kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Айога" нанайская народная сказка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все учащиеся смогут:
Узнать о бытовых сказках и её героях.
Большинство учащихся смогут:
Оценить поступки героев как «хорошие» или «плохие» с точки зрения
принятых обществом норм.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Подтверждать свое мнение отрывками из текста.
Рассказать об отличиях бытовых сказок.
Составить картинный план пересказа, определяя правильный порядок
иллюстраций.
Объяснять смысл пословиц.
Некоторые учащиеся смогут:
Придумать и нарисовать свой конец сказки.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Айога" нанайская народная сказка»

Сквозная тема:

ТРАДИЦИИ И ФОЛЬКЛОР

Школа: №8

Дата: «__15__»______02______2018___г.

ФИО учителя: Хавтур Е.А.

Класс: 2 «__Д__» класс.

Количество присутствующих: 30

отсутствующих:30

Лексическая тема:

Бытовые сказки.

Тема урока:

«Айога» (нанайская народная сказка)

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или

по готовому плану/инсценирование.

2.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя).

2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/сказки или по готовым рифмовкам – считалочки (с помощью учителя).

Развитие

навыков:

1.2 Пересказывание произведения.

2.4 Определение жанра литературного произведения.

3.2 Создание творческих работ разных жанров.

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:

Узнать о бытовых сказках и её героях.

Большинство учащихся смогут:

Оценить поступки героев как «хорошие» или «плохие» с точки зрения

принятых обществом норм.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Подтверждать свое мнение отрывками из текста.

Рассказать об отличиях бытовых сказок.

Составить картинный план пересказа, определяя правильный порядок

иллюстраций.

Объяснять смысл пословиц.

Некоторые учащиеся смогут:

Придумать и нарисовать свой конец сказки.

Языковая

цель

Основные термины и словосочетания:

Сказки народные и авторские, волшебные, бытовые, сказки о животных.

Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.

Вопросы для обсуждения:

- Можно ли гордиться красотой?

- Какую традицию, почитаемую у людей разных народов, нарушают люди,

отказываясь помогать своей маме?

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

- самопознание

- познание мира

- музыка

- изобразительное искусство

- трудовое обучение

- музыка

- физическая культура

Навыки

использования ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Предварительные

знания

Тема произведений. Основная мысль. Соотношение темы и заголовка и содержания. Составление простых вопросов по содержанию аудио/видеоматериалов и прочитанной информации. Составление комментария о спортивной игре. Составление постера. Понятие о малых жанрах устного народного творчества: пестушки, потешки, колыбельные, сказки. Виды сказок. Волшебные сказки.




Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

0-1 мин

Создание положительного эмоционального настроя

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)



1-5 мин

Актуализация знаний.

- Давайте попробуем поставить учебную задачу на урок, связав ее с темой «Сказки».

(К) Инсценировка диалога (подготовленные дети).

- Бабушка, расскажи мне сказку.

- А какую хочешь сказку, внучек?

- Бабушка, а разве сказки бывают разные?

Учитель предлагает детям рассказать, какие бывают сказки.

И сегодня мы будем вести разговор об этих сказках. И так ,скажите мне пожалуйста какие виды сказок вы знаете?

Хорошо, спасибо.

Ну, а теперь мы с вами поработаем в группе четверка повернулись друг другу лицом.

Я даю начало Вам сказки , а вы должны в дальнейшем определить какому виду относиться сказка

Сказка в которой идет речь о животных относится? (сказкам о животных).Сказки в которых идет взаимоотношение с людьми. Назовите и напишите мне сказку в которой идет превращение сказочных героев, необыкновенные чудеса.

(Г) Работа в группах. Составление постера «Сказки». А сейчас

СКАЗКИ

/ \ \

волшебные о животных бытовые

Изучение основ теории литературы.

Вывод: Сказки - это один из жанров устного народного

творчества. А еще ,сказки бывают народные и авторские, волшебные, бытовые, а также сказки о животных.

Целеполагание.


Листы бумаги,

фломастеры
























Слайд(презентация)

5-14 мин

Опрос домашнего задания.

Ну сейчас, мы проверим домашнее задание.

Волшебная шкатулка «Вопросы»

1.Главные герои сказки «Гуси-лебеди»?

2. Почему герои сказки «Гуси –лебеди попали в беду?

3.Что ты можешь о них рассказать?

4.Правильно ли ты смог определить вид сказки перед чтением?

5.Чему сказка учит ?

6.Что полезного ты взял в сказке?

