Урок 4. Внимательное и бережное отношение поэта к миру.
Урок 4. Внимательное и бережное отношение поэта к миру.
Рассматривая, различные пейзажи природы, дети делают вывод, что мир нуждается в защите. А человек, который любит природу всем сердце и душой, который умеет защитить природу, способен написать прекрасные стихи и удивительные картины. У ребят воспитывается интерес к литературномк творчеству, бережное отношение к природе, прививается любовь к родному краю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Внимательное и бережное отношение поэта к миру. »
Урок литературного чтения в 3 классе
Мир нуждается в нашей защите
Урок 4. Внимательное и бережное отношение поэта к миру.
Страницы: 41 – 42.
Цель урока:
образовательная: вести линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир (понимание Поэтом красоты и хрупкости мира; стремление Поэта сохранить, защитить мир от разрушения: на материале стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…», работ А. Дюрера «Заяц», «Травы»); формировать умение сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирая цитаты и образные выражения для описания картины; продолжать формирование навыков выразительного чтения;
развивающая: развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства и умения воспринимать красоту поэтического слова, связно выражать свои впечатления;
воспитывающая: воспитывать интерес к литературному творчеству, бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю.
Оборудование: литературное чтение, учебник для 3 класса; портрет И. Бунина; слова благодарности.
Мультимедийное оборудование: репродукции с изображением природы; название темы «Мир нуждается в нашей защите»; портрет И. Бунина; словарно – лексическая работа, репродукции с изображением ельника и оленя; графическая работа над стихотворением; домашнее задание.
Ход урока.
Открывается 1 слайд (Урок литературного чтения)
Организационный момент.
- Добрый день. Я рада встрече с вами. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Мне приятно начинать урок.
- Надеюсь вы будете активными. Жду от вас красивых ответов.
- О чём бы вы хотели поговорить сегодня на уроке, глядя на эти пейзажи?
(о природе, о растениях, о животных, о реках и т. д.)
- Как вы думаете, этот удивительный мир природы нуждается в нашей защите? А почему?
- Вы правы: МИР НУЖДАЕТСЯ В НАШЕЙ ЗАЩИТЕ.
Открывается 3 слайд (название темы урока)
- Мы с вами отправимся в мир, который нуждается в нашей защите.
- Я считаю, что сделала правильный выбор, отправившись с вами в дорогу.
- А что возьмём с собой в дорогу?
(Достаю из рюкзака разные предметы: рогатка, блокнот, лупа, ручка, кисточка, книга, бинокль, воздушный шарик, сачок…. Ребята выбирают то, что необходимо для наблюдения за природой.)
- Какой человек способен быть защитником природы?
(Добрый. Внимательный. Сильный. Любящий природу. Имеющий сердце и душу.)
- Вот такой человек, который любит природу всем сердцем и душой, который умеет защищать природу, способен написать прекрасные стихи и удивительные картины.
3. Подготовка к восприятию.
Я приглашаю вас познакомиться с замечательными произведениями искусства…
4. Работа с «Картинной галереей».
Работа с картиной А. Дюрера «Заяц» (зал 8).
Открывается 4 слайд (Картина А.Дюрера «Заяц»)
- Давайте навестим «Картинную галерею» и рассмотрим репродукцию с картины в технике акварель немецкого художника Альбрехта Дюрера.
- Рассмотрите внимательно зайца.
- Что подметил художник и изобразил, какие особенности его внешнего вида, повадок, состояния?
(Какие ушки, усики, коготки и т. д.)
- Что ты слышишь?
(бьётся сердце, шумит ветер, дышит заяц…)
- Где художник увидел зайца и изобразил?
- Художник изображает зайца на нейтральном фоне (то есть не в комнате, не на травке, а на «пустом месте»). А почему?
- А как вам кажется в какой обстановке зайцу будет уютнее всего, где он будет чувствовать себя спокойно, «как дома»?
(Конечно же, в траве)
Работа с картиной А. Дюрера «Травы» (зал 8).
Открывается 5 слайд (Картина А. Дюрера «Травы»)
- Рассмотрите внимательно травы на репродукции с картины Дюрера.
- Какие растения вы узнали?
(Одуванчики, уже облетевшие, с ярко жёлтыми стебельками и вырезными листочками; мятлик луговой, мелкие цветочки которого прячутся в колосках, составляющих развесистую метёлку; мясистые листья подорожника, освещённые солнцем; порей, узкие, тончайшие и длинные листочки которого напоминают лук.)
