Просмотр содержимого документа
«Безударная гласная в корне слова»
Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема: «Правописание слов с безударной гласной в корне. Способы проверки».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: Формирование умения проверять безударную гласную в корне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Планируемые результаты:
· Предметные:
· Знать правило проверки безударных гласных в корне слова.
· Уметь находить в слове орфограмму «безударная гласная в корне».
· Уметь подбирать проверочные слова (изменяя форму слова или подбирая однокоренные слова).
· Правильно писать слова с данной орфограммой.
· Метапредметные:
· Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения задания.
· Познавательные: Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
· Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
· Личностные: Формирование интереса к изучению русского языка, понимания его богатства и красоты.
Оборудование:
· Учебник русского языка для 2 класса.
· Интерактивная доска или проектор (можно заменить плакатом/карточками).
· Карточки со словами и иллюстрациями для групповой и индивидуальной работы.
· «Смайлики» для рефлексии.
---
Ход урока
I. Организационный момент. (1-2 мин)
· Цель: Создать эмоциональный настрой на работу.
· Деятельность учителя:
· Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет интересное путешествие в страну Русского Языка. Я вижу, что вы готовы к работе. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, и в путь!
II. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы. (5-7 мин)
· Цель: Подвести детей к формулированию темы и цели урока.
1. Создание проблемной ситуации:
· На доске записаны два столбика слов и картинки (например, домик, лес, река).
· Столбик 1: д[а]ма, л[и]са, р[и]ка.
· Столбик 2: д[о]м, л[е]с, р[е]ка.
· Вопросы учителя:
· Прочитайте слова в первом столбике. Что их объединяет? (Это слова, которые называют то, что нарисовано на картинках).
· А как мы их произносим? (д[а]ма, л[и]са, р[и]ка).
· Прочитайте слова во втором столбике. Как мы их произносим? (д[о]м, л[е]с, р[е]ка).
· Ребята, какая проблема? Почему один и тот же звук в похожих словах мы слышим по-разному? (В одном слове гласный слышится четко, а в другом – нет).
2. Формулирование темы и цели урока:
· Учитель: Как вы думаете, о какой опасной ошибке при письме мы сегодня будем говорить? (Мы можем неправильно написать букву, которую плохо слышим).
· Правильно! Гласный звук, который находится не под ударением, мы слышим неясно. Такой звук называется безударным. А где в слове живут гласные? (В корне).
· Итак, сформулируйте тему нашего урока. («Безударная гласная в корне слова»).
· Какую цель мы поставим? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне, чтобы не делать ошибок).
III. Открытие нового знания. (10-12 мин)
· Цель: Вывести правило проверки безударных гласных.
1. Работа в парах/группах:
· Раздайте карточки с заданием: «Помоги Незнайке! Он написал: «На шторой висне у нас на дубу сидела вална». Почему смешно? Как исправить ошибки?»
· Дети обсуждают, пытаются найти правильные варианты.
2. Фронтальная работа и вывод правила:
· Учитель: Давайте вернемся к нашим словам на доске (д[а]ма – д[о]м). Какой гласный звук в слове «дома» вызывает сомнение? ([а]). В каком слове этот же гласный слышится четко? (В слове «дом»). Почему? (Потому что он под ударением).
· Вывод детей: Чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово (дома – дом) или подобрать однокоренное слово (леса – лес), чтобы сомнительная гласная стала под ударение.
· Учитель обобщает и вывешивает на доску правило-опору (или дети читают его в учебнике):
Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
3. Составление алгоритма действий:
· Вместе с детьми составляем памятку-алгоритм на доске:
1. Прочитай слово. Поставь ударение.
2. Найди в корне безударную гласную.
3. Подбери проверочное слово (измени слово или найди однокоренное).
4. Напиши в слове ту гласную, которая стоит под ударением в проверочном слове.
IV. Первичное закрепление. (5-7 мин)
· Цель: Применить новое правило под руководством учителя.
· Упражнение из учебника или совместная работа с доской.
· Работа проводится с комментированием: «В слове «сосна» безударная гласная «о». Проверочное слово «сосны» или «сосенка». Пишу букву «о».
V. Физкультминутка. (2-3 мин)
· Тематическая физкультминутка:
· Мы шагаем по словам (шаг на месте),
· Ищем ударение (рука ко лбу «козырьком»).
· Если гласный слабоват (присели),
· Срочно ищем брата (встали, руки в стороны).
· Брат тот под ударением (прыжок, руки вверх),
· Даст нам все ответы! (хлопок над головой).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. (5-7 мин)
· Цель: Проверить первичное усвоение материала.
· Работа по карточкам (2 варианта).
· Вариант 1: Вставить пропущенную букву, записать проверочное слово.
· п…тно (пятно) – __________
· з…мля (земли) – __________
· гр…чи (грач) – __________
· Вариант 2: Выписать только те слова, где нужно проверить безударную гласную. Подчеркнуть её.
· Гора, лес, река, поля, снег, сады.
· После выполнения – взаимопроверка или самопроверка по образцу на доске. Оценивание смайликом или «+».
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (3-4 мин)
· Цель: Показать применение правила в более сложном контексте.
· Работа с предложением или мини-текстом.
· Задание: Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Над словами с безударной гласной укажите проверочное слово.
· На опушке л…су р…сла пушистая ёлочка.
· (Лесу – лес, росла – рост).
VIII. Рефлексия. Итог урока. (2-3 мин)
· Цель: Осознание учениками своей учебной деятельности.
· Вопросы учителя:
· Какую цель мы ставили в начале урока?
· Кто может сказать, что он научился сегодня проверять?
· Кому было легко? Кто испытывал трудности?
· Какой способ проверки вам понравился больше? (Изменить слово или подобрать родственное?).
· Прием «Светофор»: У детей карточки красного, желтого, зеленого цвета.
· Зеленый: Я все понял, могу помочь другому.
· Желтый: Я понял правило, но еще немного ошибаюсь.
· Красный: Мне было трудно, нужно еще потренироваться.
· Выставление отметок.
IX. Домашнее задание. (1 мин)
· Дифференцированное задание на выбор:
1. (Обязательное) Упражнение из учебника.
2. (Творческое) Нарисовать к 3-5 словам с безударной гласной картинку-подсказку (например, для слова «грибы» нарисовать гриб с ударением на «и»).
3. (Исследовательское) Составить маленький рассказ из 3-4 предложений про осень (или любую другую тему), используя не менее 5 слов с безударной гласной в корне. Подчеркнуть эти орфограммы.