Согласна с вами ребята, эта сказка учит нас, что нужно помогать в трудную минуты пришли на помощь друзьям.


Критерии успеха


Цель нашего урока – научиться:

- читать вслух правильно, сознательно и выразительно;

- составлять план произведения;

- пересказывать произведение по составленному плану.


Середина урока

14-24 мин

Работа по учебнику.

Организация восприятия нового материала.

(К) Учитель предлагает детям ответить на вопрос: Можно ли гордиться красотой?

(П) Отгадывание загадки «Расшифруй слово».

Используя знаки под буквами, расшифруйте слово.

(Айога)

М шОш Ж Н шО Гш О Р шД Иш Т Ьш С Я Кш Р шА шС шО шТш О шЙ ?






(К) Работа с пословицами. Учащимся предлагается прочитать пословицы в учебнике и сделать вывод, какой темой они объединены и в чем заключена настоящая красота человека.

(Г) Исследовательская работа. Поиск информации.

- Литературное произведение, с которым мы сегодня

будем работать, называется «Айога». Это нанайская народная сказка. Айога - это имя нанайской девочки, которую люди считали самой красивой . Нанайцы- это народ севера. У них всегда практически время года зима. Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Гольды – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и их меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, виноград, из которого варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом; волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы ред-кие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом слу-жила берестяная коническая шляпа.

- К какому жанру относится это произведение? (сказка)

- Верно, это нанайская народная сказка.

Подготовка к восприятию текста. С л о в а р н о - л е к с и ч е с к а я р а б о т а (слайды)

Нарты – национальные деревянные санки на полозьях длиной не более 2,5 м, высотой – около 1 м, предназначенные для езды на собаках или на северных оленях.

Чум – конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири.

Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России.

Тундра – вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами.

Кочевники – мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства.

Малица – меховая двуслойная одежда глухого покроя.

Стойбище – стоянка кочевников.

Первичное восприятие текста сказки

А. СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ ПРОСЛУШАЕМ АУДИОЗАПИСЬ СКАЗКИ

Аудиопрослушивание сказки «Айога». Хотите узнать, что было дальше?А теперь дальше чтение продолжу

(К) Проверка понимания текста сказки.

Формулирование вопросов и ответов по содержанию произведения (простые уточняющие вопросы, умение находить ответы из текста)

С какой целью люди придумали эту сказку? Чему она учит?

– Что вам понравилось в сказке? Что удивило? Чем вы огорчились?

– Что вы можете сказать об этой девочке? (она была красивая) Что вы ещё узнали об этой девочке? (отказалась помочь матери, придумывала отговорки)
– Какие качества характера Айоги здесь проявились? (Лень, ум, находчивость, хитрость)

– Почему же красивая девочка вам не понравилась? (Стала ленивая и всё время любовалась собой.)

– Что ещё заметили в этом диалоге? (они как будто поменялись ролями.) Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней. Любила ли мать свою дочь? Давайте разберёмся. Мать не отдала ей лепёшку. Почему? (матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь. Её огорчало поведение дочери.)

– А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать? (нет, она бы изменила свое поведение, извинилась)

– Как была наказана Айога? (превратилась в гуся) Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? (нет)

– Послужило ли Айоге это уроком? (нет, она продолжала гордиться своей красотой)

– А на самом деле какой она стала? (некрасивой, неуклюжей)

(К) Раскрытие основной мысли текста. Оценивание поступков героя (описание внешнего вида, поступков героя).

– Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье? (она очень гордилась своей красотой)

– С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку? (её все хвалили)

– Кто же виноват в том, что Айога так изменилась? (в первую очередь – она сама, и окружающие) Какого же испытания не выдержала Айога? (красотой)

– Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. На что обрекают себя самовлюблённые люди? (они остаются одни)

Работа в тетради.

(П)Детям предлагается выбрать слова, соответствующие героям сказки, и соединить стрелочками с персонажем, добавить качества, отражающие характер девочек.

(К)Учащиеся составляют синквейн об Айоге.

1) Айога.

2) Самовлюбленная, ленивая, грубая, эгоистичная.

3) Любуется, не помогает, злится, сердится, шипит.

4) Не помогала своей маме.

5) Одиночество.

Учебник


Слайд

Презентации


http://www.hobo

bo.ru/media/audi

o/item/ayoga


Тетрадь

24-26 мин

Физминутка «Семья».

Расскажите мне, ребята,

Как денек вы провели?