- Почему вы узнали эти растения?
- (Эти растения растут в нашей местности.)
- Молодцы ребята, что так хорошо знаете растения своего края.
- Представьте на миг, что наступило лето, и мы с вами очутились на этом лугу.
- Любит ли художник мир природы, если судить по двум его репродукциям?
(Альбрехт Дюрер очень любил природу.)
- Представляете, как надо любить и ценить мир природы, чтобы с таким вниманием написать каждую былинку травы, каждую шерстинку на заячьей шкурке?
-Что хотел показать нам художник?
(красоту природы)
- Над чем заставляют задуматься эти репродукции?
(О бережном отношении к природе. О любви к животным.)
- Дюрер считал, что в мире нет ничего малозначительного: всякая крошечная подробность жизни одухотворена и полна смысла.
5. Тематическая физкультминутка «Путешествие в лес»
Текст
Описание движений
Здравствуй, лес – необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь –
Мы свои.
Широко разводим руки в стороны.
Повороты вправо – влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх. Выполняем покачивающие движения вправо – влево.
Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями,
Поворачиваясь при этом в правую и левую стороны.
Широко разводим руки в стороны.
Прижимаем обе ладони к груди.
Широко разводим руки в стороны.
6. Чтение и анализ стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» (с. 42.)
-Природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами.
Открывается 7 слайд (Портрет и годы жизни И.А. Бунина)
- Ребята! То произведение, которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта написавшего их.
- Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле.
- Откройте учебники на странице 42.
- Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.
(Выразительное чтение стихотворения.)
- Вам понравилось это стихотворение? Почему?
- Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?
(радость, чувство восхищения)
- Что вызывает в вас эту радость?
- Какие слова помогли поэту передать это настроение?
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной
Он красоту от смерти уносил!
- Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.
Словарно – лексическая работа.
(работа в парах)
- Соедините слово и его значение.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Открывается 8 слайд (1-я, 2-я,3-я,4-я строфы в порядке очереди)
1 строфа Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога
2 строфа
Зубом скрёб – зубом грыз Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова « ость »: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки
3 строфа
Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон - (гнать – охотиться, загонять.)
4 строфа
Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота
- Кто из вас выполнил задание без ошибок? - Придумайте название этому стихотворению.
Лирический герой - это герой-рассказчик или художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста произведения, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира.
- Лирический герой стихотворения, герой рассказчик не назван, но постоянно присутствует. Ведь если внимательно перечитать текст, то окажется, что тонконогий красавец с тяжкими рогами, этот могучий, белозубый олень, существует лишь в воображении лирического героя, ибо всю картину происходящего он представляет себе по следам.
- Ты можешь это обнаружить в тексте?
- Кто же побеждает в душе лирического героя: поэт или охотник?
По одному человеку выходят к доске и прикрепляют слова.
(Идёт разбор слов, которые попали и поэту и охотнику.)
- Действительно, побеждает поэт. Поэт выразил свое отношение к спасению оленя в последних строках: «Он красоту от смерти уносил!». В спасении оленя он видит больше, чем в сохранении жизни животного,- СПАСЕНИЕ КРАСОТЫ.
6. Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?
-Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?
- С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?
Выразительное чтение стихотворения с расставленными паузами.
Открывается 12 слайд (стихотворение с расставленными паузами)
7. Рефлексия (итог урока)
- Что особенно заинтересовало каждого из вас на уроке?
(Мне очень понравились картины Альбрехта Дюрера. Мне понравилось стихотворение И. А. Бунина.)
(Художник и поэт любят мир природы и учат нас этому.)
- Что вас взволновало? О чём задумались?
(Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)
- Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему?
- (Стремление спасти красоту от гибели по – прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)
- Я благодарю вас за работу на уроке. В память об этом уроке мне хотелось бы вам подарить эти блокноты с изображением природы и ручки. И когда в ваших душах будет просыпаться поэт или художник – обязательно занесите свои чувства в блокнот.
8. Домашнее задание.
Открывается 13 слайд (домашнее задание)
Чтецам: Выразительное чтение стихотворения И. Бунина.
Художникам: Сделать в блокноте две иллюстрации к этому стихотворению.