Просмотр содержимого документа
«У лукоморья дуб зеленый А.С. Пушкин»
Поурочный план
Учитель: Турсунова Д.Н.
Предмет: литература
Тема урока: ВНЧ. А.С. Пушкин. У лукоморья дуб зелёный…
Цели урока:
Выявить читательский опыт детей (знание произведений А.С.Пушкина).
Познакомить с жанрами произведений А.С.Пушкина.
Познакомить с понятиями "эпитет", "олицетворение".
Отработка навыка выразительного чтения.
Задачи:
1. Образовательные – расширение и закрепление знаний детей о А.С.Пушкине, о его сказках.
2. Развивающие – развитие интереса, внимания, памяти, творческих способностей, наблюдательности, расширение кругозора.
3. Воспитательные – воспитание умения выслушивать товарища, эстетическое воздействие на учащихся, воспитание культуры поведения, нравственности.
I. Орг.момент.
II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы урока.
-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта, узнаем в каких литературных жанрах писал Александр Сергеевич Пушкин, вспомним уже известные вам произведения, поработаем со знаменитым отрывком "У Лукоморья дуб зелёный"
IV. Работа над новым материалом.
Рассказ учителя о жизни и творчестве А.С.Пушкина
-Поэзию будущий поэт любил с раннего возраста и начал сочинять стихи ещё ребёнком. Известен такой факт. Как-то мальчик долго не засыпал, его спросили: "Почему, Саша, не спишь?". Он ответил: "Сочиняю стихи".
В большой библиотеке отца Саша проводил долгие часы за чтением, читал всё, что попадалось под руку. К семи годам он уже свободно читал, говорил и писал по- французски, а русской грамоте его выучила бабушка.
Любовь к произведениям фольклора он пронёс через всю жизнь и выразил в своём творчестве: великолепные сказки А.Пушкина и сейчас считаются лучшими литературными произведениями этого жанра.
Страсть поэта к сочинительству стала прочной в период его обучения в Царскосельском лицее, где талантливые учителя словесности развивали творчество юношей и их интерес к поэзии.
Великий поэт оставил нам в дар более тысячи стихов, поэм, драматических произведений, повестей и сказок. По его произведениям снято много фильмов и мультфильмов.
Составление схемы "Жанры произведений А.С.Пушкина". Работа с выставкой книг
-Что писал А.С.Пушкин? (стихи)
-А какой жанр произведений А.С.Пушкина вам хорошо известен и наиболее любим? (сказки)
Дети работают с выставкой книг(возможна работа учащихся в группах), рассматривают титульные листы, определяют жанр произведений и дополняют схему (поэма, роман, повесть, рассказы)
Актуализация знаний. Повторение изученных сказок.
-Давайте вспомним сказки А.С.Пушкина. Им написано 7 сказок, 5 из них вы прекрасно знаете.
По вопросам дети узнают сказку и на доске появляются иллюстрации к каждой сказке.
-"Ещё пуще старуха бранится:" Это отрывок из сказки:(Сказка о рыбаке и рыбке.)
-Из какой сказки эти предметы: яблоко, зеркало, хрустальный гроб? (Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях.)
- Вот он кричит: "Поди-ка сюда, верный мой работник:" (Сказка о попе и его работнике Балде.)
- Герои какой сказки царь Дадон, Шамаханская царица. Царь Дадон решал свои государственные дела при помощи домашней птицы. (Сказка о золотом петушке.)
- В какой сказке молодой царевич являлся к отцу в образе комара, мухи, шмеля? (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)
-Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря? (Ровно 30 лет и 3 года.)
- Какую песенку пела белочка? (Во саду ли, в огороде.)
- За какую плату Балда договорился работать у попа?(В год за три щелка попу по лбу)
- Вы вспомнили пять сказок Пушкина. Еще им были написаны 2 сказки: "Сказка о Медведихе" и "Жених".
- Попробуйте закончить строчку из произведения А.С.Пушкина.
- Он видит сумрачный курган; у ног Людмилы спит: (Руслан)
Знакомство с новым произведением.
- Из какого произведения герой Руслан?(Сказочная поэма "Руслан и Людмила")
Показ книги. Чтение первых 6 строчек
-Откройте учебник на стр. 57
Просмотр мультфильма "У лукоморья дуб зелёный" (Видеочтение произведения профессиональным чтецом)
-Каким вы представляете лукоморье?
-Прочитайте самостоятельно для себя данный отрывок (стр.---)
-Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
-Рассмотрите иллюстрацию. Найдите чудеса.
Перечитаем отрывок и попробуем разделить его на части.
Знакомство с понятием "олицетворение"
Вводится понятие "олицетворение" (выразить, представить в образе живого существа)
Прочитать примеры из текста.
Выборочное чтение.
-Найдите слова, которые доказывают, что это не самостоятельное произведение, а отрывок большого произведения (Одну я помню: сказку эту поведаю теперь я свету:)
- Если сравнить с русскими народными сказками, то чем бы этот отрывок являлся в них? (Присказка).
Словарная работа. Работа над выразительностью чтения.
- Перечитаем по частям, попробуем понять смысл незнакомых вам слов.
Что значит "златая"?
Как понимаете слово "дол"?
Объясните слова "невиданные" и "неведомый".
- Значения каких слов вам еще не понятны. (Дети находят слова, читают их и объясняют смысл)
Вводится понятие "эпитет"(образное, художественное определение)
V. Итог урока.
-Сказки Пушкина пронизаны не только волшебством, таинственностью, учат добру, справедливости, но и в них много юмора.
- Назовите положительных и отрицательных героев из сказок А.С.Пушкина.
- Какие сказки вы вспомнили при чтении этого отрывка?
Домашнее задание.
выучить наизусть стихотворение.
Когда будете рассказывать, обращайте внимание на знаки препинания, паузы, тон и темп чтения.