Изучение и распространение опыта работы учителя начальных классов специализированной государственной общеобразовательной школы №1 г.Нукуса Нурмановой Лизы Мухаммедганиевны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательная - ознакомление со словами – антонимами;
Воспитательные - формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, уважения к другим, способности к сотрудничеству.
Развивающие - развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; активизация познавательной деятельности через решение логических задач;
Учитель: - Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети: Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой смирно,
И веди себя достойно!
Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.
Проверка домашнего задания. Итог. (3 мин.)
Учитель: - Хорошо, молодцы! А сейчас мы проверим, как же красиво и правильно вы будете писать в части – «Минутка чистописания» - запись числа, классной работы, прописывание букв, слова, предложения
Яя
яблоко
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. Молодцы!
1). – А теперь подберите к существительным из диктанта подходящие по смыслу прилагательные. (работа а парах: по выбору учащихся подбираются прилагательные двум существительным) Проверка самостоятельной работы.
Дайте определение имени прилагательному.
Как изменяются имена прилагательные?
А теперь давайте подберем глаголы к этим словам.
На какие вопросы отвечает глагол?
Дайте определение глаголу.
1)Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)
Учитель: - Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.
2 слайд:
Добрый – злой, Трусливый – смелый, Толстый – тонкий, Чёрный – белый, Вверх – вниз, Внутри – снаружи, Над – под, Жара – стужа, Чистить – пачкать, День – ночь, Все сюда! – ступайте прочь! Труд – безделье, Смех – рыданья… Здравствуйте… и до свиданья!
Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?
Что интересного в этом стихотворении?
Учитель: - Эти слова называются антонимами.
2)Сообщение темы. (1мин.)
Учитель: - так какая тема урока будет сегодня?
- Антонимы.
Учитель: - Умница!
3)Работа над темой урока ( )
Антонимы – это слова, противоположные по смыслу
Антонимы отвечают на один и тот же вопрос..
Физкультминутка
4)Закрепление нового материала.( 3 мин.)
Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока.
Дети:- Антонимы.
). Поиск слов противоположных по своему значению.
- Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к каждой картинке подходящие слова.
Слайд №9 -16
чистый – грязный,
плачет – смеётся,
толстый – тонкий,
маленький - большой,
грустный – весёлый.
Запись слов в тетрадях.
Чистый – грязный плакать-смеяться толстый - худой
Большой- маленький старый- молодой грустный-веселый
Учитель: Это какие слова?
Дети: - Это антонимы.
Учитель: - Какие слова называются антонимами?
- Слова, противоположные по значению.
Учитель: - Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».
Из истории языка
- Слово «анти» тоже пришло к нам из древнегреческого языка. Значение его назовете, если
вспомните известные вам слова: антимоль, антигриппин, антивирус. Какое значение имеет
приставка анти- в этих словах?(против)
5)Работа с учебником (1мин.)
Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике 45. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы?
Упр.№309. Допишите фразы с противоположным значением.
Упр. №311.
Учитель: Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным.
Для чего нужны антонимы и где часто они используются вы узнаете, поработав в группах.
( Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).1
5 слайд :
Я- антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня……(прохлада)
- Молодцы!
6 слайд:
Я -антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …..(зима)
- Молодцы!
7 слайд:
Я антоним к слову «смех»
Не от радости, утех
Я бываю поневоле
От несчастья или боли
От обиды, неудач
Догадались это….(плач)
8 слайд:
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь ……..(тишина)
К какому жанру они относятся? Загадки.
Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.
18 слайд:
Ученье – свет,
А неученье -……(тьма)
(Хором – тьма)
Учитель: - как ты понимаешь значение этой пословицы?
- Будешь хорошо учиться, будешь много знать, многого добьёшься в жизни.
Учитель: - Умница! Хорошо.
19 слайд:
Знай больше,
А говори ……..(меньше)
( Хором – меньше)
Учитель: - как понимаешь значение этой пословицы?
- Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.
Учитель: - Хорошо! Молодец! Вы все молодцы! Работали быстро, дружно, были внимательны!
Стихи.
16 слайд:
Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок,
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведёт беседу.
17 слайд:
Сегодня пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а лев забыл.
Дождь пролился неплохой
Лев весь мокрый, Глеб сухой.
18 слайд:
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
19 слайд:
Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну, а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.
К какому жанру относятся? Стихи.
-Для чего нужны антонимы в нашей речи и где часто они используются?