- Все расскажем по порядку:

Утром делали зарядку и для тела, и для глаз.

- Как?

- Вот этак, вот так!

А потом?

- Дружно, весело играли.

- Как?

- Вот этак, вот так!

- А потом?

- В бассейне мы купались, плавали, плескались.

- Как?

- Вот этак, вот так!

- А потом?

- Мы на улице гуляли, за природой наблюдали.

- Как?

- Вот этак, вот так!

- А потом?

- Мы устали, на кроватках отдыхали.


Конец урока

26-38 мин

Работа над содержанием произведения.

)Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, расположить их в правильном порядке и составить план для пересказа сказки по иллюстрациям.

Работа в тетради.

Учащиеся соединяют начало пословиц с концовкой.

Раскрашивают текст пословицы, которая подходит к сказке.

(К) «Мозговой штурм». Можно ли хвалиться красотой? – Какая бывает красота у человека? (внутренняя и внешняя)

Какими качествами должен обладать современный человек, что бы его можно было назвать красивым? Впиши эти качества в портрет. О чём же вы задумались, прочитав эту сказку? (Нужно быть добрыми, не зазнаваться)

А что ценят в людях разные народы? (доброту и трудолюбие)

А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому? Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим? (должна понять, что поступала плохо и тогда она опять сможет превратиться в девочку.)

В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?

(К) В ы б о р о ч н о е ч т е н и е.

– Прочитайте эпизод, в котором описывается превращение Айоги в гуся.

– На глазах соседской девочки происходит превращение, как она – добрый, душевный человек – реагирует на это? Порассуждайте. (Испуг, удивление, жалость, невозможность помочь.)

– Отразилось ли на Айоге происшедшее? Прочитайте. (Никакого вывода Айога для себя не сделала. По-прежнему считает себя очень красивой и довольна собой. Она слишком возлюбила себя, а о других забыла. Так не должно быть. Грустный конец, хотя Айога весело выкрикивает свое имя.)

– Кто виноват в том, что случилось? (Ответы детей.)




Учебник





Тетрадь







Учебник

38-40 мин

Итог урока. Рефлексия.

- Что важнее: внешние качества человека или внутренние?

- Как вы считаете, что делает человека красивым?

Закончите предложение:

Красивый человек - это человек, который... .

- Чему учит сказка «Айога»?

К какому виду сказок относится эта сказка? (Бытовая).

«Букет настроения»

(В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: розовые и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе розовый цветок, если не понравилось, было что –то не понятно, возникали вопросы- голубой»).




Домашнее задание. Пересказ сказки по готовому плану.


Критерии успеха

Бытовая сказка названа так потому, что …. Герои бытовой сказки … .


Дифференциация


Оценивание


Здоровье и соблюдение техники безопасности

В процессе работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся отвечать на простые вопросы, исправляет произношение при чтении вслух стихотворения, совместно разрабатывают план рассказа. Учитель стимулирует способных учащихся отвечать на вопросы и определять настроение автора стихотворения и подбирать ассоциации к словам, писать творческую работу, используя литературные приемы.

Формативное оценивание.

  • Самооценивание по дорожке успеха в тетради «Что я знаю и умею».

  • Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.

  • Результаты наблюдения учите­лем качества ответов учащихся на уроке.

  • Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).

Если нет проектора:

Физминутка для глаз.

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза - как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)

Влево-вправо, назад-вперед. (Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз.)

Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)

Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)

Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Айога" нанайская народная сказка

Автор: Хавтур Елена Анатольевна

Дата: 19.02.2018

Номер свидетельства: 458302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Нанайская народная сказка «Айога» "
    ["seo_title"] => string(34) "nanaiskaia-narodnaia-skazka-aiogha"
    ["file_id"] => string(6) "169154"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423379308"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Открытый урок "Айога" (Нанайская народная сказка)"
    ["seo_title"] => string(48) "otkrytyi_urok_aiogha_nanaiskaia_narodnaia_skazka"
    ["file_id"] => string(6) "460673"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1520172059"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План и технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе Ненецкая сказка "Кукушка". "
    ["seo_title"] => string(110) "plan-i-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-vo-2-klassie-nienietskaia-skazka-kukushka"
    ["file_id"] => string(6) "126752"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415209588"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Календарно-тематическое планирование лит. чтение "
    ["seo_title"] => string(56) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-lit-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113308"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409846939"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "День прав ребенка "
    ["seo_title"] => string(19) "dien-prav-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "239955"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444910325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства