kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное чтение тема: ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА. ОТРЫВКИ ИЗ ПОЭМЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА». «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан по программе 21 век литературное чтение. Тема урока: " Произведения А.С. Пушкина отрывок из поэмы Руслан и Людмила " У лукоморья дуб зеленый." На уроке используется  технология кроссенс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение тема: ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА. ОТРЫВКИ ИЗ ПОЭМЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА». «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ…»»

Литературное чтение по программе 21 век.

Тема: Произведения А. С. Пушкина. Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила».
«У лукоморья дуб зелЕный…»

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, с новым жанром (поэма), отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»; способствовать формированию навыка выразительного чтения поэмы, воспитанию интереса к языку поэзии

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые

результаты

(предметные)

Понимают литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Имеют представление об эпитетах, устойчивых эпитетах. Находят сходства и различия между литературной и народной сказками (герои, структура, язык произведения); выразительно читают. Знают произведения А. С. Пушкина

Личностные

результаты

Приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: общеучебные – владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; осуществляют сравнение, обобщение, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свое действие.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации

Основное содержание темы, понятия и термины

Произведения А. С. Пушкина. Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зеленый…». Эпитеты, устойчивые эпитеты. Выразительное чтение



оборудование

Презентация к уроку, карточки, плакат.





Сценарий урока

Этапы урока

Цель

деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты

I. Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствует учащихся.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Подготовка к основному этапу занятия

Антиципация
(предугадывание предстоящего чтения). Постановка учебной

задачи

- Послушайте высказывание:

– Сказка - ложь да в ней намек, добрым молодцам урок.


- Как вы понимаете эти слова?

- Каждая сказка нас чему-то учит.

- А чем заканчивается сказка?

- В Сказке всегда бодро побеждает зло.

- А какие герои бывают в сказках?

_ Ребята, а скажите, какая ассоциация у вас со словом сказка?

Работа в группах:

Давайте поработаем в группах, перед вами картинки попробуйте составить из них логическую цепочку.

- Посмотрите у вас практически получилось одинаково, а расскажите почему вы так построили свои картинки?

А что или кто объединяет все эти картинки?

- Правильно. А.С. Пушкин

Посмотрите на экран.

- Кто это? ( серый волк)

- Что вы можете сказать о нем как о сказочном герое?

- А это что такое? ( борода)

- Кому может принадлежать борода?

- А это кто? ( русалка)

- Никто не догадался с каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке?

( Если нет, то)

- Посмотрите на наш ряд картинок, здесь есть еще подсказка ( дуб)

-Догадались? " У Лукоморья дуб зеленый"

- А кто написал это произведение?

- Конечно, А.С Пушкин.

- И так какова тема нашего урока?

" У лукоморья дуб зеленый..." - автор А. С. Пушкин

- Какие задачи нам предстоит решить на этом уроке?

Узнать- ( что мы можем узнать?)

Научиться-( чему будем учиться? Для чего?)

Поделиться- ( чем поделимся?)

Давайте составим план нашего урока:

1. Вспомним о жизни Пушкина ( портрет)

2. Познакомимся с новым произведением ( книга)

3. Узнаем кто герои этого произведения.( сюжет)

4 Будем учиться читать выразительно.( картинка рассказчика)

5. Поделимся своим настроением.


Рассматривают портрет
А. С. Пушкина, называют его фамилию, имя, отчество.

Называют знакомые произведения А. С. Пушкина.

Предугадывают тему урока, предстоящее чтение. Делают прогноз.







Работают с толковым словарем В. И. Даля

Личностные: проявляют интерес к учебному мате-
риалу.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

















Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с ис-пользованием учебной литературы.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли

III. Работа

с текстом

до чтения

Ознакомление с жизнью и творчеством поэта

- И так давайте вспомним :

Что вы знаете о жизни А. С. Пушкина?

В доме Пушкиных была большая библиотека, его родители очень любили литературу, у них много было книг особенно на французском языке. Маленькому Саше рано привили любовь к чтению. Пробовать свои силы Пушкин начал рано, в 6 лет он сочинил свое первое стихотворение на французском языке . В 9 писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом, а в 15 лет самым первым опубликованным стихотворением Александра Сергеевича Пушкина стало произведение «К другу стихотворцу" С этого времени начинается писательский путь поэта.

Большой след в его жизни оставила его няня Арина Родионовна. Она была очень близким ему человеком, рассказывала поэту много сказок. Он очень ее любил. Когда няни не стало А.С. Пушкин очень сильно переживал.

За свою короткую жизнь 38 лет Пушкин написал очень много удивительных произведений.

- И так выполнили первый пункт нашего плана?

- Ребята, а можем мы назвать Пушкина сказочником?

- А какие он написал сказки , давайте вспомним:

  • Сказка о рыбаке и рыбке

  • Сказка о золотом петушке

  • Сказка о попе и о работнике его Балде

  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

  • Сказка о царе Салтане...

_- Кто был самым внимательным, сколько же написал Пушкин сказок? (5)

- Какая особенность сказок Пушкина?

- Как они написаны?

- А что еще писал Пушкин ? ( стихи)

- Ну, конечно, в первую очередь он известен , как поэт.


Слушают сообщение. Отвечают на вопросы


















Предметные: владеют информацией о жизни и творчестве А. С. Пушкина

IV. Работа

с текстом

во время чтения

Понимание
текста на уровне содержания и смысла

- И так перейдем ко второму пункту нашего плана.

Что обозначает книга?( знакомство с новым произ-ем)

- Давайте все внимательно послушаем и посмотрим мультфильм " У лукоморья дуб зеленый"

-Ребята вы должны запомнить героев этого произведения.

( Слушают отрывок)

- Каких же вы запомнили сказочных героев?

- Чем впечатлило вас это произведение?

Как вы думаете, к какому литературному жанру можно отнести его? (Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение)


- Давайте откроем книги на странице 80 , прочитайте название и посмотрите, что написано в скобках?


- Это вступление к поэме «Руслан и Людмила».


- А что такое ПОЭМА? Кто из вас знает?


-Давайте обратимся к словарю в С.И.Ожегова.


Сегодня со словарем у нас работает Юля

-Ученик читает: поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.


Поэма – это для нас новый вид жанра произведений А. С. Пушкина

Она написана тоже в стихах и ее часто называют сказкой.




Слушают чтение учителем. Знакомятся со значением новых слов

















Личностные: эмоционально воспринимают произведение.

Предметные: воспринимают содержание произведения на слух

V. Работа

с текстом

после чтения




























































VI. Работа по частям текста.


Упражнение

в выразительном чтении


- А сейчас, ребята, вы будете работать самостоятельно.

- Прочитаете этот отрывок, но обратите внимание в этом отрывке очень много встречается устаревших слов, значение которых вам возможно не известны, возьмите простой карандаш.

- Вы сейчас будете читать по 6 строчек и попутно подчеркивать слова,

которые затрудняетесь объяснить, понять.


Словарная работа:


1) Лукоморье- «Лукоморье» родом от сочетания слов «лук» и «моря», что означает «изгиб берега моря», как будто тетива натянулась и лук изогнулся, так изогнулся морской берег. Есть мнение, что эта местность — не выдумка автора, а реально существующая точка на карте, место, где однажды доводилось бывать поэту. Называется оно мысом Фиолент и находится на Крымском полуострове, там расположен древний монастырь, который Пушкин посещал ни один раз.



Златая- золотая.

2) Неведомых- неизвестных

Невиданных- не видел никто

3) Дол- пространство вдоль реки.

Брег- берег

Чредой- по очереди

4) Мимоходом -проходил мимо

Пленяет- берет в плен

Тужит- тоскует, скучает

Чахнет- болеет

Поведаю- расскажу

ФИЗМИНУТКА

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.








Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?

- давайте прочитаем первую часть

- Почему у Пушкина Кот ученый? ( образованный , рассказывает сказки, поет песни) Написана это поэма " Руслан и Людмила", как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, которые она рассказывала Пушкину, есть такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот» А цепь золотая обозначает силу волшебства.



-А теперь давайте выясним какие же чудеса встречаются так их назвал Пушкин, или сказочные герои

Это третий пункт нашего плана

Работа в парах .

- прочитайте вторую часть, читая по две строчки и запишите на карточках в пустых квадратах чудеса, которые вам повстречаются.

1- вариант записывает на розовых квадратах, а 2-вариант на голубых.

(проверка)

- все заполнили квадраты?

- сколько чудес повстречалось? Назовите их

- Смотрите сколько поместил в лукоморье А. С. Пушкин сказочных героев.

- Как вы думаете, а встретятся ли эти персонажи на страницах поэмы " Руслан и Людмила?"

- А что для этого нужно сделать?

-Ребята , а как вы объясните слова поэта: " Там Русский дух...там Русью пахнет!"

-Пушкин очень любил и ценил русские народные сказки.

-Узнали какие же сказочные персонажи встретились у Лукоморья

4-й пункт нашего плана выразительное чтение.

Правильно подготовиться к выразительному чтению нам поможет памятка.

Давайте ее восстановим.


Памятка выразительного чтения

1 Правильно ставь ударение

2 Соблюдай паузы

3 Выбери силу голоса

4 Определи темп

5. Читай эмоционально

6 Покажи интонацией свое отношение к произведению.

-Подготовимся читать выразительно только первую часть стихотворения.

- Возьмите карандаши, я буду читать, а вы в нужном месте ставьте паузы.

СПРОСИТЬ 3 ученика

- У кого получилось лучше всего?

А остальную часть стихотворения вы по образцу и по памятке, она у вас есть в конце учебника, подготовите дома.



Ребята, сегодня мы работали над новым материалом, я хочу отметить детей самых активных, тех которые отвечали много на уроке, читали отрывок выразительно( перечислить детей)

- А остальные ребята могут пятерки получить на следующем уроке чтения, когда дома подготовят этот отрывок.

- Ребята, а вы помните с каких слов я начала наш урок?

- А кому принадлежат эти слова догадались?

- А его котом ученым была, наверное, его няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему эти сказки.

- А как вы думаете, о каком уроке хотел нам сказать поэт?

 Любая сказка-это вымысел, небылица, но в каждой сказке есть поучение, совет ,намёк на то, чего делать не следует и стоит запомнить, как чужую ошибку















Выразительно, осознанно читают. Отвечают на воп-росы































































































Отвечают на вопросы















Готовят выразительное чтение.




































































Предметные: выразительно читают.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения











































Предметные: выразительно читают.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

VI. Рефлексия

Оценка настроения после учебной деятельности

И последний пункт плана

Поделиться настроением.

- Я думаю, что многие из вас захотят прочитать поэму " Руслан и Людмила полностью", может некоторые, захотят выучить наизусть этот отрывок, я уверена, что ваши родители помнят это стихотворение наизусть, вы можете их спросить об этом.

-ну, а если вам не понравилось произведение вы подготовьте выразительное чтение.

Возьмите листочки на парте и выберите один цвет, посмотрите, что он обозначает и наклейте на наш дуб.

Мы выполнили задачи, которые ставили перед собой?




Оценивают свое настроение после учебной деятельности. Выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения, и поднимают его

Регулятивные: осуществляют рефлексию способов
и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Домашнее задание

Развитие памяти. Выразительное чтение наизусть

Дает задание по выбору

– Выучите наизусть отрывок «У лукоморья дуб зеленый…» или читают выразительно

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бахарева Наталья Александровна

Дата: 06.09.2020

Номер свидетельства: 557034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин "У лукоморья дуб зелёный" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-a-s-pushkin-u-lukomor-ia-dub-zielionyi"
    ["file_id"] => string(6) "117110"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412699687"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. А. С. Пушкин и его сказки. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-1-klassie-a-s-pushkin-i-iegho-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "221662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435508784"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства