Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин и его сказки.»
Конспект открытого урока
литературного чтения
в 1-ом классе
(по ФГОС)
Дьяченко Жанна Васильевна
Учитель начальных классов
МАОУБ СОШ№7
г.Владикавказ
2015-2016 учебный год.
Тема: А.С.Пушкин и его сказки.
Цель: Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Адекватно оценивать свои достижения;
3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
-Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья. Там познакомимся еще с одним автором сказок, послушайте внимательно.
Читается отрывок (аудио запись) из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый…»). (Слайд 4)
-Кто может сказать, что такое Лукоморье?
-Кто может назвать автора этих строк?
-Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова которые здесь зашифрованы.
ЧWQИUZТQIANVTRDЬ
ДJZУURMQSAJYTIVЬ (Слайд 5)
(читать, думать)
-Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать). (Слайд 6)
- Сегодня на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.
Л1; Р3; П4; К2.
Ответы детей.
Физ.минутка (видео) (Слайд 7)
Работа по теме урока
Фронтальная работа
Работа по учебнику, с. 52 – 53
- С произведениями, какого автора мы сегодня познакомимся? (Слайд 8)
-Обратите внимание, у нас оформлена выставка посвященная творчеству великого поэта А.С.Пушкину. Вы можете потом ознакомиться с ней.
Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя)
-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.
Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 9)
Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. (Слайд 10)
Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд 10)
В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. (Слайд 11) Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.
-А кто читал произведения А.С.Пушкина? Какие?
- Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Доскажи словечко», нужно будет вспомнить сказки А.С.Пушкина и досказать словечко хором.
«А сама-то величава,
Выступает, будто…(пава)»
(«Сказка о царе Салтане…»)
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ехали? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете…(чудо)»
(«Сказка о царе Салтане…»)
«Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем нам приготовят…(мешок)»
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
«А сидит в нем князь Гвидон,
Он прислал тебе…(поклон)»
(«Сказка о царе Салтане…»)
«Коли красная девица,
Будь нам милая…(сестрица)»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и …(плотник)»
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1.
Прогнозировать содержание раздела.
Работа по учебнику, с. 52 – 53
Рассмотрите иллюстрации на с.52-53.
-Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкин.)
-Теперь давайте мы почитаем отрывки из сказок знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.
Но перед тем как начать читать проведем гимнастику для язычка.
(текст с. 52-53 читает учитель, дети следят по учебнику).
Самостоятельная работа. Выразительное чтение.
- Найди в учебнике и прочитай выразительно четверостишие к иллюстрации. Назови название сказки и автора.
(Слайды 13, 14, 15, 16)
Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1
Обсуждать прочитанное.
Читать произведение плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.
Физминутка (Слайд 17)
Много дети мы читали
И немножечко устали.
Встанем, детки отдохнём
Физминутку проведём.
Раз поднялись, потянулись,
Два согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Семь и восемь – (лень отбросим!)
Продолжение работы по теме
Работа в парах.
-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
-Как вы уже заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах?
-Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?
-А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?
-Для начала нужно научиться подбирать рифму.
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 18)
Кошка – мошка, плошка, окошко;
Майка – лайка, чайка, гайка;
Ночка – почка, кочка, дочка … (Слайд 19)
-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.
-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)
Работа в парах.
-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие.
1 ряд – комар, кошмар, отвар, шар…
2 ряд – муха, ухо, уха, лопуха…
3 ряд – шмель, ель, апрель, метель …
Работа в группах.
-В сказках всегда происходит волшебство. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли волшебников. Дело в том, что злой колдун испортил иллюстрации к сказкам. Нужно помочь сказочным героям, соберите картинку и назовите к какой сказке она, назовите героев этой сказки.
Собери мозаику (в конверте)
Итог урока
-С каким автором мы сегодня познакомились?
-Отрывки, из каких сказок читали?
-Что пробовали сами?
- Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?
К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
-Похлопайте - кто доволен своей работай.
-Потопайте - кто испытывал затруднения при выполнении заданий.
Вот и все. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки ее взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять!
-На нашей выставке, посвященной творчеству великого поэта, я приготовила для вас кроссворд по сказкам А.С.Пушкина. Чтобы разгадать его вы можете обратиться к его книгам. Желаю вам чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина.
Р3. Оценивать свои достижения.
Ученики оценивают свою работу.
Справка по итогам анализа урока русского языка
СПРАВКА
АНАЛИЗ УРОКА по литературного чтения
В СООТВЕТСВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.
в 2 «В» классе МАОУБ СОШ №7 учителя Дьяченко Ж.В.
Тема урока : « А.С.Пушкин и его сказки» .
Методы работы учителя на уроке соответствуют содержанию материала, способствуют развитию наблюдательности и логичности мышления.
Учитель применяет способ индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся в зависимости от их индивидуальных способностей.
На уроке соблюдается реализация технологии деятельностного метода: принцип непрерывности учебного процесса, целостности, творчества.
Все методы и приемы, направленные на формирование УУД были использованы.
Мотивация осуществляется в течение всего урока. Дьяченко Ж.В. владеет коллективом, соблюдает педагогический такт.
Проведенный урок соответствует требованиям системно - деятельностного подхода.