранять Родину», серия сюжетных картинок по охране природы, фильм «Как вести себя в лесу», фонограмма пения птиц.


ПЛАН УРОКА:

1. Организационно-психологический момент.

  1. Сообщение темы и целей урока.

2. Основная часть.

1) Просмотр первой части фильма «Как вести себя в природе».

2) Ты пришёл в гости к природе. А зачем?

3) Ситуация «Дорога в лес».

4) Ситуация «Привал в лесу».

5) Ситуация «Шум в лесу».

6) Ситуация «Гнездо птиц».

7) Ситуация «Птенец на тропе».

8) Ситуация «Лесные зверята».

9) Ситуация «Муравейник».

10) Ситуация «Букет цветов».

11) Ситуация «Грибное лукошко».

3. Итог урока.

1) Просмотр второй части фильма «Как вести себя на природе».

2) Природа – общий дом.


ХОД УРОКА:

Есть такие хорошие слова: «Ты пришёл в гости к природе – не делай ничего такого, что счёл бы неприличным в гостях». Как понять эти слова?

- Итак, ты пришёл в гости к природе. А зачем?

- Чтобы услышать пение лесных птиц?

- Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика?

- Чтобы раскрыть для себя новую загадку природы, которая так щедра на загадки?

- Чтобы полюбоваться её красотой?

- Чтобы насладиться свежим, душистым воздухом?

- Набрать в лукошко лесных ягод, орехов, грибов?

- Да мало ли за чем ты пришёл в гости к природе! Но не забывай: ты – в гостях! Ты – в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их. Что же это за правила?

(Просмотр первой части фильма «Как вести себя на природе»)

Ситуация: «Дорога в лес».

Начнём с самого начала: ты идёшь в гости в лес. Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбираешь направление, куда идти? Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают стволы белых берёз. Там, наверное, очень светло и уютно! Решение принято и ты (один или со своими друзьями) начинаешь своё движение к выбранному уголку прямо напрямик – по лесным травам и невысоким лесным кустарничкам… Но – стоп! Что-то ты сделал неправильно, не так. Так в гостях себя не ведут!

Заметили ли вы, ребята, допущенную ошибку? Так и надо шагать по лесу, где хочу и куда хочу?

Тогда послушайте еще одно высказывание, которое, может быть, поможет вам исправить допущенную ошибку: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи - пустыню».

Теперь вам понятно, что за ошибку совершил гость природы? Да, слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить, утрамбовать. А заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей. В своей книге «Мы и они» писатель-натуралист М. Ивин пишет: «Пришлось учёным призадуматься, как уберечь леса от беспорядочного людского нашествия. Ведь некоторым лесам грозит гибель даже не от руки, а от ноги человека.»

Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера? Давайте запишем его в своей памятке друзей природы: «Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!».

Ситуация «Привал в лесу».

Ты долго ходил по лесу и проголодался. У тебя есть бутерброды, котелок. Рядом журчит ручеёк-ключик. Хорошо бы пообедать. Лес расстелил полянку, словно зелёную скатерть. Лес принял тебя, как гостя.

Посмотрите, что осталось после отдыха гостей на лесной полянке! На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба.

Чёрной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка. Рядом гора засохших еловых веток, которые были сорваны с ближайшей ели, чтобы было мягко и удобно сидеть. Огонь костра сжёг корни и ветви соседнего дерева.

Вот так отдохнул гость природы! Сам-то отдохнул, а сколько вреда принёс лесу и его обитателям! Сколько ошибок допустил!

Запачкал поляну, как неряха! Выжег огромную поляну под костром, погубил травы, насекомых на них и в почве, обезобразил лесную поляну! Навредил елям.

А что ещё? Посмотрите, какую «память» о своём походе оставил отдыхающий гость леса. Что же он сделал? Он сделал надпись ножом на белоствольной коре: «Здесь был Вова». А по коре раненой берёзы потекли, как слёзы, капли сока.

После такой забавы гость леса поскорее покинул искалеченную поляну. Почему?

Может быть, стыдно стало. Или может быть, испугался, что его увидят другие люди и накажут? Или потому, что на лесной поляне стало неуютно и некрасиво?

А если бы тебе пришлось отдохнуть на лесной поляне или на берегу реки, на лугу, как бы ты организовал свой отдых?

И ещё: осознав неправильность поведения отдыхающего гостя в лесу и его поступке по отношению к раненой берёзе, смог бы ты исправить ситуацию на лесной поляне? Как?

Ситуация «Шум в лесу».

Ты любишь слушать музыку и взял с собой магнитофон. Ты идёшь по лесу или по лугу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?

Шум, громкая музыка, крики в лесу – пугают птиц, зверей и насекомых. Не веришь? Выключи магнитофон и проверь – перед твоим появлением луг звенел от мелодий зелёного скрипача кузнечика. А сейчас? Всё стихло, спряталось, затаилось.

Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы и помни об этом!

Запишем в своей памятке ещё одно правило поведения: не шуми в природе, старайся передвигаться и отдыхать без шума.

