Цели урока: ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться понимания содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: иллюстрации к отдельным строкам стихотворения.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
- Прочитайте «птичьим базаром»:
Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входит семь богатырей, Семь румяных усачей.
- Откуда эти строки?
- Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.
III. Постановка цели урока. Актуализация знаний
1. Предварительная беседа.
- Какие сказки и стихи А.С.Пушкина вам читали дома?
- Какие вы прочитали самостоятельно?
2. Чтение статьи на с. 84 учебника.
- Всего сказок у А.С.Пушкина пять: «Сказка о рыбаке
и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал-
тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают
и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
- Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)
- Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.
IV. Изучение нового материала
- Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислу
шивайтесь, делайте легкие пометки карандашом в тексте,
если встретятся непонятные слова.
1. Чтение стихотворения учителем (две последних строки -
не читать).
- Почему я не прочитала вам последние две строчки? (Это
уже относится к поэме. Начинается новая мысль.)
2. Словарная работа.
- Что такое Лукоморье? Кто знает?
- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - ЛУКоМО-РЬЕ. Получается залив (учитель рисует на доске).
Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вышедшие из