Работа по учебнику. Организация восприятия нового материала. (К) Учитель предлагает детям ответить на вопрос: Можно ли гордиться красотой? (П) Отгадывание загадки «Расшифруй слово». Используя знаки под буквами, расшифруйте слово. (Айога) М шОш Ж Н шО Гш О Р шД Иш Т Ьш С Я Кш Р шА шС шО шТш О шЙ ? (К) Работа с пословицами. Учащимся предлагается прочитать пословицы в учебнике и сделать вывод, какой темой они объединены и в чем заключена настоящая красота человека. (Г) Исследовательская работа. Поиск информации. - Литературное произведение, с которым мы сегодня будем работать, называется «Айога». Это нанайская народная сказка. Айога - это имя нанайской девочки, которую люди считали самой красивой . Нанайцы- это народ севера. У них всегда практически время года зима. Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Гольды – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и их меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, виноград, из которого варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом; волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы ред-кие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом слу-жила берестяная коническая шляпа. - К какому жанру относится это произведение? (сказка) - Верно, это нанайская народная сказка. Подготовка к восприятию текста. С л о в а р н о - л е к с и ч е с к а я р а б о т а (слайды) Нарты – национальные деревянные санки на полозьях длиной не более 2,5 м, высотой – около 1 м, предназначенные для езды на собаках или на северных оленях. Чум – конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири. Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России. Тундра – вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. Кочевники – мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Малица – меховая двуслойная одежда глухого покроя. Стойбище – стоянка кочевников. Первичное восприятие текста сказки А. СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ ПРОСЛУШАЕМ АУДИОЗАПИСЬ СКАЗКИ Аудиопрослушивание сказки «Айога». Хотите узнать, что было дальше?А теперь дальше чтение продолжу (К) Проверка понимания текста сказки. Формулирование вопросов и ответов по содержанию произведения (простые уточняющие вопросы, умение находить ответы из текста) С какой целью люди придумали эту сказку? Чему она учит? – Что вам понравилось в сказке? Что удивило? Чем вы огорчились? – Что вы можете сказать об этой девочке? (она была красивая) Что вы ещё узнали об этой девочке? (отказалась помочь матери, придумывала отговорки) – Какие качества характера Айоги здесь проявились? (Лень, ум, находчивость, хитрость) – Почему же красивая девочка вам не понравилась? (Стала ленивая и всё время любовалась собой.) – Что ещё заметили в этом диалоге? (они как будто поменялись ролями.) Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней. Любила ли мать свою дочь? Давайте разберёмся. Мать не отдала ей лепёшку. Почему? (матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь. Её огорчало поведение дочери.) – А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать? (нет, она бы изменила свое поведение, извинилась) – Как была наказана Айога? (превратилась в гуся) Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? (нет) – Послужило ли Айоге это уроком? (нет, она продолжала гордиться своей красотой) – А на самом деле какой она стала? (некрасивой, неуклюжей) (К) Раскрытие основной мысли текста. Оценивание поступков героя (описание внешнего вида, поступков героя). – Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье? (она очень гордилась своей красотой) – С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку? (её все хвалили) – Кто же виноват в том, что Айога так изменилась? (в первую очередь – она сама, и окружающие) Какого же испытания не выдержала Айога? (красотой) – Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. На что обрекают себя самовлюблённые люди? (они остаются одни) Работа в тетради. (П)Детям предлагается выбрать слова, соответствующие героям сказки, и соединить стрелочками с персонажем, добавить качества, отражающие характер девочек. (К)Учащиеся составляют синквейн об Айоге. 1) Айога. 2) Самовлюбленная, ленивая, грубая, эгоистичная. 3) Любуется, не помогает, злится, сердится, шипит. 4) Не помогала своей маме. 5) Одиночество. |