Ситуация «Гнездо».

Заметил ли ты, что за тобой неотступно с дерева на дерево перелетает серая ворона? Не заметил? А – зря! Тебе кажется, что ты идёшь по лесу бесшумно. Но для лесных животных твоё появление – целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой.

Вот ты заметил в кустах гнездо. Что же ты сделаешь?

Наклонишься посмотреть, нет ли в нём ещё яиц или птенцов? Или просто ради интереса, как сделано, как сплетено гнездо-шалашик? Да, конечно, ты никого не тронул, не обидел. Но невольно сделал хозяевам гнезда плохую услугу! Какую?

Разве ты не заметил, что ворона не спускает с тебя глаз? Так бы она, может быть, и не разглядела гнезда, а теперь? Гнездо размаскировано, путь к нему открыт вороне, кунице, хорьку и другим хищникам, которые, обнаружив следы человека, идут по ним в надежде чем-нибудь поживиться.

Случалось ли вам, ребята, находить гнездо?

- Как вы вели себя, когда его увидели?

- Нужно ли разыскивать гнездо, если вы увидели, что птица вспорхнула и явно старается отвести вас в сторону?

- Как вы теперь будете вести себя в ситуации «Встреча с гнездом»?

Запомните! В лесу, на лугу, на озере нужно быть очень осмотрительным, стараться не навредить тем, кто ползает, бегает, плавает и летает!

Ситуация «Птенец на тропе».

Ты идёшь по лесу и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит, ждёт, когда его накормят. А родители уже близко, возвращаются с едой. Но тут малыша крепко хватают твои руки! Может, захотелось принести тебе домой живую игрушку? И, может, по невежеству своему пожалел ты беззащитного детёныша, который вовсе не нуждался в твоей помощи?

И вот в твоём доме появился новый жилец. Его окружили заботой, лаской. А птенец начинает хохлиться, отказывается от еды и вместо ожидаемой радости дома появляется тревога за больное животное, отчаяние от неумения помочь.

Зря, ох как зря вмешался ты в хрупкую жизнь птенца! А почему зря?

Сделайте для себя нужные выводы и помните, ребята: птенцов из своего дома и от своих родителей брать ни в коем случае нельзя! Разве вот попадётся больной, раненый птенец – тогда, в крайнем случае, его можно взять, чтобы выходить, вылечить и отпустить!

Ситуация «Лесные зверята».

Весной и ранним летом в лесу много молодняка: маленькие пушистые зайчата, крошки-ежата.

Ты не выдержал испытания и принёс зверька домой. Может быть, бельчонка или зайчонка, а может быть, крохотного ёжика. Что ждёт его у тебя дома?

То же, что и птенца – ведь ты ничего не знаешь о его образе жизни, о его пище. Кормят дома зверька обычно не той пищей, которой он питается в природе, а потом недоумевают – почему это зверёк, несмотря на заботу о нём, вдруг гибнет?

Кто же дал тебе право распоряжаться судьбой лесного зверька?

Вот пишет девочка?

- В августе мы нашли ёжика и принесли его домой. Мы кормили его травой и цветами. А он взял да умер…

Не нашли, а похитили! Ведь как можно найти животное в собственном доме, в природе, где его никто не терял и само оно тоже не потерянное. Поле, лес, луг – это родной дом животного, к жизни в котором оно и приспособилось.

Запомните: красть из природы животных нельзя! Тащить домой всё, что попадётся под руку, может только тот, кто не любит и не понимает природу. Изъятие же животных, пусть и малышей, - это самое настоящее расхищение природных богатств. Достаточно полюбоваться зверьком на природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется!

Ситуация «Муравейник».

На летние каникулы ты приехал в деревню. Рядом с ней – лес. Вы отправились с дедом в лес по ягоды, грибы. Ты бежал впереди деда.

- Ой, какая высокая куча! – удивился ты и воткнул в неё палку. По палке забегало множество муравьёв.

Подошёл дедушка, осторожно вынул палку.

- Великая беда пришла в лес, - сказал он.

- Где беда? У кого?

- Да вон, у муравьёв. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с деревьев снимал. Да вот пришёл враг и разрушил сделанное великим трудом.

- Где враг? – не понял ты.

- Враг-то? Да тут он, рядом…

Ты начал озираться, но врага так и не увидел. Кто же он?

Как и от кого нужно защищать муравьев в муравейнике?

Знаете ли вы, что муравейников в наших лесах становиться всё меньше и меньше? Муравейники гибнут при лесоразработках, разоряют их и бездельники, готовые поротозейничать на муравьиную суматоху, уничтожают муравьёв и различные лекари, вылавливая их для приготовления муравьиного спирта и люди, заготавливающие «муравьиные яйца» для кормления певчих птиц и рыб в аквариумах. Разоряют муравейники и лесные звери: кабаны, медведи…

Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно охранять и беречь. А как? Как вы, ребята, понимаете это правило?

Выполнять правила индивидуального поведения: самим не разорять и не беспокоить муравьёв!

