Тема | А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») Выразительное чтение, словесное иллюстри-рование стихотворения. |
Цели | Образовательные: познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей. Воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии. Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности. Формировать УУД: Выразительно читать лирическое произведение. Привлекать читательский опыт. Определять свое впечатление от прочитанного. Выявлять авторскую позицию. Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию. Подбирать эпитеты, синонимы, антонимы к словам. Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле). |
Планируемый результат | Предметные: Познакомиться с биографией и произведением А.С. Пушкина. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять к собеседнику внимание, терпение. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Межпредметные связи | Русский язык |
Ресурсы: | Э. Э. Кац «Литературное чтение»: Рабочая тетрадь 1 ч., М.; АСТ: Астрель, 2013 год; Э. Э. Кац Обучение в 3-м классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование, 2014 г. |
Организация пространства | фронтальная работа, индивидуальная работа. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) | Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора! | |
2. Актуализация знаний. (7 мин) | - Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети». - Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? | «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». |
3. Новое знание (10 мин) | Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила». - Кто слышал эту сказку? О чем она? - Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824. Давайте прочитаем отрывок из этой поэмы «по цепочке». | Отвечают на вопросы учителя, опираясь на собственный опыт. (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана - Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, о их приключенuяx и счастливом конце.) Читают произведение |
4.Физкультминутка (1 мин) | 1. Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза. 2. Движение глазными яблоками: - глаза вправо –вверх; - глаза вправо - вниз; - глаза влево – вверх; - глаза влево – вниз. Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд. | Выполняют упражнения |
5. Словарная работа (8 минут) | Словарная работа. - Что такое Лукоморье? Кто знает? - Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив (учитель рисует на доске). Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.) Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ведает. - Что означает слово «дол»? Как бы Противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев - долина.) Как вы понимаете слова «видений полны»? О заре - на заре. - Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) Пленяет - берет в плен. Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет - сохнет. | Работают над словами, объясняют значение слов, подбирают синонемы. |
6. Обсуждение произведения (7 мин) | - О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный? - В каких других произведениях сказочных героев? - Попробуйте устно нарисовать персонажей, какими вы их себе представляете? | Отвечают на вопросы, работают с текстом. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | - Произведение какого писателя читали? - Как называется произведение? - С каким настроением вы пойдете на перемену? | |
8. Домашнее задание (1 мин) | Выучить отрывок наизусть. | |