I. Организационный момент. Психологический настрой. Прозвенел звонок на урок. Давайте сядем все поудобнее и закроем глаза. Представьте, что каждый из вас превратился в прекрасную бабочку. Лёгкий взмах крыла, и вы летите! Вы плавно парите над высокими снежными горами, голубыми чистыми озёрами, ярко-зелёным ковром, устланным чудесными цветами. И вот вы начинаете снижаться. Вы опускаетесь всё ниже и ниже. Плавно садитесь на один из цветков. И медленно открываете глаза. Я очень рада приветствовать всех вас на нашем сегодняшнем уроке. И теперь мы можем начинать работать. II. Каллиграфическая минутка. - Посмотрите на доску и установите закономерность, какую букву мы будем писать сегодня на минутке чистописания. На доске запись: А Б В Д Е Ё Х Ц ? - Сегодня мы будем писать букву Ч. - Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. - Давайте вспомним орфограммы с данной буквой (ча, чу, чк, чн). III. Словарная работа. Жайляу, верблюд, заяц, лопата, собака, крокодил, ящерица. - На доске выставлены карточки со словами. - Что это за слова? -Почему мы называем их словарными? - Я предлагаю поменять порядок слов. - В каком порядке можно расположить эти слова? (Дети предлагают различные варианты, аргументируют). - Эти слова можно записать в алфавитном порядке. - А что значит – в алфавитном порядке? (Дети выходят к доске, устанавливают последовательность и объясняют написание словарного слова). - Что такое алфавит? - Почему нужно знать алфавит? - Где люди им пользуются? ( В классном журнале, при расстановке книг в библиотеке, расположение слов в словарях, энциклопедиях). IV. Целеполагание. - Сегодня на уроке мы повторим и уточним знания об алфавите. V. Работа с учебником (самостоятельная работа). - Выполнения задания по вариантам. Предлагается упражнение, в котором нужно списать слова, расположив их в алфавитном порядке. 1. Портфель, линейка, тетрадь. 2. Шофёр, часовщик, радист. 3. Гитара, флейта, баян. - Проверить. Обосновать и доказать ответ. VI. Физминутка. Мы читали и писали и немножечко устали. Физминутку проведём и все вместе отдохнём. Руки стороны возьмите! И на пояс опустите. Шаг на месте – раз, два, три! Плечи шире разверни. Проведём одну игру: все присядем, скажем «У». Быстро встанем, скажем «А». Нам пора уж за дела. VII. Работа в группах. - Итак, за дела! Сейчас мы с вами будем работать в группах, Я раздам вам карточки. - Вам нужно уточнить значение данных слов, используя толковые словари. Дискета Лабиринт Аптека Любовь Акваланг Динозавр - Укажите, какие слова вы будете искать на букву Д, Л, А. Допишите свои три слова на данную букву. - Подведение итогов работы в группах - Молодцы! На уроке при выполнении упражнений вы показали хорошие знания алфавита. VIII. «Мозговой штурм». - Чем отличаются буквы от звуков? - Чего в русском языке больше? (букв – 33, звуков – 42) - На какие две группы делятся все звуки русского языка? - Какие буквы не имеют звукового выражения? - Какие буквы обозначают два звука? В каких позициях? - Построение схемы. IX. Фонетический разбор слова. Ель е – й – согл., непарн. звон., непарн. мяг. э - гл., уд. л – согл., непарн. звон., парн. мяг. ----------------------------------------------------------------- 3 б. 3 зв. Йэл X. Рефлексия. - Где нам пригодится знание алфавита? - Все ли задания было легко выполнять? - Где вы испытывали затруднения? - Как вы думаете, кто работал сегодня лучше всех? - Что вы расскажите дома о нашем уроке? |