Не позволять разорять муравейники другим людям. Рассказывать какую пользу лесу приносят муравьи, и разъяснять, какой вред приносит лесам разрушение муравейников.

Задание: нарисуйте плакат – «Муравьи – друзья леса».

Ситуация «Букет цветов».

Коли речь зашла о букетах, признаемся сразу: мы вовсе не против луговых и лесных цветов, стоящих в вазе на столе. Но нужна мера и вкус в их сборе. Как вы это понимаете? Мера и вкус?

Конечно, не перечислить тех цветов, которыми одаривает нас лето. И все они просятся в букет. И если собрать всё, что попадается на пути, получится огромный пёстрый веник, который вскоре повянет, и вы его выбросите. Так, что сорвать в букет можно совсем немного – 2-3 штуки ромашки, василька, колокольчика…

Как же собирать букет лесных и луговых цветов? В начале прогулки? Или по пути домой, когда вы возвращаетесь с прогулки? Почему?

Какие цветы можно собирать – самые крупные и яркие или те, что только начинают распускаться? Как вы думаете, почему?

Да, крупные, распустившиеся цветы скоро завянут, а начавшие распускаться, поставленные в воду, воспрянут и распустятся. Но помните: всё меньше и меньше остаётся красивых цветов на наших лугах и полях, в лесах из-за безумного их сбора: сорванные в букеты лесные и луговые цветы быстро вянут и погибают. Поэтому старайтесь лучше любоваться ими в природе, нежели, рвать, а потом выбрасывать охапками по пути домой. В особой защите нуждаются растения, занесённые в «Красную книгу». Сбор их запрещён.

Это: колокольчик широколистный, кувшинка белоснежная, кубышка жёлтая, ландыш майский и много других видов (показ открыток).

Задание: соберите открытки, фотографии, рисунки охраняемых растений и мы сделаем стенд «Защитим цветущие растения».

Следите за тем, чтобы ваши друзья, знакомые, младшие братья и сёстры не собирали в лесу и на лугу редкие красивоцветущие растения. Берегите и охраняйте их!

Ситуация «Грибное лукошко».

Август в лесу – месяц грибов. И разве встретишь тогда в лесу человека без лукошка? А вдруг попадётся что? Не оставлять же!

Зачем же оставлять? Можно и нужно брать! Только как брать?

Вспомните, как вы собирали грибы? Какие правила выполняли? Можно ли при сборе грибов разрывать и раскидывать в стороны мох, лесную подстилку? Почему?

Верно, грибница, оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть. А как же правильно срывать грибы?

Не срывать, а ножку гриба нужно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.

А как быть с незнакомыми грибами?

Конечно, их лучше не брать! Почему? Да потому, что среди них могут оказаться ядовитые грибы. Но запомните: если грибы ядовиты для человека, то совсем не обязательно, что они ядовиты для животных – для них-то они как раз и могут пригодиться: белкам, лосям, кабанам, оленям. Так что не стоит поддавать ногой красавец-мухомор. Пусть он лес украшает и животных от болезней лечит.

(Просмотр второй части фильма «Как вести себя на природе»).

Вот мы с вами и разобрали несколько заповедей поведения в природе. Конечно, это только небольшая часть правил своего поведения в природном окружении. Но и эти правила помогут сохранить и многообразие цветущих трав, и чистоту лесов и лугов, и «братьев наших меньших», и зелёный наряд планеты, и голоса птиц, и звонкий стрекот зелёного кузнечика на лугу…

Причина многих неблаговидных поступков в природе – незнание. Поэтому первая ваша задача – изучать жизнь обитателей природы: узнавать, почему нужно поступать в природе так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений.

Природа – общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Бережное отношение к природе

Автор: Ильенко Надежда Борисовна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263797

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "О бережном отношении к воде."
    ["seo_title"] => string(29) "obieriezhnomotnoshieniikvodie"
    ["file_id"] => string(6) "327109"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1463392937"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Презентация внеклассного занятия кружка"Я и мой мир" для 2 класса на тему: Человек и природа.Осторожно,жестокость!(о бережном отношении к животным). "
    ["seo_title"] => string(166) "priezientatsiia-vnieklassnogho-zaniatiia-kruzhka-ia-i-moi-mir-dlia-2-klassa-na-tiemu-chieloviek-i-priroda-ostorozhno-zhiestokost-o-bieriezhnom-otnoshienii-k-zhivotnym"
    ["file_id"] => string(6) "225475"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439679903"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к игрушкам, книгам, природе»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_vospitanie_berezhnogo_otnosheniia_detei_doshkolnogo"
    ["file_id"] => string(6) "536965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579695500"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок 4. Внимательное и бережное отношение поэта к миру. "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-4-vnimatiel-noie-i-bieriezhnoie-otnoshieniie-poeta-k-miru"
    ["file_id"] => string(6) "142559"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418314745"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Роль бережного отношения к природе в развитии дошкольников""
    ["seo_title"] => string(58) "rolbieriezhnoghootnoshieniiakprirodievrazvitiidoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "333815"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465499799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства