kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок 4. Внимательное и бережное отношение поэта к миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривая, различные пейзажи природы, дети делают вывод, что мир нуждается в защите. А человек, который любит природу всем сердце и душой, который умеет защитить природу, способен написать прекрасные стихи и удивительные картины. У ребят воспитывается интерес к литературномк творчеству, бережное отношение к природе, прививается любовь к родному краю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Внимательное и бережное отношение поэта к миру. »


Урок литературного чтения в 3 классе

Мир нуждается в нашей защите

Урок 4. Внимательное и бережное отношение поэта к миру.


Страницы: 41 – 42.

Цель урока:

  • образовательная: вести линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир (понимание Поэтом красоты и хрупкости мира; стремление Поэта сохранить, защитить мир от разрушения: на материале стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…», работ А. Дюрера «Заяц», «Травы»); формировать умение сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирая цитаты и образные выражения для описания картины; продолжать формирование навыков выразительного чтения;

  • развивающая: развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства и умения воспринимать красоту поэтического слова, связно выражать свои впечатления;

  • воспитывающая: воспитывать интерес к литературному творчеству, бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю.


Оборудование: литературное чтение, учебник для 3 класса; портрет И. Бунина; слова благодарности.


Мультимедийное оборудование: репродукции с изображением природы; название темы «Мир нуждается в нашей защите»; портрет И. Бунина; словарно – лексическая работа, репродукции с изображением ельника и оленя; графическая работа над стихотворением; домашнее задание.


Ход урока.


Открывается 1 слайд (Урок литературного чтения)

  1. Организационный момент.

- Добрый день. Я рада встрече с вами. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Мне приятно начинать урок.

- Надеюсь вы будете активными. Жду от вас красивых ответов.

  1. Актуализация опорных знаний.

Открывается 2 слайд презентации ( 3 – 4 репродукции о природе)

- О чём бы вы хотели поговорить сегодня на уроке, глядя на эти пейзажи?

(о природе, о растениях, о животных, о реках и т. д.)

- Как вы думаете, этот удивительный мир природы нуждается в нашей защите? А почему?

- Вы правы: МИР НУЖДАЕТСЯ В НАШЕЙ ЗАЩИТЕ.

Открывается 3 слайд (название темы урока)

- Мы с вами отправимся в мир, который нуждается в нашей защите.

- Я считаю, что сделала правильный выбор, отправившись с вами в дорогу.

- А что возьмём с собой в дорогу?

(Достаю из рюкзака разные предметы: рогатка, блокнот, лупа, ручка, кисточка, книга, бинокль, воздушный шарик, сачок…. Ребята выбирают то, что необходимо для наблюдения за природой.)

- Какой человек способен быть защитником природы?

(Добрый. Внимательный. Сильный. Любящий природу. Имеющий сердце и душу.)

- Вот такой человек, который любит природу всем сердцем и душой, который умеет защищать природу, способен написать прекрасные стихи и удивительные картины.

3. Подготовка к восприятию.

Я приглашаю вас познакомиться с замечательными произведениями искусства…

4. Работа с «Картинной галереей».

Работа с картиной А. Дюрера «Заяц» (зал 8).

Открывается 4 слайд (Картина А.Дюрера «Заяц»)

- Давайте навестим «Картинную галерею» и рассмотрим репродукцию с картины в технике акварель немецкого художника Альбрехта Дюрера.

- Рассмотрите внимательно зайца.

- Что подметил художник и изобразил, какие особенности его внешнего вида, повадок, состояния?

(Какие ушки, усики, коготки и т. д.)

- Что ты слышишь?

(бьётся сердце, шумит ветер, дышит заяц…)

- Где художник увидел зайца и изобразил?

- Художник изображает зайца на нейтральном фоне (то есть не в комнате, не на травке, а на «пустом месте»). А почему?

- А как вам кажется в какой обстановке зайцу будет уютнее всего, где он будет чувствовать себя спокойно, «как дома»?

(Конечно же, в траве)

Работа с картиной А. Дюрера «Травы» (зал 8).

Открывается 5 слайд (Картина А. Дюрера «Травы»)

- Рассмотрите внимательно травы на репродукции с картины Дюрера.

- Какие растения вы узнали?

(Одуванчики, уже облетевшие, с ярко жёлтыми стебельками и вырезными листочками; мятлик луговой, мелкие цветочки которого прячутся в колосках, составляющих развесистую метёлку; мясистые листья подорожника, освещённые солнцем; порей, узкие, тончайшие и длинные листочки которого напоминают лук.)

- Почему вы узнали эти растения?

- (Эти растения растут в нашей местности.)

- Молодцы ребята, что так хорошо знаете растения своего края.

- Представьте на миг, что наступило лето, и мы с вами очутились на этом лугу.

- Какие услышали звуки?

(Стрекочут кузнечики. Шелестит трава. Поют птички.

- А вы можете почувствовать особенности воздуха?

(Пахнет травами. Воздух тёплый, летний.)

- Ощущаете близость воды?

(Растения высокие, сочные)

- Это раннее утро, день или начинающиеся сумерки?

(Это сумерки. Одуванчики закрылись)

Открывается 6 слайд (2 картины вместе)


Обобщение по картинам.

- Любит ли художник мир природы, если судить по двум его репродукциям?

(Альбрехт Дюрер очень любил природу.)

- Представляете, как надо любить и ценить мир природы, чтобы с таким вниманием написать каждую былинку травы, каждую шерстинку на заячьей шкурке?

-Что хотел показать нам художник?

(красоту природы)

- Над чем заставляют задуматься эти репродукции?

(О бережном отношении к природе. О любви к животным.)

- Дюрер считал, что в мире нет ничего малозначительного: всякая крошечная подробность жизни одухотворена и полна смысла.

5. Тематическая физкультминутка «Путешествие в лес»




Текст

Описание движений

Здравствуй, лес – необычный лес,

Полный сказок и чудес!


Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?


Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?


Всё открой, не утаи.

Ты же видишь –

Мы свои.

Широко разводим руки в стороны.

Повороты вправо – влево с вытянутыми руками.

Руки подняты вверх. Выполняем покачивающие движения вправо – влево.

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями,

Поворачиваясь при этом в правую и левую стороны.

Широко разводим руки в стороны.

Прижимаем обе ладони к груди.

Широко разводим руки в стороны.



6. Чтение и анализ стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» (с. 42.)

-Природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами.

Открывается 7 слайд (Портрет и годы жизни И.А. Бунина)

- Ребята! То произведение, которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта написавшего их.

- Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле.

- Откройте учебники на странице 42.

- Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.

(Выразительное чтение стихотворения.)

- Вам понравилось это стихотворение? Почему?

- Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?

(радость, чувство восхищения)

- Что вызывает в вас эту радость?

- Какие слова помогли поэту передать это настроение?

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!

- Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.

Словарно – лексическая работа.

(работа в парах)

- Соедините слово и его значение.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Открывается 8 слайд (1-я, 2-я,3-я,4-я строфы в порядке очереди)

1 строфа Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

2 строфа

Зубом скрёб – зубом грыз Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова « ость »: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.

Макушка ёлки – верхушка ёлки

3 строфа

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон - (гнать – охотиться, загонять.)

4 строфа

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

Стремительность – быстрота

- Кто из вас выполнил задание без ошибок? - Придумайте название этому стихотворению.

(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)

- Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?

(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

Беседа.

- Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?

-Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

Открывается 9 слайд (появляется пейзаж ельника)

- Как вы думаете, действительно ли герой – рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?

- Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)

- Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)

- Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)

- Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)

- Куда из леса ведёт теперь след? (В луга, в долину)

- Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?

(Словесное рисование детей.)

Открывается 10 слайд (олень)

- Чем закончилась погоня?

(Олень спасается.)

- В чём красота оленя?

(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)

- Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)

- Умение читать следы на снегу – большое искусство, которое доступно только очень наблюдательным людям. Таков автор этого стихотворения.

- Любит ли он природу?

- Где и почему происходит перелом настроения? Где кульминация этого стихотворения? Укажите точно строчку.

(«И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)

- Есть мнение, что в лирическом герое уживаются два человека: поэт и охотник.

- Кто такой лирический герой? (Определение)

Открывается 11 слайд (определение «лирический герой»)

Лирический герой - это герой-рассказчик или художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста произведения, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира.

- Лирический герой стихотворения, герой рассказчик не назван, но постоянно присутствует. Ведь если внимательно перечитать текст, то окажется, что тонконогий красавец с тяжкими рогами, этот могучий, белозубый олень, существует лишь в воображении лирического героя, ибо всю картину происходящего он представляет себе по следам.

- Ты можешь это обнаружить в тексте?

- Кто же побеждает в душе лирического героя: поэт или охотник?

Работа в группах.

(Раздаю карточки слова – настроения.)

(Грусть, любование, ожидание, печаль, радость, покой, тревога, обида, восторг, восхищение, лёгкость, азарт, наблюдательность, удовольствие, знание, разочарование… )

- Распределите эти слова каждому человеку.

По одному человеку выходят к доске и прикрепляют слова.

(Идёт разбор слов, которые попали и поэту и охотнику.)

- Действительно, побеждает поэт. Поэт выразил свое отношение к спасению оленя в последних строках: «Он красоту от смерти уносил!». В спасении оленя он видит больше, чем в сохранении жизни животного,- СПАСЕНИЕ КРАСОТЫ.

6. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?

-Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

- С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?

Выразительное чтение стихотворения с расставленными паузами.

Открывается 12 слайд (стихотворение с расставленными паузами)

7. Рефлексия (итог урока)

- Что особенно заинтересовало каждого из вас на уроке?

(Мне очень понравились картины Альбрехта Дюрера. Мне понравилось стихотворение И. А. Бунина.)

(Художник и поэт любят мир природы и учат нас этому.)

- Что вас взволновало? О чём задумались?

(Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)

- Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему?

- (Стремление спасти красоту от гибели по – прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)

- Я благодарю вас за работу на уроке. В память об этом уроке мне хотелось бы вам подарить эти блокноты с изображением природы и ручки. И когда в ваших душах будет просыпаться поэт или художник – обязательно занесите свои чувства в блокнот.

8. Домашнее задание.

Открывается 13 слайд (домашнее задание)

Чтецам: Выразительное чтение стихотворения И. Бунина.

Художникам: Сделать в блокноте две иллюстрации к этому стихотворению.

Поэтам: Найти или сочинить стихи о природе.

Открывается 14 слайд (Благодарность)




























Иван Бунин


* * *


Густой зелёный ельник у дороги, I

Глубокие пушистые снега. II

В них шёл олень, I могучий, I тонконогий, I

К спине откинув тяжкие рога. II


Вот след его. II Здесь натоптал тропинок, I

Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб – II

И много хвойных крестиков, I остинок +

Осыпалось с макушки на сугроб. II


Вот снова след, I размеренный и редкий, I

И вдругII прыжок! III И далеко в лугу +

Теряется собачий гонII и ветки, I

Обитые рогами на бегу… III


О, I как легко он уходил долиной! III

Как бешено, I в избытке свежих сил, I

В стремительности радостно-звериной +

Он красоту от смерти уносил! III
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок 4. Внимательное и бережное отношение поэта к миру.

Автор: Ракитина Людмила Николаевна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142559

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок на тему: "В мире художественного слова И.А.Бунина" "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-na-tiemu-v-mirie-khudozhiestviennogho-slova-i-a-bunina"
    ["file_id"] => string(6) "132414"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416333782"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок на тему: "В мире художественного слова И.А.Бунина ( анализ стихотворения « Густой зеленый ельник у дороги…)" "
    ["seo_title"] => string(118) "urok-na-tiemu-v-mirie-khudozhiestviennogho-slova-i-a-bunina-analiz-stikhotvorieniia-gustoi-zielienyi-iel-nik-u-doroghi"
    ["file_id"] => string(6) "132426"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416334471"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по теме:  "Дикие и домашние животные" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-dikiie-i-domashniie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "139710"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417782185"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект для интегрированного  урока по грамоте и познанию мира. "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-dlia-intieghrirovannogho-uroka-po-ghramotie-i-poznaniiu-mira"
    ["file_id"] => string(6) "217185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433262377"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Интегрированный урок по грамоте и познанию мира. "
    ["seo_title"] => string(52) "intieghrirovannyi-urok-po-ghramotie-i-poznaniiu-mira"
    ["file_id"] => string(6) "213835"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432